Введение 3
Глава 1. Теоретические основания преподавания элективного курса по истории России
1.1 Определение «элективного курса» 9
1.2 Преподавание элективных курсов в психолога - педагогической литера
туре 19
1.3 Методическое обеспечение преподавания
курса 24
1.4 Организация элективных курсов 34
Глава 2. Реализация педагогических условий преподаванию элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.
2.1 Привлечение общественности к реализации преподавания элективного
курса по истории войн России XVI-XX вв 51
2.2 Использование различных форм драматизации и театрализации преподавания элективного курса по истории войн России XVI-XX
вв 55
2.3 Опредмечивание и театральная драматизация элективного курса «Изучение войн России в период XVI-XX веков» и использование различных
форм драматизации и театрализации 68
Заключение 81
Список основных источников и использованной литературы 84
Актуальность темы исследования. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и Федеральном государственном стандарте среднего образования обозначены требования к повышению качества предметной подготовки выпускников. Одним из условий её обеспечения является создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей» [4].
На сегодняшний день становление в России школы, включающей пред- профильную ориентацию обучающихся, является перспективой развития российского образования. Профильное обучение позволяет более полно учитывать склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.
Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации начался с 2006/07 учебного года, а с 2005/06 учебного года - введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.
Одной из важнейших задач определения обучающимися себя в мире - это профессиональное самоопределение, которое играет важную роль в становлении личности. У старших подростков становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими. Действуя практически и общаясь с людьми, подросток получает информацию о самом себе как субъекте деятельности и общения.
Именно в 9 классе (предпрофильном) возникает пространство для самоопределения обучающихся и выбора ими профиля. Учебная деятельность в подростковом возрасте приобретает избирательный характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессией.
В старшей школе, в 10-11 классах, у школьников возникает потребность в расширении и углублении знаний, умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности. Помощь в этом должны и могут оказывать элективные курсы.
Сегодня профильное обучение предоставило обучающимся широкие возможности самостоятельного выбора не только уровня, но и направления исторической подготовки, поставив одновременно перед теорией и практикой обучения истории проблему создания системы курсов по выбору (элективных курсов), позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные траектории, облегчающие переход от общего к профессиональному историческому образованию.
Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки приобретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, истории.
Организация школьного исторического образования строится по принципам дифференцированного обучения, т.е. у обучающихся имеется возможность выбора интересующего его профиля, в том числе и исторического. Поэтому разработка новых учебных пособий, методических рекомендаций, учебных программ является важной задачей педагогической науки.
Большинство учителей истории заинтересованы в ведении элективных курсов. В научной и методической литературе есть отдельные работы, касающиеся профильного обучения и элективных курсов, в частности элективных курсов по истории, которые носят рекомендательный характер [5].
Элективные курсы - это обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, которые представляют широкие возможности для реализации принципов дифференцированного обучения, так как позволяют учитывать интересы обучающихся, которые хотели бы получить углубленные знания по интересующему их направлению.
Разработка программ таких курсов является важной и новой задачей современного школьного исторического образования. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [4] профильное обучение должно быть подкреплено обоснованными научно-методическими разработками. Такое противоречие и обуславливает актуальность темы исследования, связанной с разработкой элективного курса.
Степень изученности проблемы. Определенный вклад в изучении условий школьного обучения внесли следующие ученые: С.Л. Рубинштейн, В.С. Библер, В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, В.А Моляко, Д.В. Ушаков, Я.А. Пономарев. В отношении общих и специальных учебных возможностей учащихся: В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов. Развитие личности в образовательном процессе рассматривали: Б.Ф. Ломов, А.Б. Орлова, В.С Мухина. Вопросы возрастной и педагогической психологии: В.С. Мухина,
A. И. Савенко, И.В. Дубровина. Развивающее и лично-ориентированное обучение: А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, В.В. Давыдова, А.А. Вербицкий,
B. В. Рубцов. Различные вопросы активизации познавательной деятельности в рамках конкретных образовательных программ изучали: Р.К Баучиева, О.В Богданова В.А Далингер, Н.А Журавлева, С.Н Казначеева, Л.Д Кудрявцев, О.В Краюхина, О.Л Никольская Е.Ю. Прошина.
