Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Работа №169587

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы129
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОТЕРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО­ПРАВОВОГО СТАТУСА СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА..16
1.1. Предпосылки формирования социального и правового статуса сельского
учителя в отечественного истории конца XX - начала XXI века 16
1.2. Развитие социально-правового статуса сельского учителя как научной
категории и критерия социальной дифференциации в конце XX - начале XXI века 28
1.3. Трансформация экономического и престижного компонентов социального-правового статуса сельского учителя в конце XX - начале XXI
века 41
Выводы по главе 1 65
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО­ПРАВОВОГО СТАТУСА СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 68
2.1. Законодательное регулирование социально-правового статуса сельского учителя в провинциальных районах Красноярского края в конце XX - начале XXI
века 68
2.2. Особенности социально-правового статуса сельского учителя
Красноярского края 72
2.3. Основные направления повышения социально -профессионального
статуса школьных учителей в региональном социуме Красноярского края ..84
Выводы по главе 2 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 115

Актуальность проблемы. В условиях социально-экономических изменений российского общества центральное место в процессе реформирования общественной системы отводится социальному институту образования, обеспечивающему успешное функционирование и развитие социума. Политика в области образования, реализуемая в России, направлена на улучшение социального положения учительства и формирование педагогического корпуса, соответствующего потребностям современного общества. На государственном уровне вводятся программы и проекты, способствующие реализации образовательных целей: национальный проект «Образование», проведение года учителя, сформирована национальная программа «Земский учитель».
Однако необходимо констатировать тот факт, что современное российское учительство находится в сложной, противоречивой ситуации, которая обусловлена общесистемными трансформационными процессами российского общества в целом и системы образования в частности. Трудности, которые переживает система российского образования, во многом связаны с демографическими проблемами (спад рождаемости в начале 1990-х гг.) и негативными тенденциями в области трансформации социально­профессионального статуса школьных учителей: низкий престиж профессии в обществе, низкая оплата труда, большая рабочая нагрузка. Вследствие крупномасштабных изменений социальной структуры российского общества произошло снижение престижа учительской профессии, что практически единогласно фиксируют результаты российских социологических центров (МГУ им. М. В. Ломоносова, ФОМ, ВЦИОМ). Несмотря на то, что учителю принадлежит ведущая социальная роль в формировании личности в современных социально-экономических условиях, этот труд является достаточно низкооплачиваемым и непрестижным. Это деформирует половозрастную структуру педагогических коллективов, способствует оттоку молодых кадров и актуализирует проблему старения педагогических кадров.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа социально-профессионального статуса учителей, изучения влияния различных факторов на их статусные позиции, а также выявления динамики социально-профессионального статуса школьных учителей и выработки направлений оптимизации их социального статуса в региональном социуме.
Степень научной разработанности темы исследования.
В досоветский период теоретические основы социального статуса исследовались М. Вебером, Э. Дюркгейма, Веблена. Основные подходы к изучению социально-профессиональных групп были разработаны М. Вебером, Э. Дюркгеймом, К. Марксом, Г. Спенсером, Г. Мейном
В советский период теоретические исследования в области социального статуса были продолжены Р. Мертоном, П. Бурдье, Т.Э. Гидденсом, Р. Линтоном, П.А. Сорокиным, Т. Парсонсом, и другими социологами.
В отечественной социологии, как в советский, так и в постсоветский период стратификационные процессы, процессы социального расслоения и социальной структуры общества широко исследовали З.Т. Голенкова, М.К. Горшков, Т.И. Заславская, Н.И. Лапин, А.Л. Маршак, Н.Е. Тихонова, В.И. Чупров и другие.
Проблема социального статуса всегда находилась в центре исследований отечественных социологов. Различные аспекты социального статуса рассматриваются в работах специалистов, проводящих исследования как в советский, так и в постсоветский период Л.А. Беляевой, Л.А. Гордона, Е.Д. Игитханян, С.В. Полутина, Ж.Т. Тощенко, Г.В. Осипова и других исследователей.
В постсоветский период исследования социальной дифференциации на базе профессионально-должностных различий проводились Л.А. Гордоном, О.И. Шкаратаном, А.Г. Здравомысловым, Г.В. Осиповым, М.Х. Титмой, Ж.Т. Тощенко, С.Г. Струмилиным и другими. Проблемы, связанные с престижем профессии учителя, рассмотрены в трудах М.Х. Титмы, И.М. Поповой, В.Н. Шубкина, Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича и других.
Исследование российского учительства как группы интеллигенции нашло отражение в трудах Д.Г. Стрелкова. Интеллигенция как особая социальная группа исследуется в трудах В.А. Мансурова, Ж.Т. Тощенко, В.Ф. Левичевой, Г. Силласте и других.
