Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Работа №169539

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 8
1.1. Понятие экспериментирования в современной науке 8
1.2. Особенности экспериментирования детей в подготовительной
группе 16
1.3. Условия развития экспериментирования детей старшего
дошкольного возраста 21
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 30
2.1. Изучения развития детского экспериментирования в
подготовительной группе детского сада 30
2.2. Создание педагогических условий развития детского
экспериментирования в подготовительной группе детского
сада 42
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ


Эпоха информационных технологий требует от человека способности критически мыслить, самостоятельно добывать знания и использовать их в повседневной жизни, творчески решать любые задачи. Первоосновы такой личности закладываются в дошкольном детстве, о чем свидетельствуют исследования Н.Н. Поддьякова, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой, Л.М. Клариной, И.Э. Куликовской и др. [11, с.17].
Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них - детское экспериментирование - исследование объектов окружающего мира .
Главное достоинство экспериментирования является в том, что оно дает детям реальные представления об объекте, о его свойствах и о взаимодействии с другими объектами. Во время экспериментирования развиваются мыслительные процессы, память, так как постоянно приходится осуществлять различные манипуляции, классифицировать, думать и т.д. Стремление экспериментировать ученые считают важнейшими чертами детского поведения в процессе познания окружающего его мира.
Неслучайно экспериментирование считается ведущей деятельностью в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития экспериментов, направленных на понимание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эксперименты с детьми, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полнее он развивается.
В настоящее время исследованы своеобразие экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н Поддьяков.), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, JI.H. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных примерных образовательных программах.
Вместе с тем, до сегодняшнего дня не сложилась целостная концепция детского экспериментирования, которая обеспечивала бы динамику его становления в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Этот факт подтверждается анализом практики, которая наглядно демонстрирует отсутствие интереса некоторых детей к экспериментированию, стремления заниматься и участвовать в этом виде деятельности. Не смотря на присутствие в детских садах центров экспериментирования, этот вид детской деятельности носит ситуативный, формальный характер, что приводит к снижению его развитости в различных возрастных группах дошкольного детства.
В связи с этим, наблюдается противоречие между потребностью в развитии детского экспериментирования как вида детской деятельности в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой его содержательно-методических основ.
Таким образом, актуальной становится проблема недостаточного использования экспериментирования как вида деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования, что послужило основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия развития детского экспериментирования в подготовительной группе детского сада».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий развития детского экспериментирования в подготовительной группе детского сада.
Объект исследования: детское экспериментирование в
подготовительной группе детского сада.
Предмет исследования: педагогические условия развития детского экспериментирования в подготовительной группе детского сада.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет
сформулировать ряд выводов:
1. детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» (Н.Н. Поддъяков).
Основными характеристиками детского экспериментирования являются: поисковый характер деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, возникновения и развития новых мотивов деятельности; высокая степень собственной активности детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества (продуктивная форма экспериментирования); выступает смыслообразующим фактором процесса детского творчества; пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности.
Детское экспериментирование выступает как метод обучения, как форма организации педагогического процесса, как вид познавательной деятельности детей.
2. Н.Н. Поддьяков пишет: «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Структура детского экспериментирования включает: постановку проблемы, которую необходимо решить; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); проверку гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях); анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы); формулирование выводов.
В процессе экспериментирования дети старшего дошкольного возраста способны: выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; предлагать возможные решения; проверять эти возможные решения, исходя из данных; делать выводы в соответствии с результатами проверки; делать обобщения.
3. Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте будет развиваться при реализации следующих педагогических условиях:
- поддержке и стимулировании взрослым стремления старших дошкольников к экспериментированию с учетом их интересов;
- создании необходимой для экспериментирования предметноразвивающей среды в подготовительной группе детского сада.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты эмпирического исследования, проведенного на базе подготовительных групп муниципального дошкольного образовательного учреждения
Большемуртинского района Красноярского края. В исследовании приняли участие 56 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, из них 28 человек - экспериментальная группа и 28 человек - контрольная группа.
Включенное наблюдение проводится по заранее намеченному плану в соответствии с выделенными критериями, представленным в карте наблюдения. Уровень развития экспериментирования детей
подготовительной группы изучался по следующим критериям: активность ребенка; пробующие действия, которые он предпринимает; обследует вещества; высказывания, которые он делает; степень настойчивости в поиске ответов; обращение за помощью к воспитателю; эмоциональное состояние в процессе экспериментирования; попытки самостоятельно использовать разные предметы на столе для проверки гипотезы; готовность ребенка к самостоятельному экспериментированию; количество проб; наличие интереса; результативность; оценка ребенком проведенного исследования; наличие желания экспериментировать в дальнейшем.
...


1. Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 19 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 523с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2010. 145 с.
4. Геращенко Л.И., Степанова Н.А. Детское экспериментирование как
средство развития познавательных способностей старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-3. URL:
http://www.eduherald.ru/ru/article/view7idM7523 (дата обращения: 18.02.2018).
5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2005. 192 с.
7. Захарова А. С. Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы) // Молодой ученый. 2015. №23. С. 954- 958. URL: https://moluch.ru/archive/103/23854/ (дата обращения: 18.02.2018).
8. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 65-71.
9. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 22 с.
10. Коновалова М.Д. Экспериментальная психология: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2009. 180 с.
11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. 80 с.
12. Листик Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования //Дошкольное воспитание. 2010. № 9. С. 15-19.
13. Макейчик А.О, Левшина Н.И. Детское экспериментирование как средство развития дошкольника // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-5. С 33-41.
14. Марудова Е. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. М.: Детство-Пресс, 2016. 128 с.
15. Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Метод наблюдения в
психологии // Психология онлайн. URL: http://www.psychology-
online.net/articles/doc-1211.html (дата обращения: 29.12.2018).
... всего 36 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