ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия воли и ее основные проявления 7
1.2. Особенности развития волевых качеств в дошкольном возрасте 15
1.3. Средства, приемы и технологии развития волевых качеств
в дошкольном возрасте 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА 27
2.1. Методы изучения волевых качеств у детей 5-6 лет 27
2.2. Результаты изучения особенностей развития волевых качеств
у детей 5-6 лет 28
2.3. Содержание и структура специального игрового
комплекса для развития волевых качеств детей 5-6 лет 32
2.4. Определение эффективности реализации игрового комплекса с целью
развития волевых качеств у детей 5-6 лет 38
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
В современном мире в настоящее время имеется острая потребность в настойчивых, целеустремленных, выдержанных, ответственных людях для всех видов профессиональной деятельности и социально активной жизни. Обращение к человеческому фактору как одному из резервов социальноэкономического развития страны определяет актуальность исследования волевой сферы и условий ее развития в соответствии с возрастными особенностями детей. Заинтересованность общества в разработке научно обоснованной системы развития личности, обладающей необходимыми волевыми качествами, требует углубления исследований проблем волевой сферы и развития ее диагностики, особенно для подготовки детей к школе.
В качестве обязательных составных компонентов психологической готовности к школе, наряду с личностной и интеллектуальной рассматривается и волевая готовность. Необходимо уже в дошкольном возрасте развивать волевые качества детей: настойчивость,
целеустремленность, выдержку, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел дать себе адекватную самооценку, ставил реальные цели, умел составлять план своей деятельности, самостоятельно подбирая для достижения цели необходимые методы и средства, следуя намеченному плану доводил начатое дело до конца, используя для этого волевое усилие, оценивая собственные возможности.
Дошкольный возраст считается некоторыми педагогами и психологами важным интенсивным периодом для развития волевых качеств личности . Уже в раннем возрасте начинают формироваться волевые качества, закладываются целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, усваиваются социальные нормы, зарождаются самосознание и самооценка. В дошкольном возрасте у детей уже активно формируются такие волевые качества, как целеполагание, настойчивость, выдержка, терпение, самостоятельность, ответственность, инициативность, усердие, упорство, самоконтроль, самообладание в деятельности, поведении, а значит требуются особые условия и средства для развития волевых качеств детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития;.
Таким образом, развитие волевых качеств рассматривается как стержневая и значимая характеристика личности; истоки развития этих качеств лежат в дошкольном возрасте. Тем не менее, в практике дошкольного образования уделяется крайне мало внимания этому вопросу. Педагогам хорошо известны средства развития воли детей, но в работе воспитателей отсутствует систематичность и планомерность воспитательных воздействий.
Исследования отечественных психологов утверждают игру, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве. В целом, влияние игры на развитие воли ребенка является общепризнанным, но конструирование игрового комплекса, а также определение педагогических условий при организации игровой деятельности с целью развития волевых качеств требует доработки.
Поиск решения данной проблемы обусловил выбор цели исследования.
Цель исследования - определение эффективности реализации игрового комплекса в развитии волевых качеств детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1) на основе изучения психолого-педагогической литературы:
— раскрыть сущность понятия воли и ее основных проявлений;
— выявить особенности развития волевых качеств в дошкольном возрасте;
2) провести диагностическое исследование развития волевых качеств детей 5-6 лет;
3) разработать и реализовать специальный комплекс игр по развитию волевых качеств детей 5-6 лет;
4) определить эффективность реализации специального игрового комплекса в плане развития волевых качеств детей 5-6 лет.
Объект исследования - волевые качества личности.
Предмет исследования - влияние эффективности реализации игрового комплекса в развитии волевых качеств детей 5-6 лет.
...
Тема данного исследования - развитие волевых качеств детей 5-6 лет посредством реализации игрового комплекса.
Цель исследования - определение эффективности специального
игрового комплекса в развитии волевых качеств детей 5-6 лет.
Объект исследования - волевые качества личности.
