Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 5
1.1 Скоростные способности, их формирование в лыжных
гонках 6
1.2 Специфика тренировочного процесса лыжников-
гонщиков групп начальной подготовки 13
1.3 Медико-биологические показатели тренировочного
процесса 23
1.4 Важность спортивного отбора в лыжных гонках в
группах начальной подготовки 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Методы исследования 40
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 42
3.1 Выявление особенностей подготовки лыжников-
гонщиков групп начальной подготовки 42
3.2 Определение и анализ ошибок в тренировочном
процессе лыжников-гонщиков групп начальной подготовки 50
3.3 Методика воспитания скоростных способностей
лыжников-гонщиков групп начальной подготовки 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность: лыжные гонки - зимний прогрессирующий вид спорта. В соревнованиях по лыжному спорту принимает участие большое количество стран мира, что способствует огромной конкуренции. Как правило, спортсмены-лыжники обладают высоким уровнем функциональной подготовленности, что показывают результаты соревнований различных мировых чемпионатов и кубковых стартов. Дистанции в лыжных гонках варьируются от спринтерских до марафонских, но на всех дистанциях важно показывать скоростную подготовленность, которая формируется в младшем школьном возрасте.
В последнее время тренеры спортивных школ стали «забывать» о том, что в группах начальной подготовки нужно проводить подвижные игры, выполнять физические упражнения на развитие быстроты. Они же, как правило, дают большие объемы нагрузок, к которым дети не готовы ни функционально, ни психологически. Из-за раннего форсирования нагрузки, тренеры теряют сенситивные периоды развития физических качеств, что отрицательно скажется на спортивной карьере лыжников в будущем. В Федеральном стандарте спортивной подготовки по лыжным гонкам не предусматривается инвентарь, не касающийся лыжных гонок, что также наталкивает тренеров на преждевременное форсирование тренировочного процесса. В научной литературе степень изученности данной проблемы достаточно высокая. Учебные пособия по теории и методике физической культуры и спорта, например, «Теория и методика физического воспитания и спорта» Ж.К.Холодова и В.С.Кузнецова, наоборот показывают важность использования подвижных игр для развития физических качеств групп начальной подготовки.
Таким образом, возникает потребность определить методику формирования скоростных способностей лыжников-гонщиков групп начальной подготовки, при этом не углубляясь в раннюю специализацию, а, напротив, направить тренировочный процесс на формирование физических качеств.
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков групп начальной подготовки.
Предмет исследования: воспитание скоростных способностей
лыжников-гонщиков групп начальной подготовки.
Цель: разработка и научное обоснование методики, направленной на воспитание скоростных способностей лыжников-гонщиков групп начальной подготовки.
Задачи.
1. Исследовать научную литературу и проанализировать особенности построения тренировочного процесса лыжников-гонщиков групп начальной подготовки.
2. Выявить значимые проблемы в подготовке лыжников-гонщиков групп начальной подготовки.
3. Разработать методы наиболее успешного тренировочного процесса лыжников-гонщиков группах начальной подготовки и проверить их в педагогическом эксперименте.
Гипотеза: мы предположили, что включение в тренировочный процесс лыжников-гонщиков групп начальной подготовки методики воспитания скоростных способностей позволит повысить эффективность тренировочного процесса.
Научная новизна: впервые в тренировочный процесс спортсменов 10 до 12 лет АНО «СШОР «Академия Биатлона» (г. Красноярск) была внедрена методика воспитания скоростных способностей.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы при подготовке юных лыжников-гонщиков для достижения ими в будущем высоких спортивных результатов.
Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств, обеспечивающих быстроту реагирования и выполнение двигательных действий в минимальное время. Скоростные способности связаны с такими понятиями, как «скорость» и «быстрота». Наиболее благоприятный период для развития скорости двигательных реакций и темпа движений наблюдается в диапазоне 7-11 лет. В препубертатный и пубертатные периоды (10-11-15 лет) проявление быстроты временно замедляется.
Особенно эффективны в воспитании скоростных качеств спортсменов подвижные игры, игровые упражнения и задания на лыжах. Характерной особенностью игр является ярко выраженное, целенаправленное совершенствование конкретных способов передвижения на лыжах и физических качеств, что задается и мотивировано целью игры, ее сюжетом.
Большинство тренеров (61%) проводят тренировочные занятия 3-4 раза в неделю, что соответствует федеральному стандарту спортивной подготовки. Чаще всего тренерами на тренировочных занятиях ведется работа на развитие быстроты (25%), что благоприятно развивается в данном возрасте и на развитие выносливости (25%), что развивается в виде спорта лыжные гонки. Самым эффективным методом для развития быстроты, респонденты отметили соревновательный (50%). Далее расположился игровой метод (45%), именно в игровой практике хорошо развивается ловкость и быстрота.
