ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 6
1.1 Сущность и характеристика понятий тревога и тревожность 6
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у младших
школьников с ЗПР и ее причины 15
1.3 Методы и приемы коррекции школьной тревожности у детей
младшего школьного возраста с ЗПР 21
Вывод по первой главе 28
Глава Н.СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 30
2.1 Выявление актуального уровня школьной тревожности у младших
школьников с ЗПР. 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Разработка комплекса упражнений, направленных на снижение высокого уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР 53
Вывод по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 69
Под влиянием развития современного общества, меняются взгляды и мысли людей. Что говорит нам о том, что и процессы образования подвергнуты этой же тенденции.
Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса - организация психологически благоприятного климата обучения. Он немыслим без освоения педагогами методов, влияющих на улучшения психологического состояния обучающихся в процессе обучения.
В настоящее время в любом образовательном пространстве можно встретить детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с задержкой психического развития (По статистике Министерства просвещения РФ, дети с ЗПР — самая многочисленная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья (около 40%)) и их количество постоянно растет. Что дает повод для освоения новых способов обучения с учетом их индивидуальных особенностей.
Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Для всех младших школьников с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги, что является показателем развития у таких детей школьной тревожности.
Несмотря на особенности ребенка, в процессе взаимодействия со школьной средой согласно ФГОС НОО ребенок должен овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, а также принять и освоить социальную роль обучающегося, должно происходить развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Согласно ФГОС НОО ОВЗ должно происходить развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Объектом исследования является процесс формирования среднего уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Предметом исследования является комплекс упражнений для снижения высокого уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования: на основе выявленных особенностей школьной тревожности у младших школьников с ЗПР разработать комплекс заданий для снижения высокого уровня школьной тревожности.
Гипотеза исследования заключается в том, что при сравнении уровня школьной тревожности детей с ЗПР с детьми нормативно развивающимися уровень школьной тревожности у детей с ЗПР возрастной группы 8-9 лет находится на высоком уровне по критериям:
1. Тревожность в ситуации нахождения в школе
2. Тревожность в ситуации проверки знаний
3. Тревожность во взаимоотношении со взрослыми
4. Тревожность во взаимодействии со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Описать теоретические основы особенностей учебного моделирования.
3. Выявить актуальный уровень сформированности умений учебного моделирования у второклассников.
4. Провести обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
5. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
6. Разработать комплекс заданий, направленных на повышение умений учебного моделирования.
Методы исследования:
1. Теоретические - это метод теоретического анализа и синтеза.
2.Эмпирические - констатирующий эксперимент.
База исследования: учащиеся 3 класса МБОУ СОШ № 157 г. Красноярска
Рост количества детей с ЗПР в общеобразовательных учреждениях наталкивает на мысль, что педагогам необходимо пересматривать свои установки не только по поводу передачи знаний учащимся, но и прилагать усилия для создание комфортной психологической обстановки в школе.
В ходе данной работы мы подробно изучили теоретические материалы по вопросу школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. А также рассмотрели какие особенности ее проявления встречаются у детей с данной проблемой.
Школьную тревожность мы рассматриваем как специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющийся в этом взаимодействии.
Рассматривая особенности школьной тревожности, мы поняли, что повышенная школьная тревожность оказывает дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими, вне школы). Основные признаки школьной тревожности это: пассивность на уроках, стеснение при ответах, приход в замешательство при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене ребенок с тревожностью не проявляет яркой активности, он любит быть среди одноклассников, но при этом не вступает в тесные контакты с ними.
В результате проведенной исследовательской работы, был разработан комплекс заданий, направленный на снижение высокого уровня школьной тревожности.
Для нормализации уровня исследуемого фактора, необходимо внедрять в ход урока различные упражнения и игры, чтобы ребенок испытывал по отношению к школе не негативные установки, а наоборот. Он видел, что школа это не враждебная среда, где от тебя ждут высокого уровня знаний и выставляют очень много требований, а это то место где тебе дадут полезную информацию, которая пригодиться тебе в жизни и весь этот процесс проходит для тебя в благоприятной обстановке, где тебя поддержат и помогут в трудной ситуации.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. - 2009. - 30с. URL:
http://www.edu.ru/documents/view/61155/ (Дата обращения: 25.03.2024)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. - 2009. - 177с. URL: https://овз.рф/npa/tip-npa/ (Дата обращения: 25.03.2024)
3. Адлер А. О нервическом характере. - СПб.; М., 1997.
4. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. / Н. Аракелов// Вестник МУ, сер. Психология, 1998., - № 1, с. 18.
5. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. Психологический журнал. №2 [Текст] / Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е., 2002 - 538 с.
6. Аршаковна А.Н. Тревожность у младших школьников: причины и коррекционная работа. / А.Н. Аршаковна - М.: 2009¬
7. Бардышевская М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. -- М.: Психология, 2003. - 186 с.
8. Бисерова Г. К. Резильентная образовательная среда как условие
академической успешности ребенка с ОВЗ (на примере детей с ЗПР).
9. Богапова А.А Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии // Молодой ученый. - 2021. - №9. - С. 169-171.
10. Богомаз С. Л. Проявления тревожности у людей с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. - 2023.
11. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: дис. ... канд. психол. наук /Брель Е.Ю. -- Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. - Томск,1996. - 120 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. /Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
13. Гормоза,Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. - Мн.:Наука, 2000. - 264 с.
14. Григорович Л. А., Ромашевская Н. Н. Особенности проявления тревожности у младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования //Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2020. - №. 1. - С. 66-73.
