Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №169480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2021
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятий «вычислительный прием», «вычислительное
умение» 6
1.2. Особенности формирования вычислительных умений в младшем
школьном возрасте 13
1.3. Методические особенности организации деятельности учащихся в
процессе формирования вычислительных умений 18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У БУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА 24
2.1. Критерии оценки сформированности вычислительных умений у
обучающихся 3 класса 24
2.2. Результаты исследования уровня сформированности вычислительных
умений у учеников 3 класса 28
2.3. Использование приемов рационального счета в процессе формирования
вычислительных умений 33
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ


В современном образовании вопрос формирования вычислительных умений у школьников занимает в обучении математике одно из основных мест. В ходе обучения детей школа всегда уделяла внимание проблеме формирования осознанных и прочных вычислительных умений. Данной теме в курсе начального обучения отводится большая часть учебного времени. Но часто именно обучение математике в начальной школе вызывает трудности уже на начальном этапе обучения. Особенные сложности возникают при устных вычислениях, при самостоятельных и контрольных работах, в домашних работах так же нередко возникают трудности. Итогом этого становится недостаточное усвоение материала школьного курса, которые с каждым последующим годом только накапливаются.
Немалую роль в формировании вычислительных умений играет и активное развитие информационных средств, технического обеспечения. Так сейчас почти у каждого школьника есть мобильные телефоны, калькуляторы. И если в школе учитель еще может как-то контролировать их использование, то закрепление, которое производится учеником при выполнении домашних работ, не дает гарантий отсутствия автоматических средств вычислений.
Актуальность данной проблемы мы выразили в теме моей работы «особенности формирования вычислительных умений у школьников на начальной ступени обучения».
Цель работы: выявить особенности формирования и совершенствования вычислительных умений у младших школьников и разработать комплекс упражнений, способствующий осознанному развитию вычислительных умений.
Для достижения цели работы мы поставили перед собой ряд задач:
1. Изучение теоретических основ вычислительных умений в младшем школьном возрасте
2. Проанализировать особенности формирования вычислительных умений в младшем школьном возрасте
3. Изучить методические особенности организации деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных умений.
4. Определение критериев изучения уровня сформированности вычислительных умений у младших школьников.
5. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния сформированности вычислительных умений.
6. Проведение констатирующего среза.
7. Обработка результатов исследования и занесение их в итоговые таблицы и диаграммы.
8. Разработка комплекса упражнений, направленных на корректировку выявленных в эксперименте дефицитов.
Объектом исследования является: процесс формирования вычислительных умений у младшего школьника.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности вычислительных умений и способы их осознанного совершенствования.
Гипотеза исследования: у обучающихся третьего класса сформированы вычислительные умения, характеризующиеся такими критериями как:
- достаточное количество знаний, необходимых для решения различного рода вычислений
- ученики способны в полной мере применять выработанные вычислительные умения на практике, а также способны объяснить почему выбран то или иное умение.
- на высоком уровне развита способность производить адекватную, справедливую оценку как своей работы, так и работы товарищей.
В качестве теоретической базы были использованы труды и методические пособия отечественных педагогов и психологов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования вычислительных умений у младших школьников актуальна во все времена, ведь на их основе строится большая часть программы обучения по математике, да и не только.
В первой главе нами была рассмотрена теоретическая база, без изучения которой невозможно дальнейшее изучение проблемы. Мы рассмотрели основные определения, на которых строится изучение проблемы, такие как: «умения», «вычислительное умение - осуществление действия, при котором каждая операция осознается и контролируется», «вычислительный прием» и его виды и разнообразие. Увидели связь вычислительных умений и вычислительного алгоритма. Так же рассмотрели возрастные, психологические и методические особенности, которые позволяют как можно более эффективно формировать у учащихся вычислительные умения.
Изучения формирования вычислительных умений у школьников всегда будет занимать особое место в учебно-образовательном процессе, ведь в какое время истории существования человека не загляни, всегда изучались вычислительные умения. Чтоб посчитать количество населения, чтоб элементарно знать с какой суммой денег нужно идти в магазин. Поэтому важно заинтересовать ученика в получении знаний в данном вопросе так, чтоб у него образовывалось понимание того, зачем ему усваивать то или иной умение.
При изучении научно-методической литературы были рассмотрены подходы, благодаря которым осуществляется формирование вычислительных умений. Один из них включает в себя демонстрацию ученикам готового образа действия. во втором они должны сами находить определенных способ и составлять цепочки последовательных действий.
Во второй главе предоставлены разработка, ход и итоги констатирующего эксперимента.
