Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №169518

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Творческое воображение в структуре познавательной деятельности... 6
1.2. Возрастные особенности развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Результаты изучения уровня развития творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста 33
2.3. Комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности 40
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77


Проблема изучения феномена воображения и механизмов его развития широко освещена в теоретических и практических трудах многих ученых в области психологии и педагогики, как зарубежных, так и отечественных. Так, вопросы его становления и развития изучали такие ученые-психологи как: Л.С. Выготский, Е.М. Гаспарова, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, Д.Б. Эльконин и другие.
В последнее время интерес к изучаемой проблеме обусловлен задачами Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие воображения и творческой активности.
В настоящее время выдвигаются высокие требования к личности ребенка. Готовность к школе подразумевает познавательное развитие ребенка, в том числе, развитие его воображения как познавательного психического процесса. Исследователи отмечают, что творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста развито слабо, у детей преобладает воссоздающее воображение, что не позволяет в полном объеме выполнять ряд учебных, коммуникативных задач [17]. Педагоги, занимающиеся практической деятельностью, сконцентрированы, в основном, на формальных показателях детского развития, при этом, зачастую, упускают качественную сторону развития процессов [24]. Помимо того, вопрос методического обеспечения развития творческого воображения остается открытым, так как нет практикоориентированного руководства, как, какими способами, методами и формами его развивать.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования - творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи исследования.
1. Произвести теоретический анализ литературы по вопросу развития творческого воображения в структуре познавательной деятельности.
2. Раскрыть сущность понятия «творческое воображение» и выделить этапы формирования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. Выделить педагогические условия и средства работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческого воображения.
4. Эмпирическим путем выявить особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать комплекс мероприятий с использованием изобразительной деятельности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
6. На основе сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов определить результативность разработанных мероприятий в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что разработанный комплекс развивающих мероприятий с использованием средств изобразительной деятельности, направленный на повышение оригинальности и выразительности продуктов детской деятельности, будет способствовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования.
Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: тестирование при помощи методик:
- методика «На что похоже?» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко (Приложение А);
- методика «Два зонтика Оле-Лукойе» О.А. Белобрыкиной
(Приложение Б).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из теоретического анализа понятий в области творческого воображения, определяем, что творческое воображение детей старшего считается обязательной составляющей каждого творческого процесса ребенка, его поведения в целом. Такие ученые-психологи как: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и Л.С. Выготский отмечают, что дети в старшем дошкольном возрасте начинают проявлять творческое воображение, которое в дальнейшем является важным для развития других психических процессов и деятельности .
Отечественный психолог Л.С. Выготский определил, что творческое воображение - это воображение, с помощью которого на основе имеющихся представлений создаются совершенно новые образы, которые отличаются от того, что есть в реальности . Как утверждают ученые, творческое воображение формируется при присутствии конкретных обстоятельств: чувствительная связь между ребенком и взрослым, игровая деятельность, а также изобразительная деятельность .
С целью изучения особенностей развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, в условиях дошкольной образовательной организации, было проведено диагностическое исследование.
Для определения особенностей развития творческого воображения были применены следующие методики: методика «На что похоже?» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко и методика «Два зонтика Оле-Лукойе» О.А. Белобрыкиной. Эксперимент проводился с детьми двух групп. Одна группа являлась контрольной. Вторая группа являлась экспериментальной, именно в этой группе проводился комплекс развивающих мероприятий.
По результатам проведенной диагностики на констатирующем этапе исследования выявлено, что более половины испытуемых имеют средний и низкий уровень развития творческого воображения. По методике «На что 69
похоже?» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко испытуемые не смогли соотнести представленное изображение с реальным предметом, По методике «Два зонтика Оле-Лукойе» О.А. Белобрыкиной испытуемые затруднялись с использованием нетрадиционных техник рисования, продукты деятельности имели несущественные различия в цветовом решении. Таким образом, эмпирическим путем был выявлен дефицит развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве средства развития творческого воображения в данном исследовании была выбрана изобразительная деятельность. Комплекс мероприятий включал простые техники: пальчиковое рисование,
пластилинография, а также сложные техники: выдувание трубочкой, рисованием методом тычка, рисование ватной палочкой, кляксография.
В основу комплекса мероприятий легли такие принципы как: принцип систематичности и последовательности; принцип наглядности; принцип доступности.
После реализации комплекса развивающих мероприятий на контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика на определение уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием методик, предложенных на констатирующем этапе.
Результаты контрольного исследования показали, что существенные изменения произошли в развитии творческого воображения детей экспериментальной группы, где реализовывался комплекс развивающих мероприятий. В контрольной группе детей по результатам контрольного исследования также произошли изменения, но менее существенные, на момент завершения исследования у детей преобладают низкий и средний уровень развития творческого воображения.
...


1. Альферовская Д.К., Игнатович В.К. Сущность понятия «творческое воображение» и его изученность в научной литературе / Д.К. Альферовская, В.К. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. 2020. Том 3. № 5. С. 25-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44345617 (дата обращения 25.10.2022).
2. Безносюк Е.В. Психологические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. С. 368-370. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46263031 (дата обращения 25.10.2022).
3. Белоногова А.П., Мазурчук Н.И., Мазурчук Е.О. Развитие
творческого воображения старших дошкольников / А.П. Белоногова, Н.И. Мазурчук, Е.О. Мазурчук // Актуальные проблемы социогуманитарного образования. 2023. С. 205-214. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=52689425 (дата обращения 20.11.2022).
4. Ветрова А.А. Педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки: материалы III Всерос. Молодед. науч.-практ. конф. 2020. С. 16-23.
5. Гарбер А.И., Иванов Д.В. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью игры / А.И. Гарбер, Д.В. Иванов // Бюллетень науки и практики. 2021. Том 7. № 9. С. 511-520
6. Данилова А.Н., Николаева А.В. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / А.Н. Данилова, А.В. Николаева // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 3. 89 с.
7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. М., 2001. 128 с.
8. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Педагогические условия развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе детской экопластики / О.Ю. Зайцева, В.В. Карих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Том 9. № 3 (32). С. 333-338. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43913919 (дата обращения
10.12.2022).
9. Кириченко К.В. Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. 2017. № 42 (176). С. 164-167.
10. Коваленко Н.М. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. 2017. С. 154158.
11. Кокорина Е.А. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 1 (65). С. 223-227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48407603 (дата обращения 26.11.2022).
12. Кондраков И.М., Кондракова С.О. Развитие творческого воображения / И.М. Кондраков, С.О. Кондракова // Университетская наука.
1. № 1 (11). С. 180-184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45798028 (дата обращения 15.03.2023).
13. Ладыгина Н. Современный анализ понятия воображения: классификация воображаемого // Южный полюс. Исследования по истории современной западной философии. 2019. Том 5 (1-2). С. 13-21.
14. Латыпова В.И. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 38-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46353743 (дата обращения: 05.12.2022).
15. Лебеденко О.А. Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе // Гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 168-172.
... всего 39 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