ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
§ 1.1 Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической науке 6
§1.2 Ситуационные задачи как средства развития критического мышления 13
Выводы по первой главе: 22
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 23
§2.1 Методические рекомендации по использованию ситуационных задач по
физике для развития критического мышления 23
§ 2.2. Педагогический эксперимент по проверке эффективности системы
ситуационных задач в процессе обучения физике 28
Выводы по второй главе: 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
Со второй половины XX века активно происходит процесс информатизации общества. Это предполагает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека. В современном мире почти отсутствуют сферы деятельности человека, которые в той или иной степени не были бы связаны с процессами обработки и получения информации. Информация считается важным стратегическим ресурсом общества наравне с природными, человеческими и финансовыми ресурсами [8].
Информационные технологии позволяют получать и обрабатывать информацию, но не решают проблемы её критического восприятия. Таким образом, нередко человек просто дезориентирован в информационном потоке. Чаще всего это связано с относительно низким уровнем развития критического мышления, когда очень сложно выделить рациональное зерно в тех или иных суждениях, определить их степень правдивости, истинности, справедливости, а для этого должна быть сформирована достаточно устойчивая система естественно-научных взглядов и освоен алгоритм критического восприятия информации. Это и является актуальностью данной работы.
Необходимость развития критическое мышления при обучении в школе, в том числе и на занятиях по физике, не вызывает сомнения. При изучении физике обучающиеся знакомятся с физическими явлениями, осваивают методы научного познания природы, вследствие чего происходит формирование естественно - научной картины мира. Процесс содержательного освоения физики неразрывно связан с развитием познавательного интереса, творческих способностей, готовности самостоятельного приобретения новых знаний, а также готовности критически относится к полученной информации, что возможно при наличие развитого критического мышления. Именно убежденность в познаваемости окружающего мира указывает на необходимость логического обоснования любой теории и ее рационального критицизма.
Критическое мышление можно целенаправленно развивать и формировать на занятиях по физике, то есть создать специальные условия для этого развития, использовать наиболее эффективные средства, которые позволят ученику освоить методы и приемы рационального мышления, сформировать потребность к мыслительной деятельности и т.д. К таким условиям можно отнести: включение элементов занимательности в процесс обучения физике, игровые технологии, а также задач с интересным содержанием (в том числе ситуативные).
Анализ литературы показал, что имеется некоторый дефицит в методических разработках, направленных на развитие критического мышления на занятиях по физике. Таким образом имеется противоречие: между потребностью в развитии критического мышления и недостаточно разработанными методическими рекомендациями, направленными на развитие критического мышления. Данное противоречие позволило выделить проблему нашего исследования: отсутствие системы заданий ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления.
Целью выпускной квалификационной работы является создание системы ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления при обучении физике в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования: организация обучения физике с использованием ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления.
Гипотеза: использование ситуационных задач по физике является
эффективным средством для развития критического мышления.
Для достижения данной цели выделены следующие задачи:
1) Проанализировать понятие «критическое мышление» в методической и психолого-педагогической литературе;
2) Выделить условия развития критического мышления при обучении физике в основной школе;
3) Изучить организационные условия применения ситуационных задач при обучении физике;
4) Разработать систему ситуационных задач по физике в основной школе, направленных на развитие критического мышления;
ситуационных задач по физике с целью развития критического мышления.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - наблюдение и анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики развития исследовательских умений при организации проектной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования: состоит в разработке системы ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления при обучении физике в основной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе прохождения автором педагогической интернатуры на базе МАОУ «Гимназии № 4» г. Красноярск с февраля 2019 г. по март 2020 г.
Результаты исследования по теме ВКР были представлены на XXI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», тема доклада: «Решение ситуационных задач по физике как средство развития критического мышления» (от 22 мая 2020 года, г. Красноярск).
Проблема развития критического мышления становится только актуальнее в современном мире. Поэтому решение данного вопроса предполагает более детального изучения.
Результаты исследования могут быть использованы не только с целью развития критического мышления, но и с целью повышения эффективности обучения физике в условиях ФГОС.
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный
характер. Предложенная в настоящем исследовании система ситуационных задач, направленных на повышение уровня развития критического мышления обучающихся, обеспечивает повышение уровня общей успеваемости учащихся по физике в целом, что усиливает познавательный интерес у учеников при обучении физике. Экспериментально доказана эффективность использования предложенной системы заданий. Таким образом, поставленные в начале исследования цель и задачи достигнуты.
По итогам выполненного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Развитие критического мышления - сложный и многоаспектный процесс,
требующий: а) углубленного изучения понятия «критическое
мышление» с позиции конкретизации умственных действий и
установления их с предметным содержанием; б) тщательно продуманного системного подхода к организации умственной
деятельности учащихся при обучении физике, направленной на развитие критического мышления.
2) Экспериментально доказана эффективность разработанной системы ситуационных заданий на предмет развития критического мышления у обучающихся основной школы при обучении физике, с учетом разработанных методических рекомендаций.
Педагогический эксперимент подтвердил гипотезу, а именно то, что использование ситуационных задач по физике является эффективным средством для развития критического мышления.
Проведенное исследование позволяет выделить перспективное направление в разработке проблемы развития критического мышления при обучении физике: изучение влияния уровня сформированности исследовательских умений, учащихся на процесс развития критического мышления.
1. Акулова О.А., Писарева С.А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96с.
2. Байрамов, А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: дис. ... докт. пед. наук. Баку, 1968. 560с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
4. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1998 - 430 с.
5. Варлакова М.Л. Развитие критического мышления на уроках физики // Омский научный, 201. №2. С. 243 -245.
6. Вихарева Е.П. Приемы, применяемые учителем для организации работы учащихся с текстами физического содержания // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования. VII межвузовский сборник научных трудов / под ред. М.Д. Даммер, О.Р. Шефер. Челябинск: Край Ра, 2011. С. 52-56.
7. Г альперин П.Я. Психологическая наука в СССР // Развитие исследований по формированию умственных действий. М.: 1959.
8. Информационное общество [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/ page46589323.htm (дата обращения: 15.05.2020).
9. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Русский язык, 2002. № 29. С. 3.
10. Кузьмина, А.А. Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления студентов // Молодой ученый, 2017. № 15 (149). С. 591 - 593.
11. Леонтьев А.Н. Философская энциклопедия. М., 1964. Т.3.
12. Лукацкий М.А., Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А.
Лукацкий, М. Е. Остренкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 664с. [Электронный ресурс]. URL:
http://www. studmedlib. ru/book/ISBN9785970425022. htm (дата
обращения: 10.04.2020).
13. Луцкович В.В. Специфика взаимосвязи типов мышления и субъективных особенностей понимания // Экспериментальная психология, 2013. том 6. № 3. С. 53-61.
14. Львова Т.В. Ситуационные задачи по предметам естественнонаучного цикла - ресурс обновления содержания школьного образования // Пермский педагогический журнал, 2012. №3. С. 16.
15. Майоров А.Н. Физика для любопытных или, о чем не узнаешь на уроках/ художник Г.В. Соколов. Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1999. 176 с....36