ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ
ОЦЕНКИ 7
1.1. Природа оценки и ее интерпретация в лингвистической науке 7
1.1.1. Разграничение понятий оценка, оценочностъ, экспрессивность, образность, эмоциональность 7
1.1.2. Принципы классификации оценочных единиц 14
1.1.3. Понятия эксплицитно и имплицитно выраженной, прямой и косвенной оценки 21
1.2. Основные характеристики интернет-коммуникации 25
1.2.1. Жанр комментариев в интернет-коммуникации 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В КОММЕНТАРИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ TIKTOK (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ) 33
2.1. Отражение ключевых характеристик лингвокультур Китая и США в интернет-коммуникации 33
2.1.1. Коммуникативные паттерны китайской лингвокультуры в интернет- пространстве 33
2.1.2. Проявление американского коммуникативного стиля в интернет - общении 35
2.2. Коммуникация в социальной сети TikTok 37
2.3. Выражение оценки в комментариях на английском и китайском языках в сети TikTok 38
2.3.1. Способы выражения оценки в комментариях на китайском языке 38
2.3.2. Способы выражения оценки в комментариях на английском языке ... 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Оценивание является одной из важнейших составляющих когнитивной деятельности человека. Как правило, в мире нет плохих и хороших предметов и явлений в абсолютном их смысле, они выделяются как таковые только в сознании человека. Так оценка может носить положительный или отрицательный характер. Проблема явления оценки до сих пор привлекает внимание многих исследователей в самых различных сферах, потому что само понятие «оценка» довольно широкое и сложное. Это и стало одной из причин выбора данной темы. Последовательный анализ позволит детально рассмотреть данное явление и сделать выводы.
Актуальность темы исследования заключается в недостаточной изученности оценочных единиц на материале интернет-публикаций в жанре комментариев. Также оценка проявляется в большом разнообразии речетворческой деятельности человека и обладает антропоцентрическим характером, изучение которого приобретает все большее значение в последнее десятилетие.
Объектом исследования является категория оценочности в жанре комментариев в рамках интернет-коммуникации.
Предметом исследования являются средства выражения оценки на английском и китайском языках.
Целью работы является исследование лингвистических и экстралингвистических средств выражения оценки на материале комментариев к публикациям в Интернете.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) рассмотреть подходы к определению оценки и смежных с ней понятий;
2) описать содержательно-семантические характеристики оценки;
3) изучить способы выражения оценочных единиц;
4) обобщить основные характеристики жанра комментариев в интернет-коммуникации;
5) проанализировать способы выражения оценки на основе англоязычных и китайских комментариев в популярной сети TikTok.
Материалом исследования являются комментарии к публикациям в социальной сети TIkTok на двух языках.
Методы исследования. В данной работе поиск и отбор материала осуществлён методом сплошной выборки, а его рассмотрение - методом сопоставительного, контекстуального и количественного анализов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут послужить материалом для различных сравнительных исследований (языковых оценочных конструкций) в сфере интернет- и межкультурной коммуникации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В введении указывается и описывается объект исследования, обосновываются актуальность и практическая значимость работы, формулируются ее цель и задачи, определяются методы, излагается структура выпускной квалификационной работы и проводятся научные источники, которые были применены в ходе исследования.
В Главе 1 «Теоретические основы изучения категории оценки» описывается природа оценки, а также основные термины, связанные с оценкой и смежными с нею понятиями. Также в теоретической части работы приводятся уровни выражения оценочных единиц и рассматриваются особенности жанра комментариев в интернет-коммуникации.
В Главе 2 «Языковые средства выражения оценки в комментариях социальной сети TikTok (на материале английского и китайского языков)» проводится анализ материала на наличие языковых средств выражения оценочности в комментариях к публикациям в сети TikTok на двух языках. Выявляются и описываются наиболее употребительные языковые средства выражения оценки проводится распределение найденных средств в соответствии с классификацией, описанной в теоретической части работы. На основе полученных данных, после каждого проанализированного уровня (лексического, синтаксического, стилистического и графического) составляется таблица, которая демонстрирует самые распространенные лексемы, синтаксические, стилистические и графические приемы, а также частотность их употребления. В конце проводится сопоставительный анализ между выражением оценки на английском и китайском языках....
В современном мире коммуникация в социальных сетях становится все более популярной. Некоторые характеристики интернет-среды позволяют пользователям выражать свою оценку в комментариях открыто и беспристрастно.
В ходе данного исследования была достигнута заявленная во введении цель проанализировать основные средства языковой оценки на материале комментариев к публикациям в Интернете. В работе были рассмотрены различные подходы к определению оценки и смежных с ней понятий оценочное™, экспрессивности, образности и эмоциональности. Определение оценки Н.Д. Арутюновой было выбрано как основное: умственный акт, в процессе которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту.