15. Гува Л. А., Иванова Н. Г. К вопросу о психологической коррекции школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития //Психология и современный мир. Субъект жизнедеятельности в современном обществе. - 2021. - С. 19-24.
16. Деворова М. Определение уровня школьной тревожности у детей //Актуальные вопросы практической педиатрии. - 2024. - Т. 1. - №. 2. - С. 46¬47.
17. Деревянкина Н. А. Школьная тревожность третьеклассников с задержкой психического развития //Интеграция в психологии: теория, методология. - 2020. - С. 177.
18. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М: Педагогика, 1984. - 256 с.
19. Емельянова Л. А. К проблеме изучения особенностей психического развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья //Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы. - 2021. - С. 116-119.
20. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - СПб.: Апрель-Пресс, 2000. 448 с.
21. Зинченко Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности
младших школьников [Текст] / Е. В. Зинченко // Северо-Кавказский психологический вестник - 2014 -№ 7/2 - С. 42-46.
22. Зотова, Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф.Р. Зотова, Л.М. Закирова // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 163-168.
23. Измайлова А. И., Илюшина М. И. Взаимосвязь тревожности и школьной неуспеваемости как проблема психологического консультирования //ББК 88.8 П 86. - 2024. - С. 118.
24. Кацеро А. А., Чепурная В. В. Особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития //Colloquium-journal. - Голопристанський мюькрайонний центр зайнятостх, 2020. - №. 12 (64). - С. 122-123.
25. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М., 1983.461 с.
26. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л. М. Костина - СПб.: Речь,2007. - 160 с.
27. Костина, Л. П. Методы диагностики тревожности [Текст] /Л. М. Костина - СПб., 2009. 198 с
28. Кочубей,Б. Новикова Е. Снимем маску тревоги [Текст] / Б. Кочубей., Е. Новикова //Семья и школа №11, 2014- с.33 - 36.
29. Лебедева, О. В. Проблема формирования психологического здоровья
30. Ляшенко Н.В., Шалагинова К.С. Особенности проявление тревожности у
детей младшего школьного возраста // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 1. ; URL:
https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19517(дата обращения: 21.05.2022).
31. Макшанцева,Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование, - 1998. - № 2. - С. 15-19
32. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. -- СПб.: Речь, 2004. - 248 с.
33. Маслова М. А., Фархутдинова Л. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Интернаука. - 2020. - №. 20-1. - С. 82-84.
34. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов - Москва: Юрайт, 2014. - 640 с.
35. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М.: Педагогика 2006. — 470 с.
36. Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей [Текст] / М. А. Панфилова // Школа здоровья. - 2014. - № 1. - С. 17-28.
37. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / Петровский А.В. -М.,2003 - 266 с.
38. Попова.В. Г. Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий [Текст] / В. Г. Попова // Вестник Омского университета. Серия «Психология» - 2016 - № 1. - С. 32-36
39. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов / Редкол.: И. В. Дубровина (отв. ред.), Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых; Акад. пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психол. — М.: изд-во АПН СССР, 1990. — С. 32—55.
40. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности/ А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998, №2. - с.11-18.
41. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 304 с.
42. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 2009. 512 с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 718 с.
44. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - С. 21-27.
45. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. - М.; СПб., 1999.с. 229-285.
46. Сингилеева А. Л. Психолого-педагогические возможности коррекции школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с задержкой психического развития разного генезиса // Форум молодых ученых. — 2021. — № . — С.1-3.
47. Скок, Н. И. Психокоррекционные упражнения для детей с задержкой психического развития / Н. И. Скок, Л. В. Федорова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2016. - № 3. - С. 64-72.
48. Современные понятия педагогики, теории и методики профессионального образования: справочное пособие / Е. Р. Зинкевич. - Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2021. - 83 с.
49. Сорокоумова С. Н. // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 21-26.
50. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. М: Прогресс, 2003. 514 с
51. Стукань А. Е., Иванникова А. А. Изучение динамики развития детей с ОВЗ (из опыта работы Центра помощи детям) //Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества. - 2023. - С. 69-72.
52. Тимофеева, А. Г. Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития - 2018 - №3(27). - С. 293-297.
53. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
54. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда: Психологический словарь / Под ред. В.П. Зиненко, Б.Г. Мещерякова - М: Педагогика - Пресс, 1999. - 490с.
55. Умхажиева, Х. Т. Тревожность младших школьников в учебном процессе / Х. Т. Умхажиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019.
— № 52 (290). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65732/(дата обращения: 03.06.2022).
56. Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.М. Феррои // Школа здоровья. - 2005. - № 3. - С. 32-38.
57. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / Фрейд 3. - М., 2002 - 566 с.
58. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения [Текст]: практическое пособие / К. Фопель. - М.: Генезис, 2007.
59. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст]/ Фромм Э. - М., 2001 - 477 с.
60. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Перевод с англ. В. В. Старовойтова; Общ. ред. [и послесл.] Г. В. Бурменской. - М.: Прогресс: Универс, 1993.
61. Цыцеева, Д. В. Особенности тревожности подростков с задержкой
психического развития / Д. В. Цыцеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 512-514. — URL:
https://moluch.ru/archive/390/85944/(дата обращения: 11.06.2024).
62. Что нужно знать маме особого ребенка: простые ответы на сложные вопросы: практическое пособие / Волгоградская региональная общественная организация "Поддержка профессионального становления педагогов- дефектологов", Фонд президентских грантов; составители: Е. А. Лапп [и др.]. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2021. - 147
63. Шигина, Е. П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 713-715.
64. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.60-64.