ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ 14
1.1. Сущность понятия «молодежь» и ее основные характеристики 14
1.2. Содержание нравственных норм, принципов, установок
христианской этики и их роль в духовном формировании личности 18
1.3. Институты светского и религиозного образования 28
1.4. Влияние светского и религиозного образования на формирование
духовно-ценностных ориентаций молодежи 33
1.5. Педагогический потенциал взаимодействия светских
образовательных учреждений и религиозных организаций в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 41
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ 45
2.1. Организация исследования 45
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 53
2.3. Педагогические аспекты актуализации потенциала
взаимодействия светского и религиозного образования в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Российское общество переживает в настоящее время духовно- нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в государственной политике и в общественном сознании. Российское государство лишилось официальной идеологии, а общество - духовных и нравственных идеалов. В результате выросло поколение, часть которого оказалась значительно далека от духовноценностных ориентаций и отдающая предпочтение ограниченному количеству моделей поведения, таких, как гедонистическое времяпрепровождение, извлечение прибыли любым способом без морально-этических обязательств, недостаточный уровень толерантности и др. .Кроме того, всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете «земных» интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами
Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», например, целомудрие, воздержание и самоограничение - вседозволенностью и удовлетворению своих потребностей; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием эгоистической личности, христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма. Россия подошла к такому духовному состоянию, характеризуя которое, Э. Фромм утверждал, что «...человек, обладающий рыночным характером, воспринимает все как товар, - не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства. и его главная цель - в любой ситуации совершить выгодную сделку» .
В итоге мы видим множество социальных проблем: рост подростковой преступности, обесценивание значимости института семьи, приоритет материальных благ, низкую нравственность, уход подростков от реальности в виртуальный мир и утрату смысложизненных ориентиров, распространение наркомании и алкоголизма, ксенофобии, религиозного экстремизма, фанатизма и пр..
Сниженными оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования, а ведь именно образованию отводится роль развития духовно-нравственного развития российского общества. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятой еще в декабре 2009 года, подчеркивается, что современная система образования должна быть сориентирована не только на интеллектуальную составляющую, но и на духовную и культурную составляющие качества выпускника соответствующего образовательного учреждения.
27 июля 2011 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был утвержден «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» . В конце 2012 г. были подготовлены приложения к утвержденному стандарту, содержащие программы по обязательным предметам православного компонента.
Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 20112025 гг. рассматривает в качестве одной из ключевых проблем несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны. Одним из приоритетных направлений Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2015 г. является укрепление духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи.
Проблема формирования духовно-ценностных ориентаций молодежи актуализируется и в связи с тем, что выход общества на путь устойчивого развития напрямую связан с человеком как ценностью, с изменением типа личности, с формированием новых субъективных качеств человека, нового уровня его духовности. В основании формирования духовно-ценностных ориентиров личности может быть положена система общечеловеческих ценностей, базирующаяся на нравственных нормах и принципах мировой религии, в частности, христианства.
...
Актуальность исследования обусловлена имеющимися на сегодняшний день противоречиями между необходимостью повышения уровня духовно-ценностных ориентаций молодого поколения и недостаточной эффективностью предпринимаемых в данном направлении мер. Современные изменения в системе ценностей приводят к искажению духовно-нравственных представлений. Кроме того, в настоящее время сменились требования к образованию и качеству выпускника учебного заведения: важным является усиление интеллектуальных способностей, информационно-технических компонентов коммуникативности. Духовные ценности и этические нормы стали второстепенными по значимости. Все это усиливает духовно-нравственный кризис общества и приводит к ряду социальных проблем.
В результате проведенного исследования педагогического потенциала светского и религиозного образования в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи для поставленных задач предложены следующие решения.
Понятие «молодежь» раскрыто в диссертационном исследовании как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально-демографических свойств. Также данная группа имеет психологические особенности, особенности интересов, самосознания, структуры ценностей.
В ходе исследования выявлено содержание нравственных норм, принципов, установок христианской этики, которая включает в себя нравственное учение христианства, которое определяет моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Ее роль в духовном формировании личности заключается в способности сформировать у человека правильные с точки зрения морали поведенческие рамки, дать определенные четко установленные ценности и систему установок.
Религиозное образование осуществляется на духовно-нравственной и мировоззренческой основе определенной религии. Светское образование носит общегражданский характер, значимый для всего общества и также может включать в себя и религиозное образование, если цель последнего общественно значима.
В ходе исследования охарактеризованы: светское образование; светское образование и изучение основ религии и светской этики через учебные курсы; светское образование, осуществляемое на религиозномировоззренческой основе; профессиональное религиозное образование.
Светское воспитание в образовательном учреждении предполагает введение учащихся в отечественное культурное пространство, их этическую самоидентификацию, формирование гражданского
самосознания. При этом светское образование не несет в себе четко обозначенного мировоззренческого ориентира. Религиозное духовнонравственное воспитание ставит своей задачей пробуждение личности, направление ее к познанию Бога, формирование религиозных чувств. При единой цели - формирование духовно-ценностных ориентаций молодежи, - в диссертационном исследовании светское и религиозное образование рассматриваются как взаимодополняющие друг друга. Так как для обеих педагогик приоритетными являются общечеловеческие нравственные ценности, то на этой основе возможно успешное взаимодействие государственных институтов образования и церкви. Однако здесь возникает трудность, так как в настоящее время отсутствует психологическая и организационная готовность религиозных организаций и светских образовательных учреждений к взаимодействию, а также практически не разработаны формы и методы сотрудничества.
...
1. Абдигалиева Г.К. Религиозная этика и аксиология. Учеб.пособие для студентов и магистрантов отделения «религиоведение» философских специальностей. Алмата, 2003. 55 с.
2. Абульхнова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 229 с.
3. Аверинцев С.С. Смысл вероучения и формы культуры: Избранные статьи. URL: www.azbyka.ru (дата обращения 15.03.2017).
4. Алиева Л.В. К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. С. 19-31.
5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 362 с.
6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности. М.: Мысль, 1988. 256 с.
7. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В.Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005. 192 с.
8. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.
9. Беленчук Л.Н. Актуальные проблемы нравственного воспитания в педагогике К.Д.Ушинского (к 190-летию со дня рождения) // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 111-119.
10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 2004. 247 с.
11. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мысль, 1991. 318 с.
12. Библия. Российское библейское общество, 2000. 295 с.
13. Бобнева М.И., Дорофеев Е.Д. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. М.: Изд-во ИПРАН, 1997. 271 с.
14. Большой российский энциклопедический словарь, 2012. URL: www.slovar.cc (дата обращения 07.05.2017).
15. Бондаревская Е.В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. 560 с.
... всего 115 источников