В лингвистической науке выделяется положительная и отрицательная, имплицитная и эксплицитная оценка, а также оценка, выраженная прямым и косвенным способом. Ученые выделают фонетический, словообразовательный, лексический, синтаксический, графический, стилистический уровни оформления оценки.
Интернет-коммуникацию отличает разнообразие способов и форм взаимодействия. Виртуальное общение характеризуется размытостью пространственных границ, интерактивностью, анонимностью, статусным равноправием участников, гипертекстуальностью. Среди лингвистических особенностей интернет-коммуникации выделяются специфика жанров, использование интернет-символов, лексические и графические аббревиации, изменение правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. В рамках интернет- общения существует жанр комментариев, обладающий своими особенностями. Комментарий в виртуальном пространстве совмещает в себе оперативность, информативность, лаконичность, аналитичность и экспрессивность. Он предполагает реализацию основных функций публицистического дискурса, а именно функции информирования, воздействия и убеждения. В интернет-среде комментарий позволяет его автору выразить свое мнение в ответ на любую заданную тему. Эмоциональность и оценочность являются основными лингвостилистическими свойствами интернет-комментария.
В ходе практического исследования было проанализировано четыре уровня выражения оценочного значения в комментариях социальной сети TikTok: лексический, синтаксический, стилистический и графический. Поиск и отбор материала осуществлён методом сплошной выборки, а его рассмотрение - методом сопоставительного, контекстуального и количественного анализов.
В комментариях и на китайском, и на английском языке оценка ярче всего выражается на лексическом уровне, что подтверждается многократным использованием оценочных имен прилагательных и существительных. На стилистическом, синтаксическом и графическом уровне выбор пользователями средств в разных культурах иногда отличается.
При анализе комментариев на китайском языке было выявлено три основных средства: идиомы, аллюзии и ирония. Этим трем стилистическим приемам пользователи отдавали предпочтение, и именно эти средства помогали им выразить оценку имплицитно. На синтаксическом уровне положительная оценка выражалась через восклицательные конструкции, характеризующиеся эмоциональной окрашенностью и повышенной экспрессивностью. На графическом уровне было обнаружено широкое использование эмотиконов для выражения оценки, а также популярного в Китае интернет-сленга. Коммуникативно-культурный вектор «сохранение лица» способствует отказу от категоричного выражения негативной оценки, поскольку ни один из авторов комментариев не использовал грубые выражения и нецензурную лексику для выражения отрицательной оценки с высокой эмоциональностью. Для формулирования критичной оценки пользователи предпочитали использовать приемы иронии и идиомы...
1. Аванесова Н.В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики // Вестник ЮГУ. Серия: Коммуникативная лингвистика. 2010. Т. 2. Вып. 17. С. 5 - 9.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. М.: Наука, 1988. 328 с.
3. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дне. ... канд. филол. наук: Челябинск, 2005. 265 с.
4. Баженов Г. А. «Лицо» как базовый концепт [Электронный ресурс]. 2009. URL: https://www.synologia.ru/aA^Hpo»_KaK_6a3OBbm_KOHpenT(дата обращения: 17.03.2021).
5. Базарова А.А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ [Электронный ресурс]. 2011. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1247/(дата обращения: 15.09.2020).
6. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации: сб. обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. С. 41 - 115.
7. Барышева А.Н. Имплицитность в тексте и аспекты ее анализа // Грамота. Серия: Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. Т. 5. Вып. 50. С. 18 - 20.
8. Белоножко Н.Д. Аллюзия как оценочное средство оценочности языка (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Москва, 2013. 19 с.
9. Бийгелдиева К.А. Исследование культуры речи в китайском языке // Проблемы современной науки и образования. Серия: Филологические науки. 2016. Т. 34. Вып. 76. С. 77 - 79.
10. Василенко А.Г. Графически выделенное слово в лексической организации текста (на материале художественных и публицистических произведений Ю. В. Трифонова: автореф. дне. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Новосибирск, 2017. 22 с.
11. Вестфальская А.Н. Средства выражения оценки в научно-публицистическом дискурсе холодной войны (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Белгород, 2016. 22 с.
12. Викторова Е.Ю., Пантеева К.В. Непрямая оценка в речи российских и британских спортивных комментаторов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Вып. 1. С. 119 - 125.
13. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Высш. шк., 1986. 640 с.
14. Водясова Л.П., Жиндеева Е.А. Лексический повтор как текстообразующий компонент и стилистический прием выразительности в художественном пространстве К.Г. Абрамова // Вестник ЧГУ. Серия: Языкознание и литературоведение. 2012. Т. 17. Вып. 66. С. 37 - 43.
15. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с....(72)