ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого - педагогические и лингвистические основы исследования
1.1 Характеристика воображения 7
1.2 Полноценное восприятие художественного текста
младшими школьниками 10
1.3. Характеристика творческих заданий на уроках литературного чтения 29
Вывод по 1 главе 26
Глава 2. Методические основы исследования
2.1. Творческое воображение младших школьников как предмет исследования 27
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение. 31
2.3. Словесное рисование как средство развития творческого
воображения младших школьников 37
Вывод по 2 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Проблема развития творческих способностей младших школьников является педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя регулярного, пристального внимания и последующего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, оригинальностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях.
Сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся сознавать и удивляться, находить решения в нестандартных ситуациях. Каждый ребенок своеобразен и неповторим. Каждый ребенок - личность. И важнейшей задачей для учителя является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, умеющей творчески подойти к выполнению поставленных заданий. Творчество оживляет познавательный процесс, стимулировать его. Детское творчество безгранично. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать трудности, активность во всех делах и , в первую очередь, в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность захватывать и развивать познавательный интерес.
Воображение - одна из основных характеристик интеллектуальной деятельности человека. Преимущественная значимость воображения в восприятии окружающей реальности, развитии мышления и памяти - одна из ключевых характеристик младшего школьного возраста. В промежутке с 6 до 10 лет воображение ребёнка - это мост между находящейся вокруг реальностью и его внутренним миром. Непосредственно по этой причине особое внимание педагог в своей профессиональной деятельности обязан уделять развитию воображения.
Воздействие на воображение - умение воссоздавать находящуюся вокруг реальность и представлять себе несуществующую действительность - должно реализовываться через творческую активность. Идея каждого рассказа, картины либо мелодии появляется благодаря вымыслу, понятию будущего творения, его содержания и основной концепции. Поэтому творческий процесс способен стимулировать развитие фантазии. Направление воображения ребёнка в верное русло в период его приобщения к литературной, художественной либо музыкальной деятельности способно стать залогом для правильного развития ключевых качеств характера.
С помощью уроков литературного чтения возможно использовать наиболее оптимальную методику духовного воспитания и нравственных ценностей посредством творческих работ. Окунаясь в мир книжных героев, их действий и отношений, ребёнок учится понимать находящийся вокруг мир и лично становится действующим соучастником происходящих в действительности событий. Формируется модель его поведения, общения с ровесниками, родителями и учителями; молодой читатель учится выполнять выбор в трудных жизненных ситуациях. Ему может помочь в этом фантазия: ребёнок представляет себя на месте героев литературных произведений, сопоставляет себя с ними, оценивает собственные способности и ценности, учится находить решение в сложных ситуациях.
Бесценную помощь при работе по формированию и развитию творческих способностей младшего возраста оказывают уроки литературного чтения, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. Этому способствуют различные задания, которые учитель использует на уроках литературного чтения.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, оживляют познавательный процесс, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. Современное общество нуждается в самобытных личностях, ответственных, способных творчески мыслить, принимать решения.
Цель исследования - выявить актуальный уровень творческого воображения третьеклассников и разработать специальные задания, направленные на развитие творческого воображения.
Объект исследования - творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень творческого воображения третьеклассников.
Гипотеза исследования - предполагаем, что творческое воображение учеников третьих классов характеризуется низким уровнем развития беглости, гибкости, оригинальности и тщательности проработок.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Охарактеризовать виды творческих заданий на уроках литературного чтения.
3. Выявить особенности творческого воображения третьеклассников.
4. Разработать специальные задания, направленные на развитие творческого воображения младших школьников.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Опросные методы.
3. Ассоциативный эксперимент
4. Анкетирование.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ Гимназии №16 города Красноярска, в нем приняли участие 23 ребенка в возрасте 9 - 10 лет, из них 9 мальчиков и 14 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Рассмотрев проблему формирования воображения младших школьников, мы пришли к заключению, что в детском возрасте развитие воображения считается одним из наиболее важных элементов развития личности, таким образом как фантазия (наравне с мышлением) считается основным модулятором психической активности, познания, общественной и трудовой области. Это движущая сила умственного развития, созидательной работы и духовно-нравственного воспитания. Согласно- сути, фантазия считается важным элементом нервной деятельности человека. В связи с этим, его правильное развитие и формирование приведёт к психическому балансу и слаженному формированию в период становления личности.
Изучив характерные черты творческой работы детей младшего школьного возраста, выявлено, что, с точки зрения психологии, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования творческих способностей, так как в данный промежуток дети весьма любознательны, и хотят узнавать находящийся вокруг их мир. Мышление у младших школьников независимое, оно пока не задавлено стандартами и общепризнанными нормами окружения, ему характерна гибкость, простота и темп. Их воображение никак не ограничивается никакими рамками, а вследствие того, все, то что связано с игрой и творчеством ребята воплощают в жизнь с совершенной неповторимостью. В данный период главной задачей взрослых считается сохранение этой легкости и гибкости, а так же формирование этих способностей мышления с помощью стимуляции творческим подходом к учебе и жизни.
Мы обнаружили то , что дети младшего школьного возраста с легкостью адаптируются к новым разновидностям творчества, их деятельность чаще всего своеобразна и открыта. Но, следует понимать то , что ребенок никак не рождается способным к той либо другой деятельности, его возможности формируются, складываются, развиваются в грамотно созданной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под воздействием воспитания и обучения, то есть, равно как и другие психические процессы, фантазия отображает находящуюся вокруг реальность.
Итоги контрольного этапа предоставили обоснование сделать заключение о том, что наша гипотеза подтвердилась. Контрольный этап опыта, выявил конкретную динамику формирования творческого воображения и мышления у учащихся 3 класса. Каждый из них наиболее неординарно и подробно сумел пройти тест креативности Торренса.
