Развитие критического мышления в процессе решения ситуационных задач по физике в основной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
§ 1.1 Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической науке 6
§1.2 Ситуационные задачи как средства развития критического мышления 13
Выводы по первой главе: 22
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 23
§2.1 Методические рекомендации по использованию ситуационных задач по
физике для развития критического мышления 23
§ 2.2. Педагогический эксперимент по проверке эффективности системы
ситуационных задач в процессе обучения физике 28
Выводы по второй главе: 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
§ 1.1 Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической науке 6
§1.2 Ситуационные задачи как средства развития критического мышления 13
Выводы по первой главе: 22
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 23
§2.1 Методические рекомендации по использованию ситуационных задач по
физике для развития критического мышления 23
§ 2.2. Педагогический эксперимент по проверке эффективности системы
ситуационных задач в процессе обучения физике 28
Выводы по второй главе: 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
Со второй половины XX века активно происходит процесс информатизации общества. Это предполагает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека. В современном мире почти отсутствуют сферы деятельности человека, которые в той или иной степени не были бы связаны с процессами обработки и получения информации. Информация считается важным стратегическим ресурсом общества наравне с природными, человеческими и финансовыми ресурсами [8].
Информационные технологии позволяют получать и обрабатывать информацию, но не решают проблемы её критического восприятия. Таким образом, нередко человек просто дезориентирован в информационном потоке. Чаще всего это связано с относительно низким уровнем развития критического мышления, когда очень сложно выделить рациональное зерно в тех или иных суждениях, определить их степень правдивости, истинности, справедливости, а для этого должна быть сформирована достаточно устойчивая система естественно-научных взглядов и освоен алгоритм критического восприятия информации. Это и является актуальностью данной работы.
Необходимость развития критическое мышления при обучении в школе, в том числе и на занятиях по физике, не вызывает сомнения. При изучении физике обучающиеся знакомятся с физическими явлениями, осваивают методы научного познания природы, вследствие чего происходит формирование естественно - научной картины мира. Процесс содержательного освоения физики неразрывно связан с развитием познавательного интереса, творческих способностей, готовности самостоятельного приобретения новых знаний, а также готовности критически относится к полученной информации, что возможно при наличие развитого критического мышления. Именно убежденность в познаваемости окружающего мира указывает на необходимость логического обоснования любой теории и ее рационального критицизма.
Критическое мышление можно целенаправленно развивать и формировать на занятиях по физике, то есть создать специальные условия для этого развития, использовать наиболее эффективные средства, которые позволят ученику освоить методы и приемы рационального мышления, сформировать потребность к мыслительной деятельности и т.д. К таким условиям можно отнести: включение элементов занимательности в процесс обучения физике, игровые технологии, а также задач с интересным содержанием (в том числе ситуативные).
Анализ литературы показал, что имеется некоторый дефицит в методических разработках, направленных на развитие критического мышления на занятиях по физике. Таким образом имеется противоречие: между потребностью в развитии критического мышления и недостаточно разработанными методическими рекомендациями, направленными на развитие критического мышления. Данное противоречие позволило выделить проблему нашего исследования: отсутствие системы заданий ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления.
Целью выпускной квалификационной работы является создание системы ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления при обучении физике в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования: организация обучения физике с использованием ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления.
Гипотеза: использование ситуационных задач по физике является
эффективным средством для развития критического мышления.
Для достижения данной цели выделены следующие задачи:
1) Проанализировать понятие «критическое мышление» в методической и психолого-педагогической литературе;
2) Выделить условия развития критического мышления при обучении физике в основной школе;
3) Изучить организационные условия применения ситуационных задач при обучении физике;
4) Разработать систему ситуационных задач по физике в основной школе, направленных на развитие критического мышления;
ситуационных задач по физике с целью развития критического мышления.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - наблюдение и анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики развития исследовательских умений при организации проектной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования: состоит в разработке системы ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления при обучении физике в основной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе прохождения автором педагогической интернатуры на базе МАОУ «Гимназии № 4» г. Красноярск с февраля 2019 г. по март 2020 г.
Результаты исследования по теме ВКР были представлены на XXI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», тема доклада: «Решение ситуационных задач по физике как средство развития критического мышления» (от 22 мая 2020 года, г. Красноярск).
Информационные технологии позволяют получать и обрабатывать информацию, но не решают проблемы её критического восприятия. Таким образом, нередко человек просто дезориентирован в информационном потоке. Чаще всего это связано с относительно низким уровнем развития критического мышления, когда очень сложно выделить рациональное зерно в тех или иных суждениях, определить их степень правдивости, истинности, справедливости, а для этого должна быть сформирована достаточно устойчивая система естественно-научных взглядов и освоен алгоритм критического восприятия информации. Это и является актуальностью данной работы.
Необходимость развития критическое мышления при обучении в школе, в том числе и на занятиях по физике, не вызывает сомнения. При изучении физике обучающиеся знакомятся с физическими явлениями, осваивают методы научного познания природы, вследствие чего происходит формирование естественно - научной картины мира. Процесс содержательного освоения физики неразрывно связан с развитием познавательного интереса, творческих способностей, готовности самостоятельного приобретения новых знаний, а также готовности критически относится к полученной информации, что возможно при наличие развитого критического мышления. Именно убежденность в познаваемости окружающего мира указывает на необходимость логического обоснования любой теории и ее рационального критицизма.