Предмет исследования - влияние специального комплекса игр на развитие волевых качеств детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования - предполагается, что специально
разработанный комплекс игр будет эффективно способствовать развитию волевых качеств детей 5-6 лет при соблюдении следующих педагогических условий: 1) игры должны способствовать развитию познавательного
компонента волевого действия; игры должны способствовать развитию эмоционального компонента волевого действия; игры должны способствовать развитию исполнительного компонента волевого действия; 2) в основу реализации игрового комплекса положено последовательное развитие компонентов волевого действия.
В ходе теоретического исследования, на основе изучения психологопедагогической литературы, была раскрыта сущность основных понятий воли и ее основных проявлений. Воля - это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов: сознательное управление своими действиями, волевое усилие, специфические волевые проявления (волевые качества). Волевые качества - это устойчивые особенности волевой регуляции, проявления силы воли, волевых усилий в конкретных условиях, в зависимости от преодолеваемой трудности. Волевые качества отражают существование воли, проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу самому себе. Волевые качества состоят из природных задатков, волевого усилия, мотивационной сферы и нравственных принципов. Характеристика устойчивого волевого поведения, в отличие от волевого состояния, которое ситуативно. Проявление одних волевых качеств не предполагает наличие других и не влечет за собой их проявления. Проявление волевых качеств зависит от видов деятельности, от умений, знаний, мотивов, установок, нравственных качеств (морального компонента) и от типологической особенности свойств нервной системы (врожденных задатков).
На основе изучения психолого-педагогической литературы выявлены особенности развития воли в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия, ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие характеризуется целеустремленностью - сознательной направленностью на определенный результат деятельности. Преодоление препятствий в достижении цели отражается в сознательном волевом усилии для мобилизации сил. Мотивы становятся более разнообразными, осознаются и приобретают разную побудительную силу. Складывается соотношение мотивов, их соподчинение. Возрастает стремление к самоутверждению и признанию как взрослыми, так и другими детьми, своей личной значимости, ценности, уникальности. Мотивы выражаются в игровой деятельности: соревновательстве, соперничестве, желании быть лучше других, добиться лучших результатов. У ребенка расширяется интерес к миру взрослых, появляется интерес приобщиться к нему, действовать как взрослый. Но под влиянием сильных эмоций ребенок совершает много импульсивных действий, подавление аффекта возможно, но с трудом, поэтому ребенок прилагает волевые усилия для достижения цели, развивая целенаправленность. О сформированности произвольных действий ребенка можно судить по активности, инициативности, независимости от взрослого в постановке цели, планировании, организации, наличии смысла в своих действиях, понимании для чего это все нужно.
...
1. Александрова Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств
школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 130-132. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24997112&ysclid=lilevoztel613555930 (дата
обращения: 15.05.2023).
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. М.: Форум, 2009. 144 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01003401943?ysclid=lilf9drxrv353081589 (дата
обращения: 15.05.2023).
4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. М.: Высшая школа экономики, 2012. 526 с.
5. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2009. 128 с.
6. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, 2000. 1006 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/0100065587UysclidHilfj0vb3r904099242 (дата
обращения: 23.03.2023).
7. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее
изучения. Челябинск.: Челяб. ГПИ, 1979. 69 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01000995096?ysclid=lilfnoc39e111027205 (дата обращения: 21.03.2023).
8. Гаврилина И.В. Факторы влияния на оценки степени развития волевых качеств личности: диссерт. ... канд. психол. наук. М., 2010. 198 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19229081&ysclid=lilfs7rdcn156680316 (дата обращения: 27.03.2023).
9. Двинин А.П. Современная психодиагностика. СПб.: Речь, 2012. 283 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.13.
11. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.:
Академия пед. наук РСФСР, 1960. 430 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01006191591 ?ysclid=lilfw792sp964526552 (дата
обращения: 15.03.2023).
12. Заставенко В.А. Психология в схемах, таблицах, комментариях. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. 177 с. 13.
13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
14. Ильин И.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
15. Ильин И.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
16. Ильин И.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 701 с.
... всего 61 источников