С целью развития творческого воображения третьеклассников, разработаны задания, предусматривающие использование приема словесное рисование.
1. Абакумов С.И. Творческое чтение / С.И. Абакумов. - М., 1925. - 324 с.
2. Алешаева Н. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н. Алешаева // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №11. - 24-27 с.
3. Афанасьев П.О. Методика чтения и работы с книгой в начальной школе / П.О. Афанасьев. - М., 1932. - 192 с.
1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя /Б.Ц. Бадмаев. — М.: Владос, 2008. — 160с
4. Белозерских Г. Развитие творческого потенциала личности / Г. Белозерских // Начальная школа. - 1994. - №11. - 22-24 с.
2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации /О.В. Боровик. — М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. — 112с.
3. Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. - 112с.
5. Бумаженко Н.И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения / Н.И. Бумаженко. - Витебск, 2014 - 36 с.
6. Былевская В. Развитие творческих возможностей младших школьников / В. Былевская // Начальная школа. - 1990. - №5 - 49-55 с.
4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 1977. - 125 с.
5. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.¬368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СП-б.: Питер, 1999-368с.
6. Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа - 2009 - № 5 16-20 с.
7. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб.: Специальная Литература, 1998.
8. Выготский Л. С. «Педагогическая психология». М.: Просвещение 2009- с. 24.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - М.: Лист, 2001 - 302 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
[электронный ресурс] URL:http://pedlib.ru/Books/7/0060/7-0060-1.shtml
11. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический образ очерк. - 2-е изд. - М., 1967.
12. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 276 с: ил. 260.
13. Гилфорд Дж. Концепция креативности / Дж. Гилфорд //
http ://www.bibliotekar.ru/psiholo gia-2- 1/142.htm
14. Гололедова Т.А. Литературное творчество младших школьников
[Текст] / Т.А. Гололедова //Начальная школа. «До и после» № 6, 2006. 39- 41с.
15. Граблева В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений. Начальная школа - 2000 - № 11 19-25 с.
16. Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. — 153 с.
17. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников /О.М. Дьяченко. - М.: РАО, 2006. - 197 с.
18. Загвязинский В. И. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352с
19. Зеленкова Т. Активизация творческого воображения младших школьников / Т. Зеленкова // Начальная школа. - 2009. №10. - 36-40 с.
20. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников /Т.Т. Казакова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
21. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «МарТ», 2005.
22. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения
/А.С.Козырева //Начальная школа. - 1990 - №3. - 67-68 с.
23. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -
Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела
образования, 1994. - 344с.
24. Кубасова О.В Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения.// Начальная школа, 1991.- №9. -22-27 с.
25. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. - 1985. - №12. - 30-34 с.
26. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации. / Смоленск Ассоциация XXI век 2002г. - 15-21 с.
27. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Просвещение, 1988.
28. Левин В. А. Воспитание творчества. - М.: Лаида, 2004.- 192 с.
29. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981.
30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. - М.: Смысл. 1997.
31. Лепчикова М.Н., Развитие у младших школьников способности полноценно воспринимать художественный текст.- МОБУ СОШ№35 г.Якутска, 2014.
32. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000.
33. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах. Начальная школа, 2013. № 8. 53-54 с.
34. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс До и После.- 2010.-№7.-53-57 с.
35. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. - 1997. - № 5. 59-63с.
36. Никитина В. Развитие творческих способностей учащихся / В. Никитина // Начальная школа. - 2007. - №10. - 139-142 с.
37. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.: Учпедгиз, 1959.
38. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М., 1972.
39. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? / З.Н. Новлянская. - М., 1997.
40. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4 е изд., доп. - М. : Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -М., 2010
41. Оморокова М. И. Основы обучения чтению / М.И. Оморокова. - М., 2005. - 135 с.
42. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. М. 2001г.
43. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995. - 496с.
44. Пичугин С.С. Роль и место интеграции в развитии творческих способностей младших школьников по образовательной системе «Школа 2100» / С.С. Пичугин // Начальная школа до и после. - 2008. - № 1, - 86-96 с.
45. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М. : Наука, 1990. - 200 47 с.
46. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М. : Наука, 1990. - 200 с.
47. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантазии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников /Л.Н. Прохорова. - СПб.: Детство-пресс, 2009. - 160с.
48. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1979.
49. Рожина, Л. Н. Психология восприятия литературного героя
школьниками (II - IY кл.) / Л. Н. Рожина. - М.: Педагогика, 1977. - 176 с.
50. Романова Л.И. Развивать ли у детей творчество / Л.И. Романова // Начальная школа. - 1985. - № 3. - 65-74 с.
51. Соловей Л.Б. Развитие творческого воображения у детей. / Л. Б. Соловей - Чебоксары, 2009. - 302с.
52. Столяренко Л.Д. Основы психологии. // Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
53. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ю. Субботна — Ярославль: «Академия развития», 2007. -240с.
54. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов. / Л.И.
Тимофеев - М.: Просвещение, 1974.
55. Торренс Э.П. Концепция креативного мышления / Э.П. Торренс // http ://www.bibliotekar.ru/psiholo gia-2- 1/142.htm
56. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Текст]: введ. 06. 10.2009г., № 373 / Мин - во
образования и науки РФ. - Москва: Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025477-9
57. Цалок В.А. Творчество: Философский аспект проблемы / В.А. Цалюк. - Кишинев. : 1989. - 388 с.
58. Шамардин В.Н. Школа: от конечного результата к творческому поиску / В.Н. Шамардин, В.Н. Тамбовкина, Н.П. Суслова. - М., 1991.
59. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн. - М., - 1922, 160 с.
60. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 1994.- № 5- 37-42 с.
61. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- 28-3 с.