Готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 6
1.1. Готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с
инвалидностью как социально-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей
детей с инвалидностью 12
1.3. Социально-педагогические условия формирования готовности к
реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 16
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Организация исследования особенностей готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 23
2.1. Программа диагностики готовности к реабилитационной деятельности
родителей детей с инвалидностью 23
2.2. Исследование особенностей готовности к реабилитационной
деятельности родителей детей с инвалидностью 26
2.3. Программа формирования готовности к реабилитационной деятельности
родителей детей с инвалидностью 36
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 56
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 6
1.1. Готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с
инвалидностью как социально-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей
детей с инвалидностью 12
1.3. Социально-педагогические условия формирования готовности к
реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 16
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Организация исследования особенностей готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 23
2.1. Программа диагностики готовности к реабилитационной деятельности
родителей детей с инвалидностью 23
2.2. Исследование особенностей готовности к реабилитационной
деятельности родителей детей с инвалидностью 26
2.3. Программа формирования готовности к реабилитационной деятельности
родителей детей с инвалидностью 36
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 56
Приложение
Актуальность исследования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью продиктована стойкой тенденцией к увеличению их числа. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось с 651 тысячи человек в 2018 году до 729 тысяч человек в 2022 году и составило около 2% детского населения. В структуре причин инвалидности у детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами, наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы [43].
В 2016 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [33], а также план по ее реализации [34]. В Концепции важный акцент делается на семье ребенка, поскольку отечественная и зарубежная практика реабилитации детей с особенностями в развитии доказывает, что лучшие результаты достигаются при активном участии родителей, семьи с ее огромным внутренним потенциалом в процессе реабилитации ребенка.
Воспитание ребенка с особенностями в развитии определяет необходимость выполнения семьей таких функций, как реабилитационная, корректирующая, экспертная, смысл которых состоит в том, чтобы создать дополненный ресурс, способный компенсировать особенности развития ребенка, связанные с состоянием его здоровья, и тем самым сбалансировать его взаимодействие с социальной средой. В современном обществе актуализируется потребность в том, чтобы родитель сам научился быть профессионально ориентированным в взаимодействии со своим ребенком, мог занять активную субъектную позицию в реабилитации ребенка. Включение родителей реабилитационный процесс имеет колоссальное значение, так как необходимо им показать перспективы развития ребенка, вселить оптимизм, научить правильному взаимодействию с ребенком.
В связи со сказанным выше актуализируется вопрос формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью. Противоречие между потребностью в научно обоснованных представлениях о феномене готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью и отсутствием современных исследований в данном направлении позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, в соответствии с которой были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Предмет исследования: особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Цель исследования: исследовать и охарактеризовать особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) разработать программу диагностики готовности к
реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, организовать и провести исследование,
3) проанализировать и интерпретировать результаты исследования;
4) теоретически обосновать и разработать программу формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью характеризуется низким уровнем сформированности ее компонентов, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье.
Для достижения поставленной цели использованы методы:
1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы: тестирование, метод письменного опроса;
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Базой исследования выступило Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». В исследовании принимали участие 10 семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, посещающих Службу ранней помощи.
Практическая значимость исследования: разработана программа диагностики готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, а также программа формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью могут быть рекомендованы к использованию в деятельности реабилитолога в социальной сфере.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве 55 источников) и 2 приложений. Текст работы изложен на 65 страницах, проиллюстрирован 11 диаграммами, включает 4 таблицы.
В 2016 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [33], а также план по ее реализации [34]. В Концепции важный акцент делается на семье ребенка, поскольку отечественная и зарубежная практика реабилитации детей с особенностями в развитии доказывает, что лучшие результаты достигаются при активном участии родителей, семьи с ее огромным внутренним потенциалом в процессе реабилитации ребенка.
Воспитание ребенка с особенностями в развитии определяет необходимость выполнения семьей таких функций, как реабилитационная, корректирующая, экспертная, смысл которых состоит в том, чтобы создать дополненный ресурс, способный компенсировать особенности развития ребенка, связанные с состоянием его здоровья, и тем самым сбалансировать его взаимодействие с социальной средой. В современном обществе актуализируется потребность в том, чтобы родитель сам научился быть профессионально ориентированным в взаимодействии со своим ребенком, мог занять активную субъектную позицию в реабилитации ребенка. Включение родителей реабилитационный процесс имеет колоссальное значение, так как необходимо им показать перспективы развития ребенка, вселить оптимизм, научить правильному взаимодействию с ребенком.
В связи со сказанным выше актуализируется вопрос формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью. Противоречие между потребностью в научно обоснованных представлениях о феномене готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью и отсутствием современных исследований в данном направлении позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, в соответствии с которой были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Предмет исследования: особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Цель исследования: исследовать и охарактеризовать особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) разработать программу диагностики готовности к
реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, организовать и провести исследование,
3) проанализировать и интерпретировать результаты исследования;
4) теоретически обосновать и разработать программу формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью характеризуется низким уровнем сформированности ее компонентов, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье.
