Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АКТИВАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №169545

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 5
1.1. Понятие защитных механизмов психики в психологопедагогической литературе 5
1.2. Характеристика защитных механизмов психики у младших
школьников в процессе социальной адаптации 13
1.3. Техники, методы и приёмы работы с защитными механизмами
психики у младших школьников в процессе социальной адаптации... 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УСЛОВИЙ АКТИВАЦИИ ЗАЩИТНЫХ
МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 27
2.1. Организация исследования условий активации защитных
механизмов психики у младших школьников в процессе социальной адаптации 27
2.2. Программа по коррекции ригидности у младших школьников 40
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


Когда ребёнок поступает в новое образовательное учреждение, у него начинается период адаптации. Этот процесс сопровождается частым стрессом, так как на него накладывается кризис семи лет. У детей меняется социальная ситуация развития, ведущая деятельность, но отсутствуют новообразования, необходимые для быстрой адаптации к новым правилам и условиям. Большое количество стрессовых факторов провоцирует работу защитных механизмов психики, которые призваны снизить психическое напряжение ребёнка.
Вопросы защитных механизмов психики изучали: З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Плутчик, Г. Келлерман, Р.М. Грановская и И.М. Никольская.
Вопросом адаптации к школе занимались: Л.С. Выготский,
М.Р. Битянова, Г.Р. Дичев, Б.Т. Гурусбеков, В.Р. Цылев, В.С. Мухина, Л.А. Венгер, И.А. Коробейников, Г.М. Чуткина, Л.И. Божович,
Г.А. Цукерман.
Возрастные особенности младших школьников описали: Л.С Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, В.С. Мухина.
Цель - выявить условия активации защитных механизмов психики у младших школьников в процессе социальной адаптации
Объект исследования: защитные механизмы психики в младшем школьном возрасте
Предмет исследования: условия активации защитных механизмов психики в процессе социальной адаптации
Гипотеза: Социальная адаптация в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: формируется внутренняя позиция школьника, а также его позиция в коллективе, развиваются навыки сотрудничества. Мы предполагаем, что у детей с высоким уровнем социальной адаптации по сравнению с детьми с низким уровнем социальной адаптации ниже уровень тревожности и ригидности, но выше уровень произвольности. А также ценностные ориентации младших школьников с высоким уровнем социальной адаптации соответствуют предъявляемым к нему школьным требованиям.
Задачи:
1. Изучить и подобрать методики для диагностики защитных механизмов психики и социальной адаптации младших школьников
2. Провести диагностическое обследование младших школьников с целью исследования защитных механизмов психики и социальной адаптации
3. Проанализировать результаты диагностического
обследования с использованием методов математической статистики
4. Описать условия активации защитных механизмов психики у младших школьников в процессе социальной адаптации
5. Разработать коррекционно-развивающую программу по работе с защитными механизмами психики в процессе социальной адаптации
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической литературы
- Эмпирические методы:
Методика «Цветик-семицветик» И.М. Витковская
Методика «Шкала явной тревожности», SMAS
Методика ИТО, «Личностный опросник» Л.Н. Собчик
Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин
Методика «Беседа о школе» модифицированная методика Т.А.
Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Методика «Социометрия» Дж. Морено
- Методы количественной и качественной обработки результатов
- Методы математической статистики
Экспериментальная база исследования: МАОУ СШ №158 «Грани» Выборка: 36 человек, учащиеся 2 и 3 класса. Возраст - 9-10 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы рассмотрели понятие защитных механизмов психики, их функции, признаки, классификации и условия активации. Также нами был проведён сравнительный анализ работ Зигмунда Фрейда, Анны Фрейд, Роберта Плутчика, Генри Келлермана, Рады Грановской и Ирины Никольской.
Также нами были рассмотрено понятие адаптации, её виды и функции. Подробнее мы остановились на социальной адаптации, описали её компоненты. Также мы установили взаимосвязь между защитными механизмами психики, социальной адаптацией и возрастными особенностями младших школьников.
Также мы рассмотрели различные способы работы с защитными механизмами психики в процессе социальной адаптации. В частности: сказкотерапию, игротерапию, куклотерапию, арт-терапию, театральную деятельность и научение.
Нами был составлен диагностический комплекс для обследования детей 1-4 классов, направленный на выявление условий активации защитных механизмов психики и уровня социальной адаптации младших школьников.
Проведённое нами диагностическое обследование опровергло гипотезу о том, что у детей с высоким уровнем социальной адаптации:
1. У детей с высоким уровнем адаптации ниже уровень ригидности, чем у детей со средним и низким уровнями социальной адаптации.
2. У детей с высоким уровнем адаптации выше уровень соответствия ценностных ориентаций предъявляемым требованиям, чем у детей со средним и низким уровнями социальной адаптации.
3. Проявления защитных механизмов психики снижены по сравнению с детьми со средним и низким уровнем социальной адаптации.
Следующие предположения в гипотезе оказались верными:
1. Ниже уровень тревожности, чем у детей со средним и низким уровнями социальной адаптации;
2. Выше уровень произвольности, чем у детей со средним и низким уровнями социальной адаптации.
Также нами был проведён корреляционный анализ, по результатам которого выявились следующие взаимосвязи:
- Социометрия и соц. адаптация (r=0,375; p=0,05) - чем выше положение в классе у ученика, тем лучше он адаптирован в школе.
- Ригидность и защитные механизмы (r=0, 450; p=0,01) - чем выше уровень защитных механизмов, тем выше уровень ригидности.
- Школьные ценности и защитные механизмы (r=0,675; p=0,01) - чем выше уровень защитных механизмов, тем больше ученики соблюдают правила и ценности школы.
- Защитные механизмы и тревожность (r=-0,511; p=0,01) - чем выше уровень защитных механизмов, тем ниже тревожность.
Исходя из этого, мы можем сказать, что высокая ригидность и усвоение школьных ценностей являются факторами, включающими работу защитных механизмов. У детей с высоким уровнем защитных механизмов отмечается сниженный уровень тревожности.
Исходя их всего вышесказанного, мы сделали вывод о том, что скорректировать социальную адаптацию младших школьников можно посредством работы с ригидностью младших школьников. Это позволит снизить активность защитных механизмов психики до среднего уровня, что в свою очередь нормализует уровень тревожности. Таким образом эмоциональное состояние младших школьников станет более стабильным, они смогут воспринимать школьные правила, повысится мотивация к учебной деятельности, улучшатся навыки коммуникативной деятельности.
...


