РАЗВИТИЕ ЖАНРА «НАЙДЕННАЯ ПЛЕНКА» В ФИЛЬМАХ УЖАСОВ ЗА ПЕРИОД 1990-Х - 2020-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИНЕМАТОГРАФА «ВЕДЬМЫ ИЗ БЛЭР», «ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ» И «ЖИТЕЛИ»)
Введение
1 Теоретические основания исследования развития жанра «найденная пленка»
1.1 Теоретические основания жанра «Найденной пленки»
1.2 История жанра «Найденная пленка»
2 Практическое исследование развития жанра «найденная пленка».
Философско-искусствоведческий анализ фильмов «Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление» и «Жители», анализ характерных жанровых черт, сравнительный анализ
2.1 Философско-искусствоведческий анализ
2.1.1«Ведьма из Блэр» (1999) Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса
2.1.2 Паранормальное явление» (2007) Орена Пели
2.1.3 «Жители» (2021) Дрю Фортье
2.2 Анализ жанровых характеристик фильмов «Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление» и «Жители»
2.2.1 «Ведьма из Блэр» (1999) Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса
2.2.2 «Паранормальное явление» (2007) Орена Пели
2.2.3 Анализ жанровых характеристик фильма «Жители»
2.3 Сравнительный анализ фильмов «Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление» и «Жители»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования
Современная жанровая теория и, следовательно, система классификации жанров и в России, и во всем мире не имеет общепринятых границ и правил. Связанно это в первую очередь с непрерывным развитием киноискусства в техническом аспекте, например, появления цвета или ручных камер. Улучшение материальных средств создания фильмов ведет и к обогащению киноязыка, что является художественной составляющей киноискусства. Перманентная трансформация кино ведет к появлению все новых кинофильмов и направлений, которые не укладываются в существующую на определенном этапе истории жанровую систему и как следствие появляется необходимость в ее постоянном пересмотре. Несмотря на работу отечественных и зарубежных экспертов в данной области, все же остаются отдельные, слабо рассмотренные явления в киноискусстве. В настоящем исследовании речь идет про жанр «найденная пленка» и его развитие за период с 1990-х годов по настоящее время.
«Найденная пленка», или на английском «found footage», с начала XXI века успела стать культурным феноменом и повлиять на все псевдодокументальное направление в кинематографе, которое до сих пор вызывает интерес у зрителей и режиссеров. Несмотря на продолжительную историю и заметный вклад в киноискусство, в зарубежном и отечественном киноведенье жанр остается малоизучен, а существующие работы не имеет комплексного и всеобъемлющего характера. Произошедшие за последние тридцать лет изменения тем более не получили в полной мере внимания исследователей. Данное допущение полностью противоречит тезису о постоянном пересмотре и изучении существующих жанров и является пробелом в современном искусствоведении.
Настоящее исследование призвано восполнить существующий в киноведенье недостаток в виде отсутствия комплексного изучения «найденной пленки» в современной науке об искусстве. Предполагается также выявить тенденции развития жанра за последние тридцать лет. Настоящая работа может стать основой для дальнейшего изучения, как данного жанра, так и всех, постоянно развивающихся псевдодокументальных фильмов и хорроров.
Степень изученности
Из-за сложности рассматриваемой темы и, следовательно, ее многогранности, были выбраны источники из различных областей современной науки. Несмотря на их большое разнообразие с точки зрения направлений исследования, все источники связанны либо с современной жанровой теорией, либо непосредственно с «найденной пленкой», ее историей и характеристиками.
Имеет смысл начать с жанровой теории. Обращаясь к труду А.И. Ермолаева «Система киножанров: генезис, взаимодействие, подходы к классификации» , где рассмотрена история отношения науки к жанрам в кинематографе, можно сделать несколько выводов. Как отмечает автор, со ссылкой на исследователей прошлого, общепризнанным является отношение к жанру как к нестабильной и самой подвижной системе в киноискусстве. В сравнение с родами и видами кино, жанровая система меняется непрерывно, так как непосредственно связанна с техническими, художественными и в принципе любыми изменениями в кинематографе. Из данного факта и произрастает необходимость в относительно частом пересмотре и изучение существующих на данный момент киножанров, так как принятая классификация быстро устаревает. Дополнительных проблем для изучения создает отсутствие общепринятой классификации, из-за неимения среди исследователей даже приблизительно схожих критериев для ее создания. Автор рассматриваемой работы смог выделить 13 использованных способов классификации, но ни один из них не стал общепринятым в научном сообществе.