Для достижения поставленной цели использованы методы:
1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы: тестирование, метод письменного опроса;
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Базой исследования выступило Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». В исследовании принимали участие 10 семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, посещающих Службу ранней помощи.
Практическая значимость исследования: разработана программа диагностики готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, а также программа формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью могут быть рекомендованы к использованию в деятельности реабилитолога в социальной сфере.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве 55 источников) и 2 приложений. Текст работы изложен на 65 страницах, проиллюстрирован 11 диаграммами, включает 4 таблицы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Для решения первой задачи нашего исследования была изучена и проанализирована психологическая и социально-педагогическая литература по теме исследования. Сделан вывод о том, что готовность к реабилитационной деятельности представляет собой готовность к родительству и родительскую самоидентификацию, воспроизводство родительских воспитательных траекторий; вовлеченность в воспитание детей, применение воспитательных стратегий, способствующих эффективному развитию детей и самой личности; адаптационные резервы личности, способность развиваться в меняющихся социокультурных условиях, вариативности моделей современной семьи; сотрудничество во специалистами по вопросам воспитания и развития ребенка.
Проанализировав особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, мы выделили следующие специфические черты: низкий уровень сформированности компонентов готовности, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье. Мы установили, что родителям детей с инвалидностью свойственны такие социально-личностные характеристики и состояния, как нервно-психическое напряжение, раздражение, неудовлетворенность, горечь, страх; характерно нарушение супружеских взаимоотношений, их дисгармония, либо разрушение и распад семьи; характерна ресоциализация семьи, связанная со снижением ее социального статуса, материальной обеспеченности, субъективным стремлением родителей к ограничению социальных контактов, к самоизоляции по причине появления ребенка с особенностями развития.
Изучив социально-педагогические условия формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, мы определили, что ведущая роль в формировании готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, принадлежит службе ранней помощи. Социально¬педагогические условия формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, представляют собой системную деятельность специалистов, направленную на создание благоприятных условий для повышения степени включения семьи в процесс социализации и интеграции ребенка. Эффективными формами работы выступают: консультирование, беседа, лекции, практические занятия, тренинги.
Для решения второй задачи нашего исследования мы разработали программу диагностики готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью. Для диагностики были выделены и охарактеризованы компоненты готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, сформулированные Н.А. Гилязитдиновой: «Представления родителей об актуальных потребностях ребенка», «Используемые приемы воспитания», «Критичность к собственной родительской компетентности», «Открытость к сотрудничеству». В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого. Выбор данных методик для исследования продиктован тем фактом, что шкалы, изучаемые в них, отражают составляющие готовности к реабилитационной деятельности. В исследовании приняли участие 10 семей, воспитывающих ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет) с инвалидностью, посещающих в настоящее время КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга».
Для решения третьей задачи нашего исследования мы провели анализ и интерпретировали результаты исследования. Анализ шкал, изучаемых в методиках «Тест-опросник родительского отношения» и «Анализ семейных взаимоотношений», и их соотношение с составляющими готовности к реабилитационной деятельности родителей, показал, что для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с инвалидностью, характерен низкий уровень готовности к реабилитационной деятельности, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье.
У родителей, воспитывающих детей раннего возраста с инвалидностью, преобладающим является низкий уровень готовности к реабилитационной деятельности. В семьях в большой степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения. Преобладающими типами родительского отношения являются: эмоциональное отвержение ребенка, психологическая дистанция между родителями и детьми, отсутствие контроля со стороны родителей. Родители неправильно оценивают потребности и возможности ребенка в заботе о себе, самоконтроле, не выбирают воспитательные действия, не всегда удовлетворяют базовые и жизненные потребности ребенка, негативно оценивают потребности и возможности ребенка (компонент «Представления об актуальных потребностях ребенка»).
Преобладающими типами воспитания являются эмоциональное отвержение и гипопротекция, применение таких приемов воспитания, как ущемление в базовых потребностях, унижения, запугивания, насмешки (компонент «Используемые приемы воспитания»). В семьях наблюдается игнорирование потребностей ребенка, препятствующее эффективному развитию и социализации ребенка, его полноценному включению в образовательную среду и интеграцию в общество. У родителей нет критики своего поведения нет, они считают свою родительскую позицию единственно правильной, не считают необходимым повышать родительскую компетентность (компонент «Критичность к собственной родительской компетентности»), не идут на сотрудничество, считают это излишним, проявляют агрессию (компонент «Открытость к сотрудничеству»).