Факторы, влияющие на престижность учительского труда, рассматриваются в работах В.Н. Шубкина.
Исследования социального и профессионального самочувствия учителей в переходный период конца XX — начала XXI веков представлены в работах Л.Я. Рубиной, Л.В. Соловьевой и других. В различных исследованиях учительство рассматривается как профессиональная страта (В.В. Тумалев, М.Н. Руткевич), как профессиональная группа (Г.С. Солодова, В.С. Собкин, Ф.Г. Зиятдинова), как профессиональная общность (И.Р. Казакова).
Проблемы формирования социально-профессионального статуса учителей в региональных социумах исследуются в трудах Е.П. Дюндик, С.И. Железняковой, О.В. Лукши, А.А. Орлова, Г.С. Солодовой, Н.А. Хридиной и других.
Обзор и анализ литературы обнаруживает, что социально-правовой статус сельского учителя, а также его развитие и трансформация в разные исторические периоды возбуждал исследовательский интерес, но не охватывал многие значимые аспекты темы. Среди представленных работ почти не встречаются посвященные целостному изучению процесса формирования развития и трансформации социально-правового статуса сельского учителя на современном этапе.
Исходя из вышесказанного, существуют противоречия, между:
- наличием ориентированности государства при формировании преподавательского корпуса в общем образовании в сельской местности исключительно за счет повышения профессиональных навыков и умений, без учета повышения социального-экономического статуса сельского учителя территории.
• потребностью общества в эффективной реализации педагогическим корпусом функции общего образования в сельской местности и отсутствием понимания зависимости результата это процесса от социально-правового статуса конкретного педагога.
• потребностью современных сельских учителей в ощущении значимости своего социально-правового статуса и отсутствием реальных и системных подходов со стороны государства в решение данной проблемы
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости выявления, обоснования и описания процесса и результата трансформации социально-правового статуса сельского учителя в конце XX - начале XXI века
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволила сформулировать тему магистерской диссертации «Социально­правовой статус сельского учителя в конце XX - начале XXI века (на материалах Красноярского края)»
Цель исследования: выявить, обосновать и описать процесс и результаты трансформации социально-правовой статус сельского учителя в конце XX - начале XXI века
Объект исследования - процесс и результаты трансформации социально-правового статуса сельского учителя.
Предмет исследования: социально-правовой статус сельского учителя в конце XX - начале XXI века (на материалах Красноярского края)
В качестве гипотезы исследования нами заявлено предложение о том, что оценка трансформации социально-правовой статус сельского учителя в конце XX - начале XXI века (на материалах Красноярского края) будет успешной если:
- выявлены и раскрыты теоретические предпосылки формирования социального и правового статуса сельского учителя в отечественного истории в конце XX начале XXI века;
• охарактеризовано развитие социально-правового статуса сельского учителя как научной категории и критерия социальной дифференциации в конце XX - начале XXI века;
• описана трансформация экономического и престижного компонентов социального-правового статуса сельского учителя в конце XX - начале XXI века;
• проанализировано законодательство, регулирующее правовой статус сельского учителя в провинциальных районах Красноярского края в конце XX - начале XXI века;
• обоснованы и описаны особенности социально-правового статуса сельского учителя Красноярского края;
• исследованы основные направления и формы повышения социально- правового статуса школьных учителей в региональном социуме Красноярского края.
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить и изучить теоретические предпосылки формирования социального-правового статуса сельского учителя в отечественного истории в конце XX начале XXI века;
2. Охарактеризовать развитие социально-правового статуса сельского учителя как научную категорию и критерий социальной дифференциации в конце XX - начале XXI века
3. На основе изучения и обобщения социально-правовых документов описать трансформацию экономического и престижного компонентов социального и правового статуса сельского учителя в конце XX - начале XXI века;
4. Выявить и проанализировать законодательное регулирование социального и правового статуса сельского учителя в провинциальных районах Красноярского края в конце XX - начале XXI века;
Обосновать и описать особенности социально-правового статуса сельского учителя Красноярского края.:
6. Выявить и охарактеризовать основные направления и формы
повышения социально-правового статуса школьных учителей в региональном социуме Красноярского края.
Методологическую основу составили: фундаментальные положения современной социологии, использовались диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости; а также метод системного, сравнительно-правового и юридико-технического анализа....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процессы, происходящие на рубеже XX-XXI веков, связанные с переходом к рыночной экономике и формирование рынка образовательных услуг, а также трансформация роли учителя в процессе образования в цепочке: «государство-учитель-обучающийся» привнесли существенные изменения в отдельные компоненты социально-правового статуса сельского учителя.
