ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 6
1.1 Сущность и характеристика понятий тревога и тревожность 6
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у младших
школьников с ЗПР и ее причины 15
1.3 Методы и приемы коррекции школьной тревожности у детей
младшего школьного возраста с ЗПР 21
Вывод по первой главе 28
Глава Н.СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 30
2.1 Выявление актуального уровня школьной тревожности у младших
школьников с ЗПР. 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Разработка комплекса упражнений, направленных на снижение высокого уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР 53
Вывод по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 69
Глава 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 6
1.1 Сущность и характеристика понятий тревога и тревожность 6
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у младших
школьников с ЗПР и ее причины 15
1.3 Методы и приемы коррекции школьной тревожности у детей
младшего школьного возраста с ЗПР 21
Вывод по первой главе 28
Глава Н.СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР. 30
2.1 Выявление актуального уровня школьной тревожности у младших
школьников с ЗПР. 30
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3 Разработка комплекса упражнений, направленных на снижение высокого уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР 53
Вывод по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 69
Под влиянием развития современного общества, меняются взгляды и мысли людей. Что говорит нам о том, что и процессы образования подвергнуты этой же тенденции.
Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса - организация психологически благоприятного климата обучения. Он немыслим без освоения педагогами методов, влияющих на улучшения психологического состояния обучающихся в процессе обучения.
В настоящее время в любом образовательном пространстве можно встретить детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с задержкой психического развития (По статистике Министерства просвещения РФ, дети с ЗПР — самая многочисленная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья (около 40%)) и их количество постоянно растет. Что дает повод для освоения новых способов обучения с учетом их индивидуальных особенностей.
Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Для всех младших школьников с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги, что является показателем развития у таких детей школьной тревожности.
Несмотря на особенности ребенка, в процессе взаимодействия со школьной средой согласно ФГОС НОО ребенок должен овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, а также принять и освоить социальную роль обучающегося, должно происходить развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Согласно ФГОС НОО ОВЗ должно происходить развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Объектом исследования является процесс формирования среднего уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Предметом исследования является комплекс упражнений для снижения высокого уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования: на основе выявленных особенностей школьной тревожности у младших школьников с ЗПР разработать комплекс заданий для снижения высокого уровня школьной тревожности.
Гипотеза исследования заключается в том, что при сравнении уровня школьной тревожности детей с ЗПР с детьми нормативно развивающимися уровень школьной тревожности у детей с ЗПР возрастной группы 8-9 лет находится на высоком уровне по критериям:
1. Тревожность в ситуации нахождения в школе
2. Тревожность в ситуации проверки знаний
3. Тревожность во взаимоотношении со взрослыми
4. Тревожность во взаимодействии со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Описать теоретические основы особенностей учебного моделирования.
3. Выявить актуальный уровень сформированности умений учебного моделирования у второклассников.
4. Провести обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
5. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
6. Разработать комплекс заданий, направленных на повышение умений учебного моделирования.
Методы исследования:
1. Теоретические - это метод теоретического анализа и синтеза.
2.Эмпирические - констатирующий эксперимент.
База исследования: учащиеся 3 класса МБОУ СОШ № 157 г. Красноярска
Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса - организация психологически благоприятного климата обучения. Он немыслим без освоения педагогами методов, влияющих на улучшения психологического состояния обучающихся в процессе обучения.
В настоящее время в любом образовательном пространстве можно встретить детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с задержкой психического развития (По статистике Министерства просвещения РФ, дети с ЗПР — самая многочисленная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья (около 40%)) и их количество постоянно растет. Что дает повод для освоения новых способов обучения с учетом их индивидуальных особенностей.
Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Для всех младших школьников с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги, что является показателем развития у таких детей школьной тревожности.
Несмотря на особенности ребенка, в процессе взаимодействия со школьной средой согласно ФГОС НОО ребенок должен овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, а также принять и освоить социальную роль обучающегося, должно происходить развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Согласно ФГОС НОО ОВЗ должно происходить развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Объектом исследования является процесс формирования среднего уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Предметом исследования является комплекс упражнений для снижения высокого уровня школьной тревожности у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования: на основе выявленных особенностей школьной тревожности у младших школьников с ЗПР разработать комплекс заданий для снижения высокого уровня школьной тревожности.
