Введение 5
1 Теоретические основы исследования киноязыка 15
1.1 Концептуальное определение понятий «киноязык», «диалог со зрителем» 15
1.2 Методология исследования киноязыка 37
2 Особенности киноязыка визуальной антропологии 59
2.1 Историческое развитие жанра визуальной антропологии 59
2.2 Особенности киноязыка визуальной антропологии 1920-х годов на материале работ Д. Вертова и Р. Флаэрти 78
Заключение 103
Список использованных источников 106
Актуальность исследования
Актуальность исследования обусловлена важностью понимания особенностей развития языка кинематографа (и в целом проблемой его существования). Учитывая специфику подходов к пониманию семиотических систем в современной науке, обращение к языку визуальной антропологии 1920-х годов позволяет, с одной стороны, изучить одну из ранних эпох формирования специфических для кинематографа и визуальной антропологии средств выразительности, с другой стороны, позволяет связать особенности развития языка визуальной антропологии с научным контекстом её развития в результате применения метода У. Эко.
Период 1920-х годов является значимым временем для формирования языка кинематографа как такового и выделения ряда кинематографических направлений. Рост нововведений на данном этапе развития связан с разного рода переменами в общественной жизни, с появлением новых течений в сфере искусства - подъемом авангарда. Поэтому ряд специфических изменений и качественных трансформаций в таком виде искусства как кинематограф во многом связан с культурно-идеологическим влиянием, возникающем в данное время. Именно такое воздействие способствует формированию киноязыка, который, в свою очередь, становится базовым основанием для дальнейшего развития кинематографа.
Контекст фильмов визуальной антропологии позволяет определять степень трансформации в нескольких дисциплинах. В первую очередь, это развитие средств выразительности кинематографа. С другой стороны, в этом феномене возникает взаимосвязь кинопроизведений с антропологией как научной дисциплиной, которая формирует ряд подходов к изучению человека, актуальных для данного периода. Ещё одним аспектом визуально-антропологического кино становится приём конструирования образа этнической или социальной группы в соответствии с культурными идеалами данного периода (начало антиколониализма, гуманизация, антимилитаризм). Актуальность исследования имеет основание и в том, что в настоящее время опыт кинематографа в целом и визуально-антропологического кино начала ХХ века находится на пике культурного и научного интереса.
Развитие семиотического подхода и его применение к визуально- антропологическому кино позволяет выявлять актуальные для 1920-х годов знаковые образы различных общностей и взаимосвязь между различными культурными группами, что позволяет определять не только уровень развития киноязыка данного направления, но и понимать идеологическую основу, на которой выстраивается визуальный образ.
Степень изученности
Существующие научные источники исследования по киноязыку в визуальной антропологии в период 2016-2022 г. можно условно разделить на несколько тематических блоков, согласно их теоретико-методологическим подходам. Первый блок можно условно назвать «теоретико-искусствоведческим», вбирающим в себя исследования по изучению визуальной антропологии как спектр различных научно-дисциплинарных направлений....
В результате проделанной работы выявлены основные характеристики киноязыка фильмов визуальной антропологии 1920-х годов и выстроена общая схема формирования кинематографических кодов по десятиуровневой типизации У. Эко. В методологии, используемой в работе, обнаруживается несколько линий, накладывающихся на произведение кинематографа. Из десяти уровней кода ключевыми для проведения анализа выбраны код вкуса, риторический код и стилистический код. Рассмотрев данные коды в фильмах «Нанук с Севера» (1922) и «Моана южных морей» (1926) Р. Флаэрти, «Шестая часть мира» (1926) и «Человек с киноаппаратом» (1929) Д. Вертова, являющихся репрезентативными кинопроизведениями визуальной антропологии 1920-х годов, в ходе исследования выявлены следующие кодовые построения, характеризующие как особенности киноязыка, так и специфику выстраивания диалога со зрителем:
1. Визуально-антропологический фильм начинается с кода вкуса, посредством которого зритель вводится в пространство фильма и идентифицирует героев кинопроизведения. Код вкуса способствует возникновению эмоциональной оценки со стороны зрителя в отношении разворачивающемуся в пространстве кинофильма действию.
2. В фильмах визуальной антропологии выделяется ряд риторических кодов, которые иначе можно назвать образными построениями или визуальными метафорами. Наиболее характерными для рассмотренных произведений являются базовые иконографические коды труда и промысла (рыбалки/ охоты), межличностных внутригрупповых (взаимодействие родителей и детей) и межгрупповых отношений (общение представителей этноса с торговцами), повседневные ритуалы (приём пищи, утренние процедуры) и обрядовые практики (свадьбы, похороны, шаманские ритуалы).
3. Каждый из представленных кодов обладает рядом схожих черт, которые, с одной стороны, подчёркивают специфику представленной в фильме общности, с другой, формируют базовый принцип оформления определённого риторического кода.