1. Абдуллина Л. Б. Адаптация первоклассников к школе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4.
2. Асадуллина А. М., Мухтарова М. А. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса // Казанский вестник молодых учёных. 2022. № 3 том 6. С. 16-22.
3. Афанасьева С. А. Характеристика понятий «адаптация», «социальнопсихологическая адаптация» и «дезадаптация» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 11-2.
4. Бадмаева Б. Б. Адаптация и социализация: постановка вопроса в педагогическом знании // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2011. №
5.
1. Басырова З. А., Степанова Н. А. Психологические особенности адаптации детей к школьному обучению // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2.
2. Батуева С. В. Деструктивные психологические факторы защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 1-2.
3. Батуева С. В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. № 1-2.
4. Беккер И. Л. Современные особенности социальной адаптации младших школьников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2008. № 10.
5. Белов В. Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека // Гуманизация образования. 2009. №
3.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва : Просвещение, 1968. 464 c.
7. Валиуллина Е. В. Выбор стиля поведения в конфликте при повышенном уровне психической ригидности личности // Концепт. 2021. № 12. С. 133-139.
8. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? Москва : Знание, 1994. 192 c.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. Москва : Педагогика, 1984. 433 c.
10. Гаврилова Т. П., Чернова О. А. Формирование умений межличностного общения младших школьников посредством артпедагогики // Современное педагогическое образование. 2018. №5. 232-237.
11. Галюк Д. А. Социальная адаптация первоклассников // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 291-293.
... всего 70 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