Практически на каждом тренировочном занятии проводилась работа на выносливость (80%). Всего на 35% тренировочных занятий проводилась работа на развитие быстроты. В основном, для развития быстроты использовался повторный метод тренировок. Игры тренерами проводятся так же редко. В основном в качестве игр используют футбол и линейные эстафеты, которые так же становятся обыденными для занимающихся.
Прирост результатов по итогам контрольных упражнений после педагогического эксперимента в экспериментальной группе по всем показателям показал достоверный прирост, причём в упражнении «челночный бег» был выявлен средний уровень значимости (Р < 0,01), а во всех остальных упражнениях - «спринтерская дистанция 60 м», «бег 500 м», «прыжок в длину с места» - с высоким уровнем значимости (Р < 0,001). Это говорит о том, что разработанная нами методика воспитания скоростных способностей лыжников-гонщиков групп начальной подготовки является эффективной.
1. Дерябина Г.И., Лернер В.Л., Терентьева О.С. К вопросу о
гетерохронности и сенситивности развития физических качеств в многолетнем процессе спортивной подготовки [Электронный ресурс] // new.tsutmb - 2019 - URL: http s: //new.tsutmb .ru/nauka/internet-
konferencii/2019/prepodavatel vysshej shkoly/9/Deryabina Lerner T erent eva.pdf (дата обращения 21.02.2021)
2. Платонов В. Скоростные способности и основы методики их развития // Наука в олимпийском спорте - 2015 - № 4 - 30с.
3. Периодизация учебного процесса в круглогодичном цикле
[Электронный ресурс] // kaskad.chao.sportsng - 2018 - URL:
https: //kaskad.chao. sportsng.ru/media/2018/10/25/1220831515/PSM 3 .pdf (дата обращения 21.02.2021)
4. Федеральный стандарт спортивной подготовки по лыжным гонкам от 4.06.2019 г. №250 // собрание законодательства - 2019 - №250, (30 март.) - 28с.
5. Водолеева В.А. Зависимость чсс от рельефа трасс в лыжных гонках
[Электронный ресурс] // Физическое воспитание и
здоровьесберегающая деятельность - URL: https: //interactive-plus .ru/e- articles/164/Action164-13061.pdf (дата обращения 21.02.2021)
6. Михаленок Е.В., Ситкевич Г.Н. Особенности построения спортивной тренировки в лыжных гонках // Наука - образованию, производству, экономике : материалы XXII - 2017 - с. 382-384.
7. Горбунов С.С., Горбунов С.А. Тип нервной системы и темперамент как
основные признаки при выборе специализации в лыжных гонках [Электронный ресурс] // elibrary - 2014 - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 22669963 56063973.pdf (дата
обращения 21.02.2021)
8. Малыгина Н.В. Проблема спортивного отбора: психологический аспект
[Электронный ресурс] // elibrary - 2017 - URL:
https: //www.elibrary.ru/download/elibrary 32771389 26436593 .pdf (дата
обращения 21.02.2021)
9. Касумов К.М., Гибадуллин И.Г. Планирование тренировочного
процесса лыжников-гонщиков 9-11лет [Электронный ресурс] // cyberleninka - 2015 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie- trenirovochnogo-protsessa-lyzhnikov-gonschikov-9-11 -let/viewer (дата
обращения 21.02.2021)
10. Реуцкая Е.А. Распределение интенсивности тренировочных нагрузок юных биатлонистов и лыжников на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе // Современная система спортивной подготовки в биатлоне - 2018 - 123-131 c.
11. Вахитов И.Х.. Особенности становления насосной функции сердца детей, при мышечных тренировках: Монография - Казань: ТГГПУ, 2010.
- с. 189
12. Листопад И. В., Кузьмич А. М. Использование игрового метода
проведения учебно-тренировочных занятий при повышении уровня функциональной подготовленности и развитии координационных способностей лыжников-гонщиков в группах начальной подготовки [Электронный ресурс] // cyberleninka - 2016 - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovogo-metoda-provedeniya- uchebno-trenirovochnyh-zanyatiy-pri-povyshenii-urovnya-funktsionalnoy- podgotovlennosti-i/viewer (дата обращения 10.04.2021)
13. Багин Н.А., Филина И.А. Социальная занятость юных лыжников- гонщиков и организация тренировочного процесса в группах начальной подготовки // Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки - 2013 - 186-190 c.
14. Касумов Касум Магомед-Расулович. Анализ тренировочных программ лыжников-гонщиков 9-11 лет в годичном цикле тренировки (в условиях крайнего севера) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта
- № 4 - 2019 - 170 c.
15. Нагимов В. К., Минка И. Н. Использование игрового метода на уроках физической культуры у учащихся младшего школьного возраста // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения : материалы Рег. научно-практ. семинара "Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе образования и способы их решения" - 2019 - 41-46 с.
... всего 50 источников