4. Стилевой код возникает после возникновения кода вкуса и риторического кода (или их последовательности). Посредством стилевого кода определяется стиль построения произведения, который может быть связан с авторским почерком, спецификой жанра или видом кинематографа.
5. При выведении общей схемы выстраивания кодов в фильмах визуальной антропологии 1920-х годов проявляются циклические повторы комбинирования кодов, которые повторяют сегменты цепи, развивающиеся до появления стилистического кода. Количество кодов может изменяться, но принцип закольцованности будет сохраняться на некоторых участках цепи.
6. Разобранные иконографические коды (развивающиеся до риторических) соответствуют набору иконографических знаков, присутствующих в работах классического этапа антропологии, что позволяет говорить о визуально-антропологических фильмах 1920-х годов как стадии классического этапа развития направления визуальной антропологии . Прикладные исследования антропологов в данном контексте служат базой для формирования набора визуальных кодировок.
Помимо выделенных черт, присущих киноязыку визуальной антропологии, стоит отметить некоторую тенденцию произведений данного направления кинематографа, относящуюся к причинам выстраивания подобной реальности. Визуально-антропологический фильм 1920-х годов становится полем для конструирования образа этнических общностей для европейского зрителя. Зачастую созданная внутри кинопроизведения действительность направлена на введение незнакомого с культурой человека в поле специфического образа жизни, позволяющее стороннему наблюдателю испытывать и выражать эмоции в отношении героев, а в некоторые моменты идентифицировать себя как персонажа кинокартины. Данная тенденция в визуально-антропологическом фильме становится реакцией на культурно-идеологическую повестку, которая в теории У. Эко, становится одной из главных причин выстраивания киноязыка представленного типа.
1. Абадиева, М. М. Элементы визуальной антропологии в игровых фильмах / М. М. Абадиева // Apriori. Серия: гуманитарные науки. - 2016. - С. 1¬8.
2. Аванесов, С. С. Визуальная антропология: образ, субъект и коммуникация / С. С. Аванесов // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 9 (137). - С. 229¬235.
3. Александров, Е. В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии / Е. В. Александров. - М.: Пенаты, 2003. - 98 с. - ISBN 5-7480-0113-6.
4. Александров, Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии / Е. В. Александров // Сибирские исторические исследования. - 2017. - № 3. - С. 11-28.
5. Александров, Е. В. Московский фестиваль визуальной антропологии — приглашение к диалогу / Е. В. Александров, Е. Л. Иванова, О. Б. Христофорова // Третий Московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник»: Сб. статей. - М., 2006. - 175 с. - ISBN 978-5-4211-0072-0.
6. Арзютов, Д. В. Этнограф с кинокамерой в руках: Прокофьевы и начало визуальной антропологии самодийцев / Д. В. Арзютов // Антропологический форум. - 2016. - № 29. - С. 187-219.
7. Арнхейм, Р. Кино как искусство / Р. Арнхейм; Пер. с англ. Д. Ф. Соколовой: [Послесл. А. В. Мачерет]. - Москва: Изд-во иностр. лит., 1960. - 206 с.
8. Бандура, С. В. Охотничьи тропы. Традиционный промысел в повседневной жизни и мировоззрении коми-зырян / С. В. Бандура, В. Б. Липин. - Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2020. - 124 с. - ISBN 978-5-7934-0837-0.
9. Белгородская, Л. В. Смыслы и скрытые подтексты визуальных исторических источников / Л. В. Белгородская - Красноярск, 2019. - 168 с. - ISBN 978-5-7638-4030-8.
10. Берестовская, Д. С. Ценность города и ценности горожан / Д. С. Берестовская, Т. С. Киенко, Д. А. Коршунова, А. С. Магранов. - Ростов-на- Дону: Южный федеральный университет, 2019. - 304 с. - ISBN 978-5-9275¬3261-2.
11. Боэций, А. М. С. Комментарий к Порфирию // Утешение философией и другие трактаты / А. М. С. Боэций. - М.: Наука, 1990. - 416 с. - ISBN 5-02-013034-6.
12. Вертов, Д. Из наследия. Т. 2: Статьи и выступления. Т. 2 / Д. Вертов. - М. : Эйзенштейн-Центр, 2004. - 641 с. - ISBN 5-901631-07-2.
13. Гарифзянова, А. Р. «Полевая» фотография: основные подходы и интерпретации / А. Р. Гарифзянова, З. Бикмухаметова // Сборник статей II Международной научной конференции. - 2016. - С. 32-38.
14. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. T. XI. Лекции по истории философии / Г. В. Ф. Гегель. - М.Л. : 1935. - 527 с.
15. Головнев, И. А. Визуализация этничности в советском кино (опыты ученых и кинематографистов 1920-1930х годов) / И.А. Головнев. - СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт- Петербург), 2021. - 440 с. - ISBN 978-5-88431-392-7....(76)