Логопедическая работа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
|
Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 10
1.1. Основные сущностные характеристики коммуникативных умений 10
1.2. Особенности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста 22
1.3. Специфика развития коммуникативных нарушений у дошкольников с общим
недоразвитием речи 28
1.4. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики коммуникативных
нарушений у дошкольников 41
Выводы по главе I 47
Глава II. Экспериментальное изучение коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 49
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 49
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 58
2.3. Содержание дифференцированной логопедической работы по развитию
коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 90
Выводы по главе II 101
Заключение 103
Библиография 107
Приложения 113
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 10
1.1. Основные сущностные характеристики коммуникативных умений 10
1.2. Особенности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста 22
1.3. Специфика развития коммуникативных нарушений у дошкольников с общим
недоразвитием речи 28
1.4. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики коммуникативных
нарушений у дошкольников 41
Выводы по главе I 47
Глава II. Экспериментальное изучение коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 49
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 49
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 58
2.3. Содержание дифференцированной логопедической работы по развитию
коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 90
Выводы по главе II 101
Заключение 103
Библиография 107
Приложения 113
Актуальность. В настоящее время общее недоразвитие речи (далее - ОНР) - самый распространенный и тяжелый речевой дефект у детей дошкольного возраста, характеризующийся речевой аномалией, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, при сохранности интеллектуального развития и слуха. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитием речи при усвоении программы дошкольного учреждения, обусловлены не только нарушением речевой функции, но и замедленным процессом развития коммуникации у ребенка, отличающимся качественным своеобразием.
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников является одной из первостепенных задач образовательных организаций по коррекционнообразовательной работе с ними, так как результативность и качество процесса обучения в значительной степени зависят от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Коммуникативные умения - основное условие развития ребенка, как социально-ориентированной и полноценной личности, вне зависимости от речевых особенностей.
В ФГОС ДО обозначено одно из важнейших направлений формирования личности дошкольника - «Социально-коммуникативное развитие», что предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» .
Многочисленные научные труды в области развития коммуникативных умений в дошкольном возрасте принадлежат В.В. Давыдову, А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину в их основе ведущая концепция общения связана с деятельностью каждого ребенка.
В исследованиях А.В. Запорожца, М.И. Лисиной прослеживается тесная связь между коммуникативными навыками и психическим развитием детей дошкольного возраста.
Публикации таких авторов, как Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений формирования их коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения решения проблемы развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР.
При существующей системе и организации учебного процесса логопедическая помощь, детям с ОНР в дошкольном возрасте в основном направлена на коррекцию фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, а формированию как вербальных, так и невербальных средств коммуникации и развитию коммуникативных умений не уделяется должного внимания. Развитие коммуникативных умений в устной речи должно рассматриваться не просто как цель дошкольного образования, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями в будущем. Однако при организации воспитательного процесса в дошкольном образовании формирование коммуникативных умений выступает скорее как дополнение к основному процессу обучения и воспитания, нежели как самостоятельная педагогическая задача. Возникает потребность в создании различных моделей дифференцированной коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных умений у дошкольников с ОНР, с учетом возможностей и индивидуально типологических особенностей детей. Перед педагогами стоит задача поиска эффективных методов и средств для развития коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в современной образовательной практике.
...
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников является одной из первостепенных задач образовательных организаций по коррекционнообразовательной работе с ними, так как результативность и качество процесса обучения в значительной степени зависят от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Коммуникативные умения - основное условие развития ребенка, как социально-ориентированной и полноценной личности, вне зависимости от речевых особенностей.
В ФГОС ДО обозначено одно из важнейших направлений формирования личности дошкольника - «Социально-коммуникативное развитие», что предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» .
Многочисленные научные труды в области развития коммуникативных умений в дошкольном возрасте принадлежат В.В. Давыдову, А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину в их основе ведущая концепция общения связана с деятельностью каждого ребенка.
В исследованиях А.В. Запорожца, М.И. Лисиной прослеживается тесная связь между коммуникативными навыками и психическим развитием детей дошкольного возраста.
Публикации таких авторов, как Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений формирования их коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов.
Анализ литературных данных дает основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостного видения решения проблемы развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР.
При существующей системе и организации учебного процесса логопедическая помощь, детям с ОНР в дошкольном возрасте в основном направлена на коррекцию фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, а формированию как вербальных, так и невербальных средств коммуникации и развитию коммуникативных умений не уделяется должного внимания. Развитие коммуникативных умений в устной речи должно рассматриваться не просто как цель дошкольного образования, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями в будущем. Однако при организации воспитательного процесса в дошкольном образовании формирование коммуникативных умений выступает скорее как дополнение к основному процессу обучения и воспитания, нежели как самостоятельная педагогическая задача. Возникает потребность в создании различных моделей дифференцированной коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных умений у дошкольников с ОНР, с учетом возможностей и индивидуально типологических особенностей детей. Перед педагогами стоит задача поиска эффективных методов и средств для развития коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в современной образовательной практике.
...
