Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия преподавания элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.

Работа №169583

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания преподавания элективного курса по истории России
1.1 Определение «элективного курса» 9
1.2 Преподавание элективных курсов в психолога - педагогической литера­
туре 19
1.3 Методическое обеспечение преподавания
курса 24
1.4 Организация элективных курсов 34
Глава 2. Реализация педагогических условий преподаванию элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.
2.1 Привлечение общественности к реализации преподавания элективного
курса по истории войн России XVI-XX вв 51
2.2 Использование различных форм драматизации и театрализации препода­вания элективного курса по истории войн России XVI-XX
вв 55
2.3 Опредмечивание и театральная драматизация элективного курса «Изучение войн России в период XVI-XX веков» и использование различных
форм драматизации и театрализации 68
Заключение 81
Список основных источников и использованной литературы 84

Актуальность темы исследования. В концепции модернизации рос­сийского образования на период до 2010 г. и Федеральном государственном стандарте среднего образования обозначены требования к повышению каче­ства предметной подготовки выпускников. Одним из условий её обеспечения является создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы про­филей» [4].
На сегодняшний день становление в России школы, включающей пред- профильную ориентацию обучающихся, является перспективой развития рос­сийского образования. Профильное обучение позволяет более полно учиты­вать склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами.
Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеоб­разовательных учреждений Российской Федерации начался с 2006/07 учеб­ного года, а с 2005/06 учебного года - введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.
Одной из важнейших задач определения обучающимися себя в мире - это профессиональное самоопределение, которое играет важную роль в ста­новлении личности. У старших подростков становление самосознания проис­ходит в процессе деятельности и общения с окружающими. Действуя практи­чески и общаясь с людьми, подросток получает информацию о самом себе как субъекте деятельности и общения.
Именно в 9 классе (предпрофильном) возникает пространство для само­определения обучающихся и выбора ими профиля. Учебная деятельность в подростковом возрасте приобретает избирательный характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессией.
В старшей школе, в 10-11 классах, у школьников возникает потребность в расширении и углублении знаний, умений, связанных с содержательной сто­роной будущей профессиональной деятельности. Помощь в этом должны и могут оказывать элективные курсы.
Сегодня профильное обучение предоставило обучающимся широкие возможности самостоятельного выбора не только уровня, но и направления исторической подготовки, поставив одновременно перед теорией и практикой обучения истории проблему создания системы курсов по выбору (элективных курсов), позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные траек­тории, облегчающие переход от общего к профессиональному историческому образованию.
Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки приоб­ретает особое значение для обучения основополагающим дисциплинам, в частности, истории.
Организация школьного исторического образования строится по прин­ципам дифференцированного обучения, т.е. у обучающихся имеется возмож­ность выбора интересующего его профиля, в том числе и исторического. По­этому разработка новых учебных пособий, методических рекомендаций, учеб­ных программ является важной задачей педагогической науки.
Большинство учителей истории заинтересованы в ведении элективных курсов. В научной и методической литературе есть отдельные работы, касаю­щиеся профильного обучения и элективных курсов, в частности элективных курсов по истории, которые носят рекомендательный характер [5].
Элективные курсы - это обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, которые представляют широкие возможности для реализации принципов дифференцированного обучения, так как позволяют учитывать ин­тересы обучающихся, которые хотели бы получить углубленные знания по ин­тересующему их направлению.
Разработка программ таких курсов является важной и новой задачей со­временного школьного исторического образования. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [4] профиль­ное обучение должно быть подкреплено обоснованными научно-методиче­скими разработками. Такое противоречие и обуславливает актуальность темы исследования, связанной с разработкой элективного курса.
Степень изученности проблемы. Определенный вклад в изучении условий школьного обучения внесли следующие ученые: С.Л. Рубинштейн, В.С. Библер, В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, В.А Моляко, Д.В. Ушаков, Я.А. Пономарев. В отношении общих и специальных учебных возможностей учащихся: В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов. Развитие личности в образовательном процессе рассматривали: Б.Ф. Ломов, А.Б. Орлова, В.С Мухина. Вопросы возрастной и педагогической психологии: В.С. Мухина,
A. И. Савенко, И.В. Дубровина. Развивающее и лично-ориентированное обучение: А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, В.В. Давыдова, А.А. Вербицкий,
B. В. Рубцов. Различные вопросы активизации познавательной деятельности в рамках конкретных образовательных программ изучали: Р.К Баучиева, О.В Богданова В.А Далингер, Н.А Журавлева, С.Н Казначеева, Л.Д Кудрявцев, О.В Краюхина, О.Л Никольская Е.Ю. Прошина.
Обзор и последующий анализ научной психолого-педагогической и методической литературы в области преподавания элективных курсов по истории России позволяют выделить следующие противоречия:
- между потребностью государства и общества к повышению качества профильное обучения на старшей ступени общего образования грядущих по­колений, и недостаточно выраженной ориентацией практики школы на ис­пользование потенциала педагогических условий позволяющих более полно учитывать склонности и способности обучающихся, в соответствии с их про­фессиональными интересами;
1. между потребностью педагогической общественности в ор­
ганизационно-педагогическом обеспечении реализации педагогиче­ского потенциала элективных курсов позволяющих более полно учиты­вать склонности и способности обучающихся, в соответствии с их профессиональными интересами и не достаточным его употреблением в своей практической учебной деятельности;
2. между потребностью школьных учителей истории в
употреблении -педагогического обеспечения потенциала
педагогических условий преподавания элективных курсов позволяющих более полно учитывать склонности и способности обучающихся, в соответствии с их профессиональными интересами недостаточным его описании в научно-методической литературе.
Выделенные противоречия позволили актуализировать проблему иссле­дования: какие педагогические условия будут способствовать продуктивному преподаванию элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.
Актуальность проблем, недостаточная степень её разработанности, необходимость поиска оптимальных путей её разрешения означенных проти­воречий предопределили выбор темы исследования: «Педагогические усло­вия преподавания элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.»
