Организация самостоятельной работы по английскому языку как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий на
младшем этапе обучения
Введение 3
1 Самостоятельная работа как средство формирования УУД на
6 начальном этапе обучения английскому языку
1.1. Самостоятельная работа - ее сущность, значение и содержание... 6
1.2. Виды формы самостоятельной работы по иностранному языку на
17
младшем этапе обучения
1.3. Виды универсальных учебных действий и их характеристика 22
1.4. Возрастные особенности младших школьников 28
Вывод по главе 1 34
2 Организация самостоятельной работы на начальном этапе
36 обучения английскому языку
2.1. Типы упражнений и заданий для самостоятельной работы 36
2.2. Рекомендации по использованию комплекта упражнений и
40 заданий для самостоятельной работы
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 57
Приложение Д 58
Приложение Е 59
Приложение Ж 60
Приложение И 61
Приложение К 62
Современная система образования, одной из основных задач, ставит воспитание активной, творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и способность использовать эти знания на практике.
Систематическая самостоятельная работа позволяет учащимся глубоко усвоить знания и использовать эти знания в практической деятельности.
Министерство образования выдвигает новые требования к организации образовательного процесса. Согласно этим требованиям увеличивается объем времени отводимый на самостоятельную работу учащихся. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) необходимо воспитывать самостоятельность учащихся, формировать умения учащихся учиться и формировать готовность к саморазвитию. Ученики не обладающие данными качествами, будут испытывать сложности в дальнейшем обучении по предмету. Учащиеся смогут справляться с нарастающими требованиями к самостоятельной работе, объему учебного материала и в итоге не теряют интерес к предмету и учебе в целом [2, с. 4].
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен тем что, не у всех старших школьников сформирован навык самостоятельной работы и регулятивные учебные действия (УД), поэтому учителю иностранного языка вместе с другими учителями, необходимо формировать вышеупомянутые навыки и действия на начальном этапе обучения.
Актуальность выбора темы исследования подтверждается следующим: во-первых, в соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Более того, в целях реализации основной образовательной программы для участников образовательного процесса должны создаваться условия, «обеспечивающие возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников» [2, С. 3, 17].
Во-вторых, в начальной школе учащиеся пропускают большое количество уроков в связи с болезнями или выезда с родителями на отдых, поэтому согласно локального акта, регламентирующего образовательную деятельность в лицее №9 «Лидер», учащимся, начиная с 5 класса, пропустившим значительное время учебных занятий, предоставляется определенное время (не более 1 месяца) для самостоятельного освоения пропущенного материала. Лицей в свою очередь создает для этого соответствующие условия. Таким образом, учителю необходимо предоставить систему упражнений для самостоятельной работы по пропущенному материалу. Наша задача заключается в том, чтобы заранее подготовить учащихся 4-х классов к данному виду деятельности и формировать умения самостоятельной работы.
Цель исследования: разработать упражнения и задания для самостоятельной работы по английскому языку способствующие формированию регулятивных универсальных учебных действий на младшем этапе обучения.
Объект исследования: процесс иноязычного образования на младшей ступени обучения.
Предмет исследования: формирование регулятивных учебных действий в ходе самостоятельной работы по английскому языку на младшей ступени обучения.
Гипотеза исследования: правильная организация самостоятельной работы по английскому языку на младшем этапе обучения будет способствовать формированию регулятивных учебных действий...
Систематизация теоретического и практического опыта изучения самостоятельной работы в современной школе убедила нас в том, что она является неотъемлемой частью педагогического процесса.
Самостоятельная работа является одним из путей повышения эффективности знаний, активизации учащихся на уроке. Она способствует формированию УУД, развитию интереса к предмету, быстрому и прочному запоминанию учебного материала и сохранению его в памяти на длительный срок, развитию творческих способностей, мышления и внимания. Основное значение самостоятельной работы заключается в расширении и углублении знаний, полученных в школе, поддержании и совершенствовании иноязычных коммуникативных умений на адаптивном уровне.
В соответствии с целью и задачами получены следующие результаты:
1. изучены теоретические аспекты самостоятельной работы;
2. изучены теоретические аспекты универсальных учебных действий;
3. изучены возрастные особенности младших школьников;
4. составлены упражнения и задания для самостоятельной работы по английскому языку способствующие формированию регулятивных универсальных учебных действий на младшем этапе обучения;
5. даны рекомендации по использованию комплекта упражнений и заданий для самостоятельной работы.
Гипотеза исследования, которая основывалась на том, что правильная организация самостоятельной работы по английскому языку на младшем этапе обучения будет способствовать формированию регулятивных учебных действий, подтвердилась.
В рамках выпускной квалификационной работы было проведено теоретическое обоснование в результате которого мы пришли к выводу, что самостоятельная работа - это работа выполняемая учащимися без помощи учителя, но под его руководством. Формировать навыки самостоятельной работы следует начинать с начальных классов. Работа должна выполняться в подходящем месте, учащимся необходимо осознавать цели выполняемой деятельности и уметь пользоваться соответствующими средствами обучения.
Особенностью обучения иностранному языку является его обязательная непрерывность и систематичность. В процессе самостоятельной работы учащиеся учится формирующему оцениванию, которое способствует развитию регулятивных УД.
Для раскрытия основных видов самостоятельных работ мы рассмотрели классификации предложенные разными авторами. Наиболее подходящими являются классификации предложенные Стрекозиным В.П. (основанная на источниках знаний) и Пидкасистым П.И. (разработанная в соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности).
Для эффективной организации самостоятельной работы учащихся выделяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную.
Важным компонентом обучения в начальной школе является формирование универсальных учебных действий или умения учащихся учиться. Все универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы 1) личностные, 2) регулятивные, 3) познавательные и 4) коммуникативные.
К возрастным особенностями младших школьников при обучении иностранному языку относятся: неусидчивость, переход от наглядно-образного мышления к словесно логическому, механическая и произвольная память, непроизвольность внимания. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста становится учебная деятельность, но игра все еще занимает значимое место в жизни школьника...
1. Российская Федерация. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. ст.12, ст.28, ст.75.ч.1 в редакции от 02.03.2016.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.
3. Примерные программы начального общего образования, часть 2.
- М.: Просвещение, 2010.
4. Локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность. Положение о системе оценивания, текущем контроле успеваемости, формах и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся 5-11 классов в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 9 «Лидер».
5. Абаков В.А., Бизюк А.П. Володин Н.Н. Клиническая психология: учебник / под ред. проф. Б.Д. Карвасарский. СПб: Питер, 2004. 553 с.
6. Азарова С.И. и др. Английский язык: Милли: Учебник для 4 кл. общеобораз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2014. 128 с.
7. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. 151 с.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Дрофа, 2008. 583 с.
9. Браф С. Краткая грамматика английского языка: учебное пособие.
- М.: Астрель: АСТ, 2008. - 94 с.
10. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Логос, 2000. 384 с.
12. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. - М., 1939-1941.
13. Касаткина О.В. Опыт исследования самостоятельной работы студентов факультета дистанционного обучения МГППУ// Психологическая наука и образование. 2009. N5. С. 14-19.
14. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
15. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. - Ростов н/Д.: МарТ, 2005. С...45