Гипотеза исследования заключается в том, что при сравнении уровня школьной тревожности детей с ЗПР с детьми нормативно развивающимися уровень школьной тревожности у детей с ЗПР возрастной группы 8-9 лет находится на высоком уровне по критериям:
1. Тревожность в ситуации нахождения в школе
2. Тревожность в ситуации проверки знаний
3. Тревожность во взаимоотношении со взрослыми
4. Тревожность во взаимодействии со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Описать теоретические основы особенностей учебного моделирования.
3. Выявить актуальный уровень сформированности умений учебного моделирования у второклассников.
4. Провести обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
5. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
6. Разработать комплекс заданий, направленных на повышение умений учебного моделирования.
Методы исследования:
1. Теоретические - это метод теоретического анализа и синтеза.
2.Эмпирические - констатирующий эксперимент.
База исследования: учащиеся 3 класса МБОУ СОШ № 157 г. Красноярска
Рост количества детей с ЗПР в общеобразовательных учреждениях наталкивает на мысль, что педагогам необходимо пересматривать свои установки не только по поводу передачи знаний учащимся, но и прилагать усилия для создание комфортной психологической обстановки в школе.
В ходе данной работы мы подробно изучили теоретические материалы по вопросу школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. А также рассмотрели какие особенности ее проявления встречаются у детей с данной проблемой.
Школьную тревожность мы рассматриваем как специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющийся в этом взаимодействии.
Рассматривая особенности школьной тревожности, мы поняли, что повышенная школьная тревожность оказывает дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими, вне школы). Основные признаки школьной тревожности это: пассивность на уроках, стеснение при ответах, приход в замешательство при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене ребенок с тревожностью не проявляет яркой активности, он любит быть среди одноклассников, но при этом не вступает в тесные контакты с ними.
В результате проведенной исследовательской работы, был разработан комплекс заданий, направленный на снижение высокого уровня школьной тревожности.
Для нормализации уровня исследуемого фактора, необходимо внедрять в ход урока различные упражнения и игры, чтобы ребенок испытывал по отношению к школе не негативные установки, а наоборот. Он видел, что школа это не враждебная среда, где от тебя ждут высокого уровня знаний и выставляют очень много требований, а это то место где тебе дадут полезную информацию, которая пригодиться тебе в жизни и весь этот процесс проходит для тебя в благоприятной обстановке, где тебя поддержат и помогут в трудной ситуации.
В ходе данной работы мы подробно изучили теоретические материалы по вопросу школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. А также рассмотрели какие особенности ее проявления встречаются у детей с данной проблемой.
Школьную тревожность мы рассматриваем как специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющийся в этом взаимодействии.
Рассматривая особенности школьной тревожности, мы поняли, что повышенная школьная тревожность оказывает дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими, вне школы). Основные признаки школьной тревожности это: пассивность на уроках, стеснение при ответах, приход в замешательство при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене ребенок с тревожностью не проявляет яркой активности, он любит быть среди одноклассников, но при этом не вступает в тесные контакты с ними.
В результате проведенной исследовательской работы, был разработан комплекс заданий, направленный на снижение высокого уровня школьной тревожности.
Для нормализации уровня исследуемого фактора, необходимо внедрять в ход урока различные упражнения и игры, чтобы ребенок испытывал по отношению к школе не негативные установки, а наоборот. Он видел, что школа это не враждебная среда, где от тебя ждут высокого уровня знаний и выставляют очень много требований, а это то место где тебе дадут полезную информацию, которая пригодиться тебе в жизни и весь этот процесс проходит для тебя в благоприятной обстановке, где тебя поддержат и помогут в трудной ситуации.
Подобные работы
- Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата Алтайский государственный педагогический университет
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОГО
ГЕНЕЗА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОВЗ ПРИ ВНЕДРЕНИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2021 - КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности предвосхищения последствий своего поведения младшими школьниками с нарушениями зрения с разным типом вероятностного прогнозирования
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



