Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ ЭСКИЗОВ РУССКИХ НАРОДНЫХ КОСТЮМОВ

Работа №169519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы освоения орнаментальной композиции младшими подростками с помощью разработки эскизов русских народных костюмов
1.1 Сущность понятий «орнамент», «орнаментальная композиция»,
«русский народный костюм» 6
1.2 Особенности изучения младшими подростками орнаментальной
композиции в художественно-творческой деятельности 16
1.3 Разработка эскизов русских народных костюмов как средство освоения орнаментальной композиции младшими
подростками 20
Выводы по главе 1 24
Глава II. Экспериментальная работа по освоению орнаментальной композиции младшими подростками с помощью разработки эскизов русских народных костюмов
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня освоения орнаментальной композиции младшими подростками 26
2.2. Разработка и реализация серии занятий, направленных на освоение орнаментальной композиции младшими подростками на основе создания эскизов русского народного костюма 33
Выводы по главе II 39
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложение 43


Актуальность исследования. Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций. Орнаментальные композиции присутствуют в творчестве всех народов мира и отличаются национальным колоритом. Орнаменты, используемые при создании русских костюмов, характеризуются интересным цветовым решением, в них фигурирует множество символов, связанных с историей русского народа. 21 век - век высоких технологий. К сожалению, в современном технократическом обществе люди постепенно утрачивают связь со своими корнями, становятся "Иванами, не помнящими родства", забывая слова великого А.С. Пушкина: "Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости". Знакомство с орнаментальной композицией именно в процессе изучения русского костюма достаточно актуально, так как позволяет расширить познания младших подростков об особенностях русской национальной культуры, воспитывает чувство уважения к культурному наследию предков. Кроме того, работа над орнаментальной композицией развивает абстрактное мышление школьников, а изучение символики орнаментов поможет формированию ассоциативного мышления, что позволит подросткам быть успешными в будущем. При создания собственной композиции младшие подростки принимают цветовое решение. Данный процесс формирует художественный вкус, развивает творческие способности детей, в целом работа над орнаментальной композицией при изучении русского костюма позволяет решать задачи как эстетического, так и патриотического воспитания.
Цель составить серию уроков, и методических рекомендации к ним по разработке эскизов русских народных костюмов, направленных на освоение орнаментальной композиции младшими подростками.
Объект исследования процесс изучения орнаментальной композиции младшими подростками.
Предмет исследования эскизы русских народных костюмов как средство изучения орнаментальной композиции младшими подростками.
Гипотеза исследования изучение русского костюма будет
способствовать изучению орнаментальной композиции, если на уроках изобразительного искусства
- использовать задания от простого к сложному
- применять игровые формы организации деятельности младших подростков на уроке.
- использовать наглядный материал и таблицы
Задачи:
1 .Проанализировать специальную литературу, по проблеме исследования.
2. Выявить особенности изучения орнаментальной композиции у младших подростков.
3. Изучить влияние русского народного костюма на создание
орнаментальной композиции младшими подростками.
4.Определить критерии и уровни сформированности знаний о орнаментальной композиции.
5. Разработать серию уроков для младших подростков по изучению особенностей русского народного костюма для создания орнаментальной композиции.
6. Разработать методические рекомендации к проведению занятий.
Методы исследования:
• теоретические (анализ специальной литературы)
• эмпирические (наблюдение)
База исследования: МБОУ "Средняя школа №6" г. Ачинск, 5 «Б» класс (24 человека).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Констатирующий эксперимент показал, что учащиеся 5-х классов имеют средний уровень знаний об орнаменте.
Данная работа направлена на развитие представлений учащихся об орнаментальной композиции. Исследования подтвердили, что изучение школьниками особенностей русского костюма необходимо для реализации цели работы. Знакомясь с художественными особенностями русского костюма, подростки не просто углубляют знания об орнаментах, но и начинают понимать многообразное художественное и смысловое значение различных орнаментальных композиций.
При разработке серии уроков необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков. При анализе педагогической и методической литературы (Горяева Н.А., Б.М. Неменский,Т. Я. Шпикалова, Зелинская Н. П ., Манкевич М.Н) было выяснено, что с одной стороны, дети в этом возрасте способны не только на чувственное восприятие окружающего мира, но и владеют способностью анализировать события и явления. С другой стороны, ребята недавно вышли из начальной школы, поэтому для них достаточно актуальны игровые формы организации учебной деятельности.
Использование ИКТ - технологии, организация игры, применение наглядности при изучении материала позволило активизировать как чувственное восприятие подростков, так и их мыслительную деятельность.
Итоговые работы школьников по разработке орнаментальной композиции позволяют сделать вывод о том, что изучение особенностей русского костюма позволило существенно повысить качество выполнения заданий, т.е. гипотеза подтвердилась.
Для проведения констатирующего эксперимента были разработаны следующие критерии орнаментальной композиции.
Описание творческой дипломной работы «Крестьянка в праздничном
костюме» текстильная кукла.
На основе разработанных нами уроков, была выбрана творческая работа. Материалы: текстиль, нить, тесьма.
В ходе изучения русского национального костюма мы рассмотрели разные костюмы разных губерний. Для творческой работы мы выбрали Рязанскую губернию.
В основу национального костюма лег орнамент. Основными элементами костюма являются сарафан, юбка, фартук, навершник. Ведущий цвет костюма красный. При составлении орнаментальной композиции учитывали особенности расположения на костюме. Учли древнеславянскую символику. Составили схему для вышивки.
Технология творческой работы «Крестьянка в праздничном костюме»
• разработка эскизов
• отрисовка проекта костюма на планшете
• создание каркаса
• подбор материала для выполнения костюма
• выкраивание элементов костюма
• вышивка орнамента на костюме
• выполнение костюма



1. Бадяева Т. А. Орнамент в народном искусстве // Народные художественные промыслы. Теория и практика : (сб. науч. тр. к 50-летию НИИ худож. пром-сти). - М., 1982. - С. 104-118.
2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М: Новая Москва. 1975. - 256 с.
3. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Краткая энциклопедия. - Cn6.:PalaceEditions, 2009. - 144 с.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М: Просвещение. 2000. - 433 с.
5. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.
6. Богданов В. В. «К истории женского южновеликорусского костюма» Этнографическое обозрение. М.,1914. - № 1-2.
7. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972.151с.
8. Богуславская И. Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом XIX начала XX вв. // С А. - 1982. - № 11.-С. 101-112.
9. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.:Советский художник, 1972. - 350 с
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. - М: Просвящение, 1998. - 203 с.
11. Горбунов Б. В. Семенова-Тян-Шанская Ольга Петровна // Рязанская энциклопедия. Рязань: Пресса, 2000.-Т.2.С.377.
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М.: Академия, 1996.
- 324с.
13. Иванов В.В. Топоров В.Н. Исследования в областях славянских древностей. - М.: Наука, 1974. - 342с.
14. Ивановская В.И. Русские орнаменты. - М.: В. Шевчук, 2006. - 223с.
15. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Просвещение, 2011. — 197 с...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