Обзор и последующий анализ научной психолого-педагогической и методической литературы в области преподавания элективных курсов по истории России позволяют выделить следующие противоречия:
- между потребностью государства и общества к повышению качества профильное обучения на старшей ступени общего образования грядущих поколений, и недостаточно выраженной ориентацией практики школы на использование потенциала педагогических условий позволяющих более полно учитывать склонности и способности обучающихся, в соответствии с их профессиональными интересами;
1. между потребностью педагогической общественности в ор
ганизационно-педагогическом обеспечении реализации педагогического потенциала элективных курсов позволяющих более полно учитывать склонности и способности обучающихся, в соответствии с их профессиональными интересами и не достаточным его употреблением в своей практической учебной деятельности;
2. между потребностью школьных учителей истории в
употреблении -педагогического обеспечения потенциала
педагогических условий преподавания элективных курсов позволяющих более полно учитывать склонности и способности обучающихся, в соответствии с их профессиональными интересами недостаточным его описании в научно-методической литературе.
Выделенные противоречия позволили актуализировать проблему исследования: какие педагогические условия будут способствовать продуктивному преподаванию элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.
Актуальность проблем, недостаточная степень её разработанности, необходимость поиска оптимальных путей её разрешения означенных противоречий предопределили выбор темы исследования: «Педагогические условия преподавания элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.»
Объект исследования - образовательный процесс основной общеобразовательной школы.
Предмет исследования - педагогические условия преподавания элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.
Целью исследования является выявление, разработка и описание педагогических условий преподавания элективного курса по истории войн России XVI - XX вв.
Гипотеза исследования. Преподавание элективного курса по истории войн России в период XVI-XX вв. будет результативным, если:
На теоретическом уровне: будут уточнены понятия «элективный курс», «преподавание элективного курса»; выявлены особенности методического обеспечения преподавания элективных курсов по истории России; теоретически обоснованы и проанализированы организационно-педагогические условия преподавания элективных курсов по истории России способствующие повышению качества подготовки обучающихся.
На практическом уровне: будут выявлены, разработаны и описаны организационно-педагогические условия преподавания элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.:
а) привлечение общественности к реализации преподавания элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.;
б) использование различных форм драматизации и театрализации в преподавании элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.
В соответствии с целью, объектом и гипотезой определены основные задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать теоретические основания процесса преподавания элективного курса по истории России;
2. Определить и проанализировать методическое обеспечение процесса преподавания элективных курсов по истории России;
3. Определить и проанализировать организационно-педагогическое обеспечение процесса преподавания элективных курсов по истории России; Охарактеризовать организационно-педагогические условия преподавания элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.:
• привлечение педагогического потенциала общественности к реализации преподавания элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.;
• использование различных форм драматизации и театрализации преподавания элективного курса по истории войн России XVI -XX вв.
Методологическая основа:
• изучить условия для преподавания элективных курсов;
• описать необходимость элективных курсов в учебном процессе;
• показать на практике итоги работы на элективных курсах
Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической и психологической литературы, учебно-методической документации по проблемам исследования; обобщение и сравнение педагогического опыта по проблеме исследования; Эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, моделирование
Новизна исследования состоит в разработке элективного курса по истории, изучение традиционных и нетрадиционных методов преподавания с учетом профильного уровня обучения.
Теоретическая значимость исследования: изученные вопросы преподавания элективного курса по истории могут быть использованы для дальнейшего изучения данной темы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы в педагогической практике, проведении элективного курса по истории в 10-11-ых классах; при подготовке и проведении лекционных, семинарских занятий в образовательных организациях при изучении Истории России.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Элективные курсы - область буйного становления нового вариативного содержания школьного предметного образования. В данный момент у каждого обучающегося выпадает шанс поменять стандарты самомнения в личном сознании и в мировоззрении педагога сравнительно собственной личности, собственных возможностей и интересов, а у любого педагога появляется вероятность увлекаться рассмотрением более ярчайших и важных вопросов учебного предмета с обучающимися, которые заинтересованы в данном обучении.