Согласие в подвижности и непостоянности жанровой системы - один из немногих существующих в данной теме консенсус. Его придерживаются многие исследователи, как, к примеру, доктор искусствоведенья С.И. Фрейлих в своем труде «Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского » . Современные авторы, такие как Е.В. Евтеева с «Кинодраматургией и строением фильма» , Иб Бондебьерг с «Фильмы: жанры и теории жанров» или З.К. Абдуллаева с книгой «Жанр вне себя» согласны с хрупкостью понятия «жанр». Его существование необходима как опора для создателя фильма, из чего следует задача детального рассмотрение каждой отдельной кинокартины....
Основной целью данной работы является изучение трансформации жанра «найденная пленка» в фильмах ужасов за период 1990-х - 2020-х годов. В рамках исследования была изучена теоретическая основания жанра «найденная пленка», проведены анализы фильмов выбранных фильмов и их сравнительный анализ.
В первой теоретической главе работы, основываясь на существующих исследованиях, были выведены, ключевые критерии для сравнения, такие как техническое обеспечение, тематики и уровень жанрового соотношения. Они позволяют в полной мере отразить как внешние, материальные, так и внутренние, смысловые, характеристики фильмов-репрезентантов.
Следовательно, и всего периода в истории жанра. Здесь же выведены характерные жанровые черты, все или большая часть которых соответствует фильмам «найденной пленки». Сочетание псевдодокументалистики и фильмов ужасов является фундаментальной отличительной чертой жанра. Кроме нее «найденной пленке» соответствуют: стремление к убеждению зрителя к реальности произошедших событий, существование камеры как персонажа внутри истории, стремление к максимальной правдоподобности актерской игры, выбор малоизвестных актеров и традиция игры им самого себя и умышленно непрофессиональная техническая работы.
Был проведен анализ существующих точек зрения на «найденную пленку» и ее место в современном кинематографе. Несмотря на множество интерпретация, в современной жанровой теории преобладает мнение о сложности определения хоррора как единого жанра, из -за чего современные исследования начинают склоняться к мысли о фильмах ужасов как набора множества жанров. Это послужило основанием, для выделения «найденной пленки» как жанра кинематографа в фильмах ужасов, а не поджанра. Так же можно говорить о существование стиля «найденной пленки», когда используются только материальные внешние элементы жанра, как, например, современные фильмы франшизы «Паранормальное явление».
При создании комплексной истории возникновения и хронологического развития жанра выяснились несколько детали. Первое - корни жанра восходят к классическим литературным произведениям ужасов как «Дракула» и творчество Говарда Филлипса Лавкрафта, написанных в эпистолярном стиле. В кинематографе непосредственные предшественники стали возникать только во второй половине XX века с фильма в жанре мондо «Собачий мир» 1962 года.
В дальнейшем выделена хронология развития жанра, из-за чего «найденную пленку» можно поделить на три периода:
1. 1985-2007 - Этап зарождения и формирования.
• 1999 - Выпуск «Ведьмы из Блэр» - полноценное оформление нового жанра.
2. 2007-2015 - Этап расцвета жанра.
3. 2015 - настоящее время - Этап затухания жанра.
Первый этап характеризуется формированием жанра и его утверждения в мировом кинематографе. Непосредственной точкой отсчета можно считать «Ад каннибалов» 1985 года, который в большинстве своем нес жанровые характеристики, оформленные только в 1999 годы «Ведьмой из Блэр». Для данного периода характерна большая свобода в области экспериментов, в первую очередь в работе с разными жанрами, такими как, например, снафф «Подопытные свинки: дьявольский эксперимент» 1985 года. Основной же тематикой стала слабость человека и его беззащитность в окружающем мире, за пределами родного дома, что прослеживается в «Аде каннибалов» (пропажа в джунглях), «Хрониках Вьетнамской войны» 1989 года (военное путешествие), «Последней трансляции» 1997 года (пропажа в лесу) и «Ведьме из Блэр» 1999 года (пропажа в лесу).