Критическое мышление можно целенаправленно развивать и формировать на занятиях по физике, то есть создать специальные условия для этого развития, использовать наиболее эффективные средства, которые позволят ученику освоить методы и приемы рационального мышления, сформировать потребность к мыслительной деятельности и т.д. К таким условиям можно отнести: включение элементов занимательности в процесс обучения физике, игровые технологии, а также задач с интересным содержанием (в том числе ситуативные).
Анализ литературы показал, что имеется некоторый дефицит в методических разработках, направленных на развитие критического мышления на занятиях по физике. Таким образом имеется противоречие: между потребностью в развитии критического мышления и недостаточно разработанными методическими рекомендациями, направленными на развитие критического мышления. Данное противоречие позволило выделить проблему нашего исследования: отсутствие системы заданий ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления.
Целью выпускной квалификационной работы является создание системы ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления при обучении физике в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования: организация обучения физике с использованием ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления.
Гипотеза: использование ситуационных задач по физике является
эффективным средством для развития критического мышления.
Для достижения данной цели выделены следующие задачи:
1) Проанализировать понятие «критическое мышление» в методической и психолого-педагогической литературе;
2) Выделить условия развития критического мышления при обучении физике в основной школе;
3) Изучить организационные условия применения ситуационных задач при обучении физике;
4) Разработать систему ситуационных задач по физике в основной школе, направленных на развитие критического мышления;
ситуационных задач по физике с целью развития критического мышления.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - наблюдение и анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики развития исследовательских умений при организации проектной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования: состоит в разработке системы ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления при обучении физике в основной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе прохождения автором педагогической интернатуры на базе МАОУ «Гимназии № 4» г. Красноярск с февраля 2019 г. по март 2020 г.
Результаты исследования по теме ВКР были представлены на XXI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», тема доклада: «Решение ситуационных задач по физике как средство развития критического мышления» (от 22 мая 2020 года, г. Красноярск).
Проблема развития критического мышления становится только актуальнее в современном мире. Поэтому решение данного вопроса предполагает более детального изучения.
Результаты исследования могут быть использованы не только с целью развития критического мышления, но и с целью повышения эффективности обучения физике в условиях ФГОС.
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный
характер. Предложенная в настоящем исследовании система ситуационных задач, направленных на повышение уровня развития критического мышления обучающихся, обеспечивает повышение уровня общей успеваемости учащихся по физике в целом, что усиливает познавательный интерес у учеников при обучении физике. Экспериментально доказана эффективность использования предложенной системы заданий. Таким образом, поставленные в начале исследования цель и задачи достигнуты.
По итогам выполненного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Развитие критического мышления - сложный и многоаспектный процесс,
требующий: а) углубленного изучения понятия «критическое
мышление» с позиции конкретизации умственных действий и
установления их с предметным содержанием; б) тщательно продуманного системного подхода к организации умственной
деятельности учащихся при обучении физике, направленной на развитие критического мышления.
2) Экспериментально доказана эффективность разработанной системы ситуационных заданий на предмет развития критического мышления у обучающихся основной школы при обучении физике, с учетом разработанных методических рекомендаций.
Педагогический эксперимент подтвердил гипотезу, а именно то, что использование ситуационных задач по физике является эффективным средством для развития критического мышления.
Проведенное исследование позволяет выделить перспективное направление в разработке проблемы развития критического мышления при обучении физике: изучение влияния уровня сформированности исследовательских умений, учащихся на процесс развития критического мышления.
Результаты исследования могут быть использованы не только с целью развития критического мышления, но и с целью повышения эффективности обучения физике в условиях ФГОС.
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный
характер. Предложенная в настоящем исследовании система ситуационных задач, направленных на повышение уровня развития критического мышления обучающихся, обеспечивает повышение уровня общей успеваемости учащихся по физике в целом, что усиливает познавательный интерес у учеников при обучении физике. Экспериментально доказана эффективность использования предложенной системы заданий. Таким образом, поставленные в начале исследования цель и задачи достигнуты.
По итогам выполненного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Развитие критического мышления - сложный и многоаспектный процесс,
требующий: а) углубленного изучения понятия «критическое
мышление» с позиции конкретизации умственных действий и
установления их с предметным содержанием; б) тщательно продуманного системного подхода к организации умственной
деятельности учащихся при обучении физике, направленной на развитие критического мышления.
2) Экспериментально доказана эффективность разработанной системы ситуационных заданий на предмет развития критического мышления у обучающихся основной школы при обучении физике, с учетом разработанных методических рекомендаций.
Педагогический эксперимент подтвердил гипотезу, а именно то, что использование ситуационных задач по физике является эффективным средством для развития критического мышления.
Проведенное исследование позволяет выделить перспективное направление в разработке проблемы развития критического мышления при обучении физике: изучение влияния уровня сформированности исследовательских умений, учащихся на процесс развития критического мышления.
Подобные работы
- Развитие универсальных учебных действий обучающихся основной школы на основе ситуационных задач по физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
НА ОСНОВЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - Реализация активных методов обучения при обеспечении достижения образовательных результатов в курсе математики основной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Развитие частного школьного образования в Китае
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Специфика применения кейс-метода на уроках обществознания (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 11 КЛАССЕ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АФРИКА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024