Для решения четвертой задачи нашего исследования мы разработали Программу формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, включающая пять разделов. Диагностический раздел включает в себя проведение диагностики с целью оценки уровня психомоторного развития ребенка раннего возраста и психолого-педагогической компетентности родителя.
Консультативный раздел направлен ознакомление родителей с результатами диагностики, пополнение багажа психологических знаний. Мероприятия для родителей: «Служба ранней помощи» (родительское собрание); «Безусловное принятие ребенка» (занятие с элементами тренинга); «Способ активного слушания» (занятие с элементами тренинга); «Как подготовить ребенка к детскому саду?» (семинар-практикум).
Коррекционно-развивающий раздел состоит из занятий, которые проводятся специалистом с детьми в присутствии родителей и направлены на формирование сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, игровой «цепочки действий», развитие мелкой моторики, речи, сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, телесно-ориентированного контакта, движений, моторики, игры.
Просветительский раздел состоит из 10 занятий, которые проводятся специалистом с родителями, направленных на снижение уровня тревожности, снятие напряженности, формирование личного отношения к жизни, к конкретной ситуации, избавление от негативных эмоций, развитие навыков, способствующих положительному восприятию реальности.
На аналитико-диагностическом этапе проводится повторная диагностика.
Таким образом, предлагаемая программа направлена на формирование готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, а именно, готовности к родительству, воспроизводству родительских воспитательных траекторий, вовлеченности в воспитание детей, применению воспитательных стратегий, способствующих эффективному развитию личности ребенка. На основании проделанной методической работы предлагаемая программа может быть внедрена в деятельность учреждений, работающих с родителями детей с инвалидностью.
Исходя из изложенного выше, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Для решения первой задачи нашего исследования была изучена и проанализирована психологическая и социально-педагогическая литература по теме исследования. Сделан вывод о том, что готовность к реабилитационной деятельности представляет собой готовность к родительству и родительскую самоидентификацию, воспроизводство родительских воспитательных траекторий; вовлеченность в воспитание детей, применение воспитательных стратегий, способствующих эффективному развитию детей и самой личности; адаптационные резервы личности, способность развиваться в меняющихся социокультурных условиях, вариативности моделей современной семьи; сотрудничество во специалистами по вопросам воспитания и развития ребенка.
Проанализировав особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, мы выделили следующие специфические черты: низкий уровень сформированности компонентов готовности, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье. Мы установили, что родителям детей с инвалидностью свойственны такие социально-личностные характеристики и состояния, как нервно-психическое напряжение, раздражение, неудовлетворенность, горечь, страх; характерно нарушение супружеских взаимоотношений, их дисгармония, либо разрушение и распад семьи; характерна ресоциализация семьи, связанная со снижением ее социального статуса, материальной обеспеченности, субъективным стремлением родителей к ограничению социальных контактов, к самоизоляции по причине появления ребенка с особенностями развития.
Изучив социально-педагогические условия формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, мы определили, что ведущая роль в формировании готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, принадлежит службе ранней помощи. Социально¬педагогические условия формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, представляют собой системную деятельность специалистов, направленную на создание благоприятных условий для повышения степени включения семьи в процесс социализации и интеграции ребенка. Эффективными формами работы выступают: консультирование, беседа, лекции, практические занятия, тренинги.
Для решения второй задачи нашего исследования мы разработали программу диагностики готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью. Для диагностики были выделены и охарактеризованы компоненты готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, сформулированные Н.А. Гилязитдиновой: «Представления родителей об актуальных потребностях ребенка», «Используемые приемы воспитания», «Критичность к собственной родительской компетентности», «Открытость к сотрудничеству». В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого. Выбор данных методик для исследования продиктован тем фактом, что шкалы, изучаемые в них, отражают составляющие готовности к реабилитационной деятельности. В исследовании приняли участие 10 семей, воспитывающих ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет) с инвалидностью, посещающих в настоящее время КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга».
Для решения третьей задачи нашего исследования мы провели анализ и интерпретировали результаты исследования. Анализ шкал, изучаемых в методиках «Тест-опросник родительского отношения» и «Анализ семейных взаимоотношений», и их соотношение с составляющими готовности к реабилитационной деятельности родителей, показал, что для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с инвалидностью, характерен низкий уровень готовности к реабилитационной деятельности, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье.
У родителей, воспитывающих детей раннего возраста с инвалидностью, преобладающим является низкий уровень готовности к реабилитационной деятельности. В семьях в большой степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения. Преобладающими типами родительского отношения являются: эмоциональное отвержение ребенка, психологическая дистанция между родителями и детьми, отсутствие контроля со стороны родителей. Родители неправильно оценивают потребности и возможности ребенка в заботе о себе, самоконтроле, не выбирают воспитательные действия, не всегда удовлетворяют базовые и жизненные потребности ребенка, негативно оценивают потребности и возможности ребенка (компонент «Представления об актуальных потребностях ребенка»).
Преