ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «социально-коммуникативное развитие», компоненты,
особенности развития 8
1.2. Социально-коммуникативное развитие детей в среднего дошкольного
возраста в рамках реализации ФГОС ДО 19
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного
возраста 25
1.4. Дистанционный образовательный модуль как средство и форма
развития/обучения детей среднего дошкольного возраста 28
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Предпроектное исследование 41
2.2. Паспорт проекта 47
2.3. Обеспечение социально-коммуникативного развития детей 4-5 лет (Описание продукта проекта «Дистанционный образовательный модуль по
социально-коммуникативному развитию детей 4-5 лет») 49
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Проблема приобщения ребёнка дошкольного возраста к социуму, к его взаимодействию с внешним миром становится особенно важным на этом этапе, потому что основные структуры личности закладываются еще в дошкольном детстве, что в первую очередь, накладывает особую ответственность на семью ребенка и дошкольное образовательное учреждение за образование необходимых личностных качеств у детей. То, как проходит процесс социально-коммуникативного развития ребенка в дошкольном периоде детства, определяет его дальнейшую судьбу и становление его личностного развития в социуме.
Наиболее интенсивно социально-коммуникативное развитие ребенка проходит в период дошкольного детства, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе, к другим и к миру в целом. Главным фактором развития ребёнка в раннем дошкольном периоде является не только семья ребенка, но и дошкольное образовательное учреждение, в котором он находится большую часть своего дошкольного детства. Поэтому, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Далее - ФГОС ДО) с пунктом 2.6. части 2, социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений в развитии ребенка в дошкольном возрасте .
Социально-коммуникативное развитие детей выделено в ФГОС ДО в отдельную образовательную область. Цель данного направления - позитивная социализация дошкольников, их вовлечение в социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства.
Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития социокультурного опыта человека, который необходим для его интеграции в систему социальных отношений. Это важная проблема психолого-педагогической науки. Актуальность социального общения возрастает в современных условиях в связи с особенностями социальной среды ребенка, в которой межличностным отношениям часто не хватает хороших манер, доброты, доброжелательности и культуры речи [23].
В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста [23].
Кроме того, актуальность нашей исследовательской работы во многом определяется использованием и внедрением информационнокоммуникационных технологий, а в частности использование дистанционного образовательного модуля по социально-коммуникативному развитию как форму дистанционного обучения детей среднего дошкольного возраста.
В настоящее время, в связи с острой и неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире, наше общество находится в режиме самоизоляции, что в первую очередь оказывает ограничение на посещение образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. И для того, чтобы решить проблему, в которой на данный момент находятся участники образовательного процесса (педагоги, родители, воспитанники), необходимо внедрить информационные технологии, для возможности удаленного обучения, а так же в поддержании и достижении поставленных целей и задач дошкольным образовательным учреждением.
Изучение и анализ литературы и статей показал нам, что на практике данный вид дистанционного обучения практически не используется в педагогической практике для формирования и развития социальнокоммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста.
...
Социально-коммуникативное развитие детей считается особо важным компонентом развития личности в целом. Особо важно оно именно в среднем дошкольном возрасте, ведь возникает проблема приобщения ребенка к социуму, к взаимодействию с окружающим миром.
Важно не только взаимодействие детей в семье, так же социально - коммуникативное развитие проходит в дошкольном образовательном учреждении.
В современной эпидемиологической ситуации в стране тяжело напрямую взаимодействовать с детьми, для этого было предложено разбработать дистанционный образовательный модуль, который будет способствовать социально-коммуникативному развитию детей.
На основе представленных диагностических методик был выявлен уровнь сформированности таких социально-коммуникативных компонентов как социально-интеллектуальнй (когнитивный), мотивационно-эмоциональный и деятельнстно-практический компонент.
На основе полученных результатов создан дистанционный образовательный модуль, целью которого является обеспечение социальнокоммуникативного развития. Данным дистанционным образовательным модулем, могут пользоваться в образовательных целях все участники образовательного процесса, а именно педагоги, родители и воспитанники.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академ. Проект, 2012. 400 с.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2014. 190 с.
3. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. Т.11. С. 16-20. URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm (дата обращения: 22.04.2021)
4. Белая К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО. Методическое пособие. М:. Изд-во «Сфера», 2017. С. 128
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Астрель, 2013.
6. Бурмистрова Е.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада // Психолого-педагогические исследования в Сибири: сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики. 2017. № 1. С. 122-128
7. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. 2016. № 1. С. 3
8. Вахрамеева О.А. Социально-коммукативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (7). С. 78-82.
9. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь,
1. 272 с.
10. Дошкольная педагогика / Под общ. р. Н. В. Микляевой. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2015. 496 с.
11. Дьяченко Я.Н. Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность. // Молодой ученый. 2017. № 9 (143). С. 320-321. URL: https://moluch.ru/archive/143/40209/ (дата обращения: 26.10.2020).
12. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2013. 239 с.
13. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Из-во МЭИ, 2013.
14. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. М.: Академия, 2013. 299 с.
15. Каракозов С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования / Под ред. Н.И. Рыжовой. Барнаул,
2. 300 с.
... всего 46 источников