Чтобы определить уровень сформированности вычислительных умений учеников нами были выделены три критерия, по которым проходил дальнейший анализ: когнитивный, деятельностный и рефлексивный.
На основе полученных данных видно, что высоким уровнем сформированных вычислительных умений овладело 20% участников эксперимента, на среднем уровне - 50% и 30% учеников показали низкий уровень. По результатам проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что и на данных момент актуальны программы, методические рекомендации, кейсы с различными заданиями по увеличению количества учащихся, у которых уровень усвоения вычислительных умений будет на высоком уровне.
В связи с этим нами был разработан комплекс упражнений, способствующих более эффективному развитию у учащихся вычислительных умений. В них мы использовали различные приемы рационального счета, так как они помогают более эффективно усваивать вычислительные умения, и поддерживать интерес к изучению математики.
Были разработаны упражнения, объединенные в три темы: таблица умножения, сложение и вычитание двухзначных чисел, состав числа.
Все задания могут применяться в классах любой комплектации, а также в индивидуальной проработке вычислительных умений учеников.
Это поможет в будущем как самостоятельно, так и с поддержкой учителя развивать свои вычислительные умения и применять их не только в образовательном процессе, но и в жизни.
В образовательном процессе важно не забывать о том, что учитель дает знания и умения ученикам для дальнейшей гармоничной жизни. Не стоит упускать такой важный этап в изучении математике, как формирование вычислительных умений, ведь они непосредственно связанны с жизнью, как и умение писать, читать, знать окружающий нас мир, историю.
Таким образом цель исследования - выявить особенности формирования и совершенствования вычислительных умений у младших школьников и разработать комплекс упражнений, способствующий осознанному развитию вычислительных умений - достигнута.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.-Екатеринбург, 2000.
2. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков. // Начальная школа - 1993 - № 11 - с. 38-43
3. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебн. Пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 455с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295
5. Демидова, Т. Е., Тонких А. П. Приёмы рациональных вычислений в начальном курсе математики. // Начальная школа. - 2002. -94-103с.
6. Ефимов, В. Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников / журнал Начальная школа 2014 №1. - 61-66 с.
7. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
8. Истомина, Н. Б. И89 Методика обучения математике в начальной школе / Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. - 272с.
9. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебн. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288с.
10. Канакина, В. П., Щеголева Г.С. и др. контрольные и проверочные работы за I полугодие 2013/14 учебного года. // Журнал «Начальная школа» 2013г. № 10 - 53-88с.
11. Костикова, О. А. Использование рациональных приемов устного счета для формирования прочных вычислительных навыков / О. А. Костикова - Ярославль. 2011. - 41с.
12. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2
ч. Ч. 1 М34 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 96с.
13. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2
ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. - 6-е изд. - М.:
Просвещение, 2015. - 112с.
14. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2
ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. - 5-е изд. - М.:
Просвещение, 2015. - 112с.
15. Математика. Методические рекомендации. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова]. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвящение, 2017. - 172с. - (Школа России).
16. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 124 с.
17. Мищенко, Н.Ю. Приемы рациональных вычислений на уроках
математики в начальной школе / Н.Ю. Мищенко // Открытый урок Первое сентября - М.: ИД «Первое сентября», 2013. - URL:
https: //urok.1sept.ru/articles/635022
18. Петухова, И. В. Общеучебные умения и навыки на уроках математики. [Электронный ресурс] / URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1- 0-1715
19. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии
Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
21. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / В. П. Ручкина.; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» - Екатеринбург, 2016. - 313с.
22. Умерова, Ю. В. Особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности. 2019г. [Электронный ресурс]/ URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-osobennosti- formirovaniya-vichislitelnih-navikov-u-mladshih-shkolnikov-v-processe- uchebnoy-deyatelnosti-3493206.html
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 - режим доступа https://fgos.ru/
24. Федоренко, О. О., Пожидаева, Т. В. Условия формирования вычислительных умений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 436-438. [Электронный ресурс]/ URL: https://e-koncept.ru/2017/770893.htm
25. Фомина, С. В. Педагогические условия формирования учебной успешности подростка в образовательном процессе. Дис. канд. пед. наук Оренбург, 2010. - 187 с.
26. Хохонина, М.В. рациональные приемы вычисления на уроках
математики / М.В. Хохонина // Инфоурок - Смоленск, 2019 - URL:
https://infourok.ru/priyomi-racionalnogo-vichisleniya-v-nachalnoy-shkole- 3950701.html
27. Царева, С. Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С. Е. Царева // Начальная школа. - 2012. - № 11. - 51-60 с.
28. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А. Ширяев // НИУ «БелГУ» Серия Гуманитарные науки. - 2016. - №14. - 168-173 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