Проведенная нами работа подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу и позволяет сделать соответствующие выводы:
1. У детей с отклонениями в речевом развитии из-за нарушения функций тех или иных звеньев речевой системы (а в тяжелых случаях и всей речевой системы) спонтанное поэтапное формирование речевых навыков и умений встречает определенные трудности. Эти трудности отягчает дефицит средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Сформированные таким образом элементарные речевые навыки оказываются явно недостаточными для реализации полноценной коммуникативной деятельности и последующего познания учебной деятельности. Развитие коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития навыков и умений в системе дошкольного образования, которая требует серьезного теоретического переосмысления и новых практических подходов к ее преодолению в этой области.
2. Анализ литературы по психологии, педагогике, логопедии, лингвистике и др. позволил определить сущность таких понятий как «общение», «коммуникативные умения», «коммуникация» и «речевая деятельность», следует подчеркнуть, что они все в той или иной мере имеют огромное значение в формировании личности ребенка, ее психологического и физического здоровья, развитии и становлении разумного, культурного поведения индивида. Также нами проведен анализ имеющихся в литературе методик по диагностике и развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Применительно к дошкольному возрасту смеем заметить, что в существующей теоретической и методологической базе недостаточно освещена проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников с ОНР, также присутствует некоторая вариативность одних и тех же понятий и классификаций. Приходится констатировать тот факт, что не определена четкая последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации вне непосредственно образовательной сферы деятельности; противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании полноценной личности ребенка и недостаточной разработанностью педагогических технологий и методик формирования этих умений, в соответствии с ФГОС ДО.
3. В силу многомерности процесса общения и коммуникации их функции можно классифицировать по различным критериям. Однако, во всех приведенных классификациях все же прослеживается такой аспект в обоих понятиях, как сущностные функции этих понятий: выделяются регулирующая и информационная, это вызвано тем, что ведущим средством общения является речь, которой присущи информационная и регулирующая функции. Содержание коммуникативных умений нами было конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов). В нашей гипотезе под коммуникативными умениями у старших дошкольников мы подразумевали овладение всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям детей, а именно: по своему содержанию данные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционнокоммуникативные, аффективно-коммуникативные умения, направленные на реализацию функций общения:
- умения взаимодействовать и договариваться (коммуникативнорегуляционные);
- умения запрашивать информацию и умения слушать и слышать речь собеседника (коммуникативно-информационные);
- умения понимать эмоциональное состояние партнера (коммуникативноаффективные);
Выделенные критерии и показатели позволили оценить уровень сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР по трем направлениям, перечисленным выше.
...
1. У детей с отклонениями в речевом развитии из-за нарушения функций тех или иных звеньев речевой системы (а в тяжелых случаях и всей речевой системы) спонтанное поэтапное формирование речевых навыков и умений встречает определенные трудности. Эти трудности отягчает дефицит средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Сформированные таким образом элементарные речевые навыки оказываются явно недостаточными для реализации полноценной коммуникативной деятельности и последующего познания учебной деятельности. Развитие коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития навыков и умений в системе дошкольного образования, которая требует серьезного теоретического переосмысления и новых практических подходов к ее преодолению в этой области.
2. Анализ литературы по психологии, педагогике, логопедии, лингвистике и др. позволил определить сущность таких понятий как «общение», «коммуникативные умения», «коммуникация» и «речевая деятельность», следует подчеркнуть, что они все в той или иной мере имеют огромное значение в формировании личности ребенка, ее психологического и физического здоровья, развитии и становлении разумного, культурного поведения индивида. Также нами проведен анализ имеющихся в литературе методик по диагностике и развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Применительно к дошкольному возрасту смеем заметить, что в существующей теоретической и методологической базе недостаточно освещена проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников с ОНР, также присутствует некоторая вариативность одних и тех же понятий и классификаций. Приходится констатировать тот факт, что не определена четкая последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации вне непосредственно образовательной сферы деятельности; противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании полноценной личности ребенка и недостаточной разработанностью педагогических технологий и методик формирования этих умений, в соответствии с ФГОС ДО.
3. В силу многомерности процесса общения и коммуникации их функции можно классифицировать по различным критериям. Однако, во всех приведенных классификациях все же прослеживается такой аспект в обоих понятиях, как сущностные функции этих понятий: выделяются регулирующая и информационная, это вызвано тем, что ведущим средством общения является речь, которой присущи информационная и регулирующая функции. Содержание коммуникативных умений нами было конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов). В нашей гипотезе под коммуникативными умениями у старших дошкольников мы подразумевали овладение всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям детей, а именно: по своему содержанию данные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционнокоммуникативные, аффективно-коммуникативные умения, направленные на реализацию функций общения:
- умения взаимодействовать и договариваться (коммуникативнорегуляционные);
- умения запрашивать информацию и умения слушать и слышать речь собеседника (коммуникативно-информационные);
- умения понимать эмоциональное состояние партнера (коммуникативноаффективные);
Выделенные критерии и показатели позволили оценить уровень сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР по трем направлениям, перечисленным выше.
...
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Развитие связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования полисенсорного восприятия
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023





