Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности людей пожилого возраста, влияющие на социальную адаптацию в посттрудовой период

Работа №169543

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость5800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социальной адаптации людей пожилого возраста 8
1.1 Социально-демографическая характеристика людей пожилого
возраста 8
1.2 Личностные особенности людей пожилого возраста в посттрудовой
период их жизни 22
1.3 Подходы к проблеме социальной адаптации людей пожилого возраста в
основных научных школах 32
Выводы по первой главе 42
Глава 2 Исследование влияния личностных особенностей людей пожилого
возраста на уровень их социальной адаптации в посттрудовой период 44
2.1 Описание методик и условий проведения исследования 44
2.2 Исследование влияние личностных особенностей людей пожилого
возраста на уровень их социальной адаптации в посттрудовой период 51
2.3 Рекомендации для сотрудников социального учреждения 72
Выводы по второй главе 84
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложение


Выход на пенсию - новый этап в жизни человека, сопровождающийся изменением социальных ролей, статуса, достатка, потерей профессиональных контактов, возможностей самореализации, и это еще не весь набор трудностей, с которым приходится столкнуться пожилым людям, входящим в новый этап своей жизни. Чтобы помочь пожилому человеку в его личном самоопределении, необходимо знать, с какими трудностями он сталкивается в этот период, как меняется его жизнеощущение, система ценностей, как влияют личностные особенности на адаптацию, какие появляются и (или) усиливаются те или иные потребности, найти возможность задействовать тот «багаж» жизненного и профессионального опыта, который он «накопил».
Многочисленные исследования личности пожилого человека, вышедшего на пенсию, в нашей стране, население которой продолжает быстротечно стареть, приобрели особую актуальность. В настоящее время в обществе назрело осознание проблемы неготовности человека к пенсионному периоду. Отмечается, что у пожилого человека не сформировано осознанное представление о том, как дальше жить и чем заниматься, чтобы ощущать свою значимость и востребованность. Выход на пенсию изменяет роль человека в социуме, что, несомненно, сказывается на всех сферах его жизнедеятельности, в том числе на его психологическом состоянии.
Анализ современной действительности показывает, что, с одной стороны, с данной возрастной категорией людей недостаточно проводится соответствующей предварительной работы, направленной на адаптацию их к новым социальным условиям. Среди наиболее разработанных направлений работы с пожилыми людьми являются социальная поддержка, психологическое консультирование, психотерапия и обучение пожилых людей. С другой, - остается мало задействованным имеющийся потенциал учреждений сферы социального обслуживания для поддержания активной жизненной позиции людей пожилого возраста в социуме, содействия в личностном самоопределении. Необходимость исследования личностных особенностей людей пожилого возраста как фактор их адаптации в посттрудовой период должны содействовать формированию приемлемого стиля жизни, связанного как с увеличением периода жизни человека, так и благоприятным изменением ее качества, включающим в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте.
Степень разработанности проблемы. В теории и практике педагогики, психологии, геронтопсихологии, социальной психологии, социологии старения ведется поиск путей, условий личностного развития людей пожилого возраста, на основе различных технологий, методов, форм, средств с учетом образа жизни данной категории, условий их жизнедеятельности в различных общностях (М.Д. Александрова, Н.Ф. Басов, Р.И. Ерусланова, А.Г. Лидерс, Г.П. Медведева, Н.Ф. Шахматов, Р.С. Яцемирская и др.). Объектом научных исследований становится адаптация людей пожилого возраста к пенсионному периоду в работах Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович, Н.Ф Дементьева, Н.В. Клюева, Э.Н.Никонова и др.
Психологические особенности людей пожилого возраста анализируются в работах Г.С. Абрамовой, М.Д. Александровой, Л.Б. Лазебника, Г.П. Медведевой, Н.Ф. Шахматова, Р.С. Яцемирской и др. В исследованиях Ю.А. Примак и И.А. Гизатовой описываются современные реалии и перспективы социальной работы с пожилыми людьми. С.А. Саулововым и Т.В. Беляковой рассматриваются специфика работы с людьми пожилого возраста. Адаптационные ресурсы человека рассматриваются в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Кроника, А.А. Реана и др, влияние личностных особенностей человека на адаптацию, рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Б. С. Братуся, А. Л. Журавлева и
др. исследователей.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы показал, что объектом научных исследований становится адаптация людей пожилого возраста, к пенсионному периоду (Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович, Н.Ф Дементьева, Н.В. Клюева,
Э.Н.Никонова и др.). Личностные характеристики во многом определяют успешность или неуспешность адаптации, и в то же время сама адаптация является мощным стимулом для развития личности. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности, согласно В. К. Вилюнас, В. И. Ковалеву, Е. С. Кузьмину выступают побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Развитие самосознания личности связано с распознаванием и переживанием своего «Я» относительно каждой из ориентаций с последующим самоинтегрированием для получения общей картины ценностных отношений к «Я» и миру во времени.
Эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Из представленного ряда факторов, которые влияют на такой сложный процесс, как социальная адаптация в посттрудовой период, в своем исследовании мы изучили подробно факторы, касающийся мотивационно-потребностной, эмоциональной сферы личности пожилого человека, самопознание, характер отношений с близким окружением.
Результаты, которые были получены в ходе нашего исследования, выглядят следующим образом.
1) Люди пожилого возраста в посттрудовой период имеют разный уровень социальной адаптации;
2) Люди пожилого возраста воспринимают завершение трудовой деятельности как начало жизненного кризиса.

подготовленными к выходу на пенсию.
1) Выходя на пенсию, большинство людей пожилого возраста имеют проблемы со здоровьем.
2) Отсутствует в жизни пожилого человека организованный досуг.
3) Большинство пожилых людей не обращаются за профессиональной, в т.ч. психологической помощью или не знают где и у кого ее получить.
4) Люди пожилого возраста заинтересованы в таких видах помощи, как: консультации психолога, организация досуга, группы взаимопомощи.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста. Резолюция 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 г.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +»».
3. «Конституция Российской Федерации» от 12.12. 1993 г. (в ред. от. 21.07. 2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания
граждан Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (в ред. от 01.05.2018 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система
«Консультант +».
5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
6. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. (ред. от 07.03.2018 г.) № 400-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
7. Федеральный закон «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система
«Консультант +».
8. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста» ГОСТ Р 53058-2013 от 17.10.2013 г. № 1181-ст [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» от 05.02.2016 г. № 164-р [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
10. Старшее поколение [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru
Федеральная служба государственной статистики URL:
http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/g eneration/ (дата обращения 15.02.20018).
11. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студ. вузов . - 4-е изд, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
12. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская .-М: «Мысль»,1991. - 230 с.
13. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте / Е.С. Авербух.- Л.: Медицина, 1976. - 159 с.
14. Айзенк, Г. Парадоксы психологии / Г. Айзенк. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 352 с.
15. Александрова, М.Д. Старение: социально-психологический
аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / / Сост. О, В. Краснова,
А. Г. Лидерс.-М.: Академия, 2003. С.177-183.
... всего 123 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