Объект исследования - образовательный процесс основной общеобразова­тельной школы.
Предмет исследования - педагогические условия преподавания элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.
Целью исследования является выявление, разработка и описание педагогиче­ских условий преподавания элективного курса по истории войн России XVI - XX вв.
Гипотеза исследования. Преподавание элективного курса по истории войн России в период XVI-XX вв. будет результативным, если:
На теоретическом уровне: будут уточнены понятия «элективный курс», «преподавание элективного курса»; выявлены особенности методического обеспечения преподавания элективных курсов по истории России; теоретиче­ски обоснованы и проанализированы организационно-педагогические условия преподавания элективных курсов по истории России способствующие повы­шению качества подготовки обучающихся.
На практическом уровне: будут выявлены, разработаны и описаны ор­ганизационно-педагогические условия преподавания элективных курсов по истории войн России XVI - XX вв.:
а) привлечение общественности к реализации преподавания элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.;
б) использование различных форм драматизации и театрализации в пре­подавании элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.
В соответствии с целью, объектом и гипотезой определены основные за­дачи исследования:
1. Выявить и проанализировать теоретические основания процесса препо­давания элективного курса по истории России;
2. Определить и проанализировать методическое обеспечение процесса преподавания элективных курсов по истории России;
3. Определить и проанализировать организационно-педагогическое обес­печение процесса преподавания элективных курсов по истории России; Охарактеризовать организационно-педагогические условия преподавания элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.:
• привлечение педагогического потенциала общественности к реализации пре­подавания элективного курса по истории войн России XVI-XX вв.;
• использование различных форм драматизации и театрализации преподавания элективного курса по истории войн России XVI -XX вв.
Методологическая основа:
• изучить условия для преподавания элективных курсов;
• описать необходимость элективных курсов в учебном процессе;
• показать на практике итоги работы на элективных курсах
Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической и психологической литературы, учебно-методической документации по проблемам исследования; обобщение и сравнение педагогического опыта по проблеме исследования; Эмпириче­ские: педагогическое наблюдение, опрос, моделирование
Новизна исследования состоит в разработке элективного курса по истории, изучение традиционных и нетрадиционных методов преподавания с учетом профильного уровня обучения.
Теоретическая значимость исследования: изученные вопросы преподава­ния элективного курса по истории могут быть использованы для дальнейшего изучения данной темы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы в педагогической практике, проведе­нии элективного курса по истории в 10-11-ых классах; при подготовке и про­ведении лекционных, семинарских занятий в образовательных организациях при изучении Истории России.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Элективные курсы - область буйного становления нового вариативного со­держания школьного предметного образования. В данный момент у каждого обучающегося выпадает шанс поменять стандарты самомнения в личном со­знании и в мировоззрении педагога сравнительно собственной личности, соб­ственных возможностей и интересов, а у любого педагога появляется вероят­ность увлекаться рассмотрением более ярчайших и важных вопросов учеб­ного предмета с обучающимися, которые заинтересованы в данном обуче­нии.
Впрочем элективные курсы - относительно свежее появление в прогрессив­ной общеобразовательной школе, в следствие этого в их применении оста­ется ряд нерешенных вопросов прикладного характера.
1. Г отовы ли элективные курсы убрать делему профильной и профессиональ­ной ориентации? Так как не секрет, что, не обращая внимания на удачли­вость обучающегося на элективных курсах, заключение о выборе про­филя изучения и последующей профессии нередко принимается законными представителями обучающихся, а профильный класс имеет возможность вы­бираться на базе стремления быть со сверстниками или же с любимым класс­ным руководителем.
2. Сколько курсов обязан пройти обучающийся для удачной предпрофильной подготовки или же совершенного освоения программы профильного обуче­ния? Данный вопрос в реальное время решают региональные отделы образо­вания. Элективные курсы имеют различную длительность. По всей видимо­сти, перед началом обучения обязательно нужно обсудить продолжитель­ность элективных курсов, то есть определиться с количеством часов, кото­рое обязан посетить обучающийся на всём протяжении занятий. Нельзя ис­ключать и тот момент, когда обучающийся выбирает наименьшее количество часов на курсе, пройдя которые у него не сложиться общая картина изучения материала. Открытой темой для обсуждения, остаётся продолжительность разных элективных курсов.
1. Как осуществить занятия элективного курса, который избрали 1-3 обуча­ющихся? Практически никаких нормативных документов, ограничиваю­щих количество обучающихся на уроках элективного курса, нет. В школьной практике, в критериях «конкурентной борьбы» элективных курсов, без сомнения, учебные часы будут отведены более нужным уче­никами элективам. Но в данном случае нарушаются права подростка на реализацию собственного выбора, более соответственного его заинтере­сованностям.
4. Как избрать или же сделать более конкурентный (среди большого ко­личества иных предметных курсов) элективное направление по истории? Это, наверное, ключевой вопрос. Как демонстрирует практика, бо­лее нужными становятся курсы, на занятиях которых применяется исто­рическая реконструкция и историческое моделирование. Впрочем, вос­требованность курса находится практически всегда в зависимости от процесса изучения. Вследствие этого и довольно занимательный, и насы­щенный курс не всякий раз выбирается обучающимися.
Способ изучения элективным курсам еще лишь только начинает форми­роваться. С самого начала его целенаправленно возводить на базе нового мышления, осознания целей и ценностей образования, с ориентацией на новаторские методические идеи и концепции. Актуальными элемен­тами занятий по элективным курсам имеют все шансы стать практиче­ские исследования и работа с архи источниками. Способ изучения элек­тивным курсам обязан развивать у обучающихся способности организа­ции интеллектуального труда и самообразования. В процессе освоения элективных курсов лучше дать обучающимся вероятность применить раз­личные учебники, учебные пособия, практикумы, энциклопедии и т. д. Уместно еще осуществить рассмотрение плюсов учебников и посо­бий, научить их умению разбираться с историческими документами.
Для итоговой аттестации обучающихся по завершению курса обучения, надо посоветовать написание рефератов. При выполнении рефератных дел обучающиеся имеют все шансы обращаться к разным ис­точникам. Огромным подспорьем имеет место быть внедрение Интернет- технологий, учебных OD-дисков. Отлично приготовленный рефе­рат имеет возможность стать дополнением к соответственной главе учеб­ного пособия по элективному курсу.


