ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАСОВ 7
1.1. Характеристика выносливости, как физического качества 7
1.2. Значение и роль лыжной подготовки на уроках физической культуры
обучающихся 8-9 классов 11
1.3. Специфика лыжной подготовки как средства развития выносливости
обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы 18
Вывод по 1 главе: 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 25
2.1 Диагностика развития выносливости в процессе лыжной подготовки на
уроках физической культуры обучающихся 8-9 классов 25
2.2 Программа развития выносливости в условиях лыжной подготовки
организации лыжной подготовки у обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1 Цели и задачи исследования 40
3.1. Результаты исследования 41
3.2. Выводы исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность темы. Выносливость является важным физическим качеством, которое постоянно используется человеком. В настоящее время вопросы выносливости и ее роли в физическом развитии достаточно подробно рассматриваются как в методической, так и в научной литературе. В физиологии физической культуры и спорта накоплены данные о сенситивных периодах формирования выносливости, изучаются вопросы, непосредственно связанные с методикой применения в общей системе физического воспитания детей таких физических упражнений, которые способствуют повышению выносливости.
Развитие выносливости у школьников в рамках освоения школьной программы по физической культуре средствами лыжной подготовки возможно при различных видах деятельности, и для этого учитель может использовать широкий арсенал средств . Однако на практике использование как общеразвивающих, так и специальных упражнений, направленных на формирование выносливости, не всегда осуществляется систематично и комплексно, что сказывается на результате работы, преобладании невысоких показателей при выполнении подростками контрольных тестов и нормативов. Поэтому воспитание выносливости как важной составной части физической подготовки детей школьного возраста остается актуальной задачей, что и определило выбор темы исследования.
Анализ существующих подходов к программированию учебнотренировочных занятий показал, что наряду с многочисленными данными о воздействии физических упражнений на организм занимающихся, недостаточно разработаны аспекты регламентации двигательной активности, определения нормативных параметров развития общей выносливости для обучающихся . Это в значительной мере затрудняет эффективное осуществление дифференцированного подхода в программировании учебнотренировочных занятий.
Лыжная подготовка составляет основу государственных тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста. Достижение высоких спортивных результатов тесно зависит от построения учебно-тренировочных занятий у занимающихся, который включает в себя методически правильно распределение нагрузки на протяжении одного занятия, оптимальное построение схемы рационального питания, организации восстановительных мероприятий, а также системы контроля различных сторон физической, тактической и психологической подготовленности занимающихся .
Высокий уровень развития выносливости положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. В контексте актуальной проблемы в настоящее время пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с развитием выносливости обучающихся с помощью систематических занятий по лыжной подготовке. Однако в то же время, актуальность поставленной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования: «Лыжная подготовка на уроках физкультуры как средство развития общей выносливости у обучающихся 8-9 классов».
Анализ специальной литературы и данных обобщения передового опыта показал, что вопросы методики развития выносливости на уроках физической культуры в школе недостаточно научно проработаны; существующие методики включают в себя одни и те же методы и средства развития общей выносливости; отсутствует информация о специфических и неспецифических проявлениях возможностей при лыжной подготовке.
Необходимость комплексной оценки лыжной подготовки как средства развития общей выносливости у обучающихся 8-9 классов, недостаточная проработанность этого вопроса в теории и методике преподавания физической культуры, отсутствие новых методик учебно-тренировочного процесса определили актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - Выявить содержание и направленность лыжной подготовки на уроках физической культуры как средства развития общей выносливости у обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы.
Объект исследования: развитие общей выносливости у обучающихся 89 классов;
...
На основании теоретического анализа литературы и проведенного экспериментального исследования можно сформулировать следующие выводы:
Выносливость - это способность человека к долговременному осуществлению физической деятельности и эффективное противостояние утомлению. Уровень выносливости напрямую зависит общего утомления - чем лучше развита выносливость, тем позже начинается утомление. Важно сказать, что при физическом утомлении должны сохраняться характеристики: быстрота при выполнении упражнений, маневренность и точность.
Выносливость - одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, которая представляет собой способность человека выполнять работу в течение как можно длительного времени, преодолевать усталость в процессе двигательной активности и не снижать эффективность выполнения упражнений.
Выносливость в 8-9 классов видоизменяется связи с тем, что именно в этом возрасте происходит половое созревание и организм начинает успешнее бороться с усталостью. В этом возрасте важны физические упражнения для развития мышечного тонуса и опорно-двигательного аппарата.
В ходе анализа научно-методической литературы была выявлена необходимость лыжной подготовки на уроках физической культуры как средства развития общей выносливости обучающихся.