Впрочем элективные курсы - относительно свежее появление в прогрессивной общеобразовательной школе, в следствие этого в их применении остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.
1. Г отовы ли элективные курсы убрать делему профильной и профессиональной ориентации? Так как не секрет, что, не обращая внимания на удачливость обучающегося на элективных курсах, заключение о выборе профиля изучения и последующей профессии нередко принимается законными представителями обучающихся, а профильный класс имеет возможность выбираться на базе стремления быть со сверстниками или же с любимым классным руководителем.
2. Сколько курсов обязан пройти обучающийся для удачной предпрофильной подготовки или же совершенного освоения программы профильного обучения? Данный вопрос в реальное время решают региональные отделы образования. Элективные курсы имеют различную длительность. По всей видимости, перед началом обучения обязательно нужно обсудить продолжительность элективных курсов, то есть определиться с количеством часов, которое обязан посетить обучающийся на всём протяжении занятий. Нельзя исключать и тот момент, когда обучающийся выбирает наименьшее количество часов на курсе, пройдя которые у него не сложиться общая картина изучения материала. Открытой темой для обсуждения, остаётся продолжительность разных элективных курсов.
1. Как осуществить занятия элективного курса, который избрали 1-3 обучающихся? Практически никаких нормативных документов, ограничивающих количество обучающихся на уроках элективного курса, нет. В школьной практике, в критериях «конкурентной борьбы» элективных курсов, без сомнения, учебные часы будут отведены более нужным учениками элективам. Но в данном случае нарушаются права подростка на реализацию собственного выбора, более соответственного его заинтересованностям.
4. Как избрать или же сделать более конкурентный (среди большого количества иных предметных курсов) элективное направление по истории? Это, наверное, ключевой вопрос. Как демонстрирует практика, более нужными становятся курсы, на занятиях которых применяется историческая реконструкция и историческое моделирование. Впрочем, востребованность курса находится практически всегда в зависимости от процесса изучения. Вследствие этого и довольно занимательный, и насыщенный курс не всякий раз выбирается обучающимися.
Способ изучения элективным курсам еще лишь только начинает формироваться. С самого начала его целенаправленно возводить на базе нового мышления, осознания целей и ценностей образования, с ориентацией на новаторские методические идеи и концепции. Актуальными элементами занятий по элективным курсам имеют все шансы стать практические исследования и работа с архи источниками. Способ изучения элективным курсам обязан развивать у обучающихся способности организации интеллектуального труда и самообразования. В процессе освоения элективных курсов лучше дать обучающимся вероятность применить различные учебники, учебные пособия, практикумы, энциклопедии и т. д. Уместно еще осуществить рассмотрение плюсов учебников и пособий, научить их умению разбираться с историческими документами.
Для итоговой аттестации обучающихся по завершению курса обучения, надо посоветовать написание рефератов. При выполнении рефератных дел обучающиеся имеют все шансы обращаться к разным источникам. Огромным подспорьем имеет место быть внедрение Интернет- технологий, учебных OD-дисков. Отлично приготовленный реферат имеет возможность стать дополнением к соответственной главе учебного пособия по элективному курсу.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. [2011]. URL: ййр://минобрна- уки.рф/документы/2974 (дата обращения 28.09.2013).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);
3. Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // «Вестник образования» - 2002. №6. Приложение к Приказу Минобразования России от 11 февраля 2002 года № 393.
5. Письмо «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413.
6. Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. N 14-51-277/13 «О направлении информационного письма об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»
7. Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. N 14-51-277/13 «О направлении информационного письма об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»
8. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Профильная школа. 2003. № 1. С. 12-18.
10. Проект по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт. URL: https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf.
11. Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование
http://pish.ru/articles/articles2009/201/
12. Артюхова, Т. Ю. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся / Т. Ю. Артюхова, Т.И. Петрова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.-Красноярск: КГПУ, 2015. - №1(31).-С. 32.
13. Афанасьева Т. П. Разработка и экспертиза программ элективных курсов // Профильное обучение: педагогическая система и управление. Система профильного обучения старшеклассников / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКПРО, 2004. С. 52-60.
14. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998.№ 4. С.120.
15. Баженова И.Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика,1989. -560с....98