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. [2011]. URL: ййр://минобрна- уки.рф/документы/2974 (дата обращения 28.09.2013).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего об­щего образования / (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);
3. Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утвер­ждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего обра­зования».
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // «Вестник образования» - 2002. №6. Приложение к Приказу Минобразования России от 11 февраля 2002 года № 393.
5. Письмо «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413.
6. Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. N 14-51-277/13 «О направлении информационного письма об элективных курсах в системе про­фильного обучения на старшей ступени общего образования»
7. Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. N 14-51-277/13 «О направ­лении информационного письма об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»
8. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образо­вания //Профильная школа. 2003. № 1. С. 12-18.
10. Проект по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт. URL: https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf.
11. Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование

http://pish.ru/articles/articles2009/201/
12. Артюхова, Т. Ю. Театрализованная деятельность как средство воспита­ния учащихся / Т. Ю. Артюхова, Т.И. Петрова // Вестник Красноярского гос­ударственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.-Красно­ярск: КГПУ, 2015. - №1(31).-С. 32.
13. Афанасьева Т. П. Разработка и экспертиза программ элективных курсов // Профильное обучение: педагогическая система и управление. Система про­фильного обучения старшеклассников / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова. М.: АПКПРО, 2004. С. 52-60.
14. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998.№ 4. С.120.
15. Баженова И.Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика,1989. -560с....98


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