Несмотря на большую экспериментальную направленность в это время создаются самые близкие к понятию образец жанра фильмы, так как именно эти фильмы и закладывали основу всех дальнейших картин. Например, техническое сопровождение, максимально непрофессиональное и отталкивающее....
1. Абдуллаева З.К. Гусятинский Е.В., Зинцов О.И. Жанр вне себя : монография / З.К. Абдуллаева, Е.В. Гусятинский, О.И. Зинцов - Санкт- Петербург : Подписные издания, 2022. - 320 с.
2. Абишова, Ш.С. Псевдо документалистика как пример малобюджетного проекта, путем дезинформации ведущего к прибыли / Ш. С. Абишова // . APRIORI. Серия: Гуманитарные науки - 2016. - № 3. - С. 1-9.
3. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма : учебное пособие / Н. А. Агафонова. - Минск: Тесей, 2008. - 390 с.
4. Алёшичева, Т. В. документальном кино умирают дважды / Т. В. Алёшичева // Сеанс : [сайт] - 2007. - № 32. URL:https://seance.ru/articles/v-dokumentalnom-kino-umirayut-dvazhdyi/(дата обращения: 20.04.2023)
5. Андреева, М. А. Скринлайф. Перевоплощение кинематографического пространства / М. А. Андреева // Инновационные технологии в кинематографе и образовании : Материалы и доклады VI Международной научно-практической конференции, под общей редакцией О.Н. Раева / ООО «ИПП «КУНА». - Москва, 2020. - С. 85-96.
6. Арзамасова, Ю. О. Глобализация жанра документалистики. От возникновения и до наших дней / Ю. О. Арзамасова // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 427-429.
7. Арышева, А. С. Кинематограф в массовой культуре: от тиражирования лубка к работе с архетипом и мифом / А. С. Арышева // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2017. - № 2. - С. 135-146.
8. Бакыева, Н. Н. История возникновения эпистолярного жанра / Н. Н. Бакыева // Воспитание патриотизма и толерантности, языковой культуры, сохранение и развитие родных языков в поликультурном пространстве : Материалы X Международной научно-практической конференции / Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. - Уфа, 2015. - С. 22-23.
9. Беленький, И. В. История кино: Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство : [монография] / И. В. Беленький. - М.: Альпина Паблишьер, 2019. - 405 с.
10. Белецкая, Анастасия Анатольевна. Феномен паракинематографа в XXI веке [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 50.03.01 / А. А. Белецкая. - Красноярск : СФУ, 2019. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/137794(дата обращения 03.03. 2023)
11. Большаков Д. Все франшизы попадают в рай - Репортаж ( [Rec] 2007 - 2014 ) / Д. Большаков // DTF : [сайт]. - URL: https://dtf.ru/cinema/1306693-vse-franshizy-popadayut-v-ray-reportazh-rec-2007- 2014 (дата обращения: 06.06.2023).
12. Брайан Р. Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил всё (Best. Movie. Year. Ever. How 1999 Blew Up the Big Screen) : [монография] - М.: Individuum, 2020. - 416 c.
13. Булгакова, А. В. Онтология кино: способы формирования кинореальности [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 47.03.01 / А. В. Булгакова. - Красноярск : СФУ, 2016. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/31191(дата обращения 20.03.2023)
14. Гагинский А. Самые прибыльные фильмы в истории: бюджет/сборы / А. Гагинский // Мир Фантастики : [сайт]. - URL: https ://www.mirf.ru/kino/samye-okupivshiesya-filmy-budget-sbory/ (дата обращения: 06.06.2023).
15. Горохов, Д. С. Кино как зеркало трансформации приватности: попытка осмысления жанра screenlife / Д. С. Горохов // Вестник науки. - 2019. - №6 (15). - С. 223-226....(75)