Эффективными средствами развития общей выносливости в подростковом возрасте являются упражнения соревновательного характера, спортивные игры с цикличным повторением. Однако, нельзя использовать одни и те же методы и средства во всех возрастных группах, важно учитывать физические возможности учащихся.
Программа, направленная на развитие общей выносливости в рамках традиционной школьной программы, способствует развитию данных показателей у обучающихся 8-9 классов.
Экспериментальное исследование показало, что показатели выносливости достоверно повысились после выполнения комплекса упражнений в рамках учебно-тренировочного процесса.
Применение разработанной нами программы упражнений также оказалось эффективным и способствуют повышению общей выносливости у обучающихся 8-9 классов. Экспериментальное исследование показало, что показатели общей выносливости достоверно повысились после выполнения специально подобранного комплекса упражнений.
Статистический анализ сравнения показателей общей выносливости у обучающихся 8 классов, на примере 2 групп показал, что подобранные комплексы физических упражнений способствуют более эффективному развитию выносливости. Учащиеся улучшили свои показатели в тестовых упражнениях, что значительно превысило показатели контрольной группы. Эффективность подобранных комплексов упражнений доказана экспериментально и подтверждена статистическими методами.
Полученные результаты позволили разработать практические рекомендации для тренеров по лыжной подготовке в ходе работы над развитием общей выносливости у обучающихся 8-9 классов.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно разработаны практические рекомендации учителям физической культуры по развитию общей выносливости у обучающихся 8-9 классов.
Предполагается, что это будет способствовать улучшению показателей общей выносливости спортсменов и повысит их мотивацию к лыжной подготовке на уроках физической культуры у обучающихся.
Таким образом, эффективен вариант программы, подразумевающий следующие методы повышения выносливости подростков: переменный, игровой, соревновательный, повторный, повторно-переменный. При долговременном использовании программы «Самый выносливый» уровень выносливость учащихся 8-9 классов повысится до оценки «5». Таким образом, гипотеза, поставленная вначале исследования, нашла свое подтверждение.
1. Ашмарин, Б, А. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б. А., Ашмарин, — Москва: Просвещение, 2007. - 287 с.
2. Бакланов, Л.Н. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьников / Л.Н. Бакланов // Развитие двигательных способностей у детей. - 2017. - № 3. - С. 9-10.
3. Блайт, Л. Лыжная подготовка. Сто лучших упражнений: учеб. пособие / л. Блайт, - Москва: Эксмо, 2018. - 132 с.
4. Булатова, М. М. Оптимизация тренировочного процесса на основе изучения мощности и экономичности системы энергообеспечения у спортсменов (на материале велосипедного спорта): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Булатова Мария Михайловна. — Киев, 2008. - 205 с.
5. Булатова, М. М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 24.00.01 / Булатова Мария Михайловна. — Киев, 2011. - 50 с.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 414 с.
7. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки: учебное пособие / Ю. В. Верхошанский. — Москва: ФиС, 2012. - 330 с.
8. Волков, Б. С. Психология детей старшего школьного возраста: учебное пособие //М.: КНОРУС. - 2016.
9. Волков, Н. И., Олейников В. И. Биоэнергетика спорта. - 2017.
10. Волков, Л. В. Спортивная подготовка детей и подростков: монография / Л. В. Волков, — Киев: Вежа, 2009. - 190 с.
11. Горчицкий, В. В. Хронобиологическая адаптация подростков к занятиям / В. В. Горчицкий, Ю. В. Корягина // Лечебная физкультура и спортивная медицина, 2011, № 6 (90).-С.26-31.
12. Гурова, М. Б. Электрофизиологические характеристики нервномышечной системы у спортсменов в тренировочном процессе различной направленности: дис. ... канд. биол. наук: 03.03.01 / Гурова Мария Борисовна. — Томск, 2011. - 198 с.
13. Десятерик, Л.А. Развитие общей выносливости у студентов на занятиях по прикладной физической культуре средствами легкой атлетики / Л.А. Десятерик // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности Материалы III Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. - 2018. - С. 306-308.
14. Дмитриев, С. В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия: учебник / С. В. Дмитриев. - Нижний Новгород: НГПУ, 2003
15. Долженко, Л. Анализ физического здоровья и физической подготовленности школьников / Л. Долженко // Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ: мат. Межд. Науч. Конгресса, 24-25 сентября 2008 г. - ГУФВС. - Кишенев: ГУФВС, 2018. - С. 143-146.
... всего 42 источников