Указанные изменения, а также специфика сельской жизни, ее замкнутость, отсутствие культурно-развлекательной и образовательной среды, имеющейся в городских условиях, негативным образом повлияли на привлекательность профессии и привели к отсутствию мотивации на осуществление преподавательской деятельности у уже состоявшихся учителей. Изменения коснулись экономического, социально­
профессионального, трудового и властного, а также сформировали проблемы самоидентификации конкретного педагога и внутреннего отношение себя к социальной общности сельское учительство.
В настоящее время ситуация является критической поскольку сложившейся дефицит кадров в сфере сельского образования, недостаточно высокие образовательные результаты, не позволяет решить стоящую перед государством задачу: войти в Топ 10 по уровню основного общего образования.
Техническая оснащенность школ сельской местности не позволяет эффективно реализовывать Национальные проекты в сфере образования, как - то «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», что существенно влияет на их эффективность.
Г осударство понимает, сложность сложившейся ситуации, и принимает меры, по ее исправлению, выражающиеся в реализации точечных мероприятий, направленных на стимулирование замещения вакантных ставок учителей в сельских школах, материально-техническое оснащение школ в сельской местности, возведение новых малокомплектных школ.
Одновременно планируется реализация мероприятий, направленных на повышение престижа профессии учителя в целом.
При учете всей системы элементов социально -правового статуса сельского педагога, государство способно выстроить грамотную работу, направленную на повышение данного статуса в обществе с целью эффективного решения задач в условиях рыночной экономики и изменения образовательной парадигмы.
Вместе с тем, как видно на примере Красноярского края, до настоящего времени результат государственных мер является незначительным, а застарелые проблемы остаются неразрешенными.
При едином механизме реализации концепции по привлечению специалистов системы образования в сельскую местность, решение бытовых вопросов возложено на муниципалитеты, которые зачастую не обладают необходимыми для этого ресурсами.
Также функции привлечения потенциальных соискателей, организации дополнительных форм материального и нематериального стимулирования профессионального роста, то есть фактически обеспечение реального поддержания социально-правового статуса учителя на адекватном в современных условиях уровне, возложены на отдельные муниципальные образования, имеющие зачастую существенные различия в финансовых возможностях.
Эта политика не приводит к достижению положительного результата в восполнении кадрового дефицита, что препятствует формированию профессиональных образовательных кадров в сельской местности и не позволяет обеспечить соответствие между ожиданиями государства в системе образования на селе, ожиданиями общества и потребностями конкретного индивида.
Кроме того, недостаточная развитость сельских территорий по сравнению с городскими территориями, ограниченные возможности по апробации и внедрению современных интерактивных методик, технические и культурные препятствия для личностного и профессионального развития, также оказывает влияние на формирование кадрового состава образовательных учреждений на селе.
Принимаемые на территории Красноярского края меры для исправления ситуации, сложившееся в сфере образования на селе носят эпизодический характер, что указывает на отсутствие системного подхода в решение стоящих задач по повышению значимости социально-экономического статуса сельского учителя.


1. Конституции Российской Федерации от 12.12.1993
г.//Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения:
12.10.2020)
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-
ФЗ. //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/ (дата обращения: 14.09.19)
3. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188 -
ФЗ //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 51057/ (дата обращения: 14.09.2020)
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
//Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 12.04.2020)
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях». //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156525/ (дата обращения: 14.09.2020)
6. Закон «Об Образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 //Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1888/ (дата обращения: 12.09.2020)
7. Постановление Верховного Совета СССР от 12.04.1984 «Об
основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=636#04364 3644593671915 (дата обращения: 12.09.2020)
8. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках
работ, профессии, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 39409/ (дата обращения: 15.09.2020)
9. Постановление Правительства от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках». //Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 179568/ (дата обращения: 15.09.2020)
10. Постановление правительства Российской Федерации от
08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 150570/ (дата обращения: 15.09.2020)
11. Постановление правительства РФ от 26.10.2013 № 963 «О
предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работникам, руководителям, заместителям руководителей, состоящим в штате по основанному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселка городского типа). //Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 153730/ (дата обращения: 21.09.2020)
12. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2019 г. № 1430 "О
внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"// ГАРАНТ URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72907874/ (дата обращения
27.11.2020)
13. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 110255/ (дата обращения: 21.09.2020)
14. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 175797/ (дата обращения: 24.09.2020)
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2016 № 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющим образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до 1 года». //Консультант Плюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 199754/2ff7a8c72de3994f30 496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 24.09.2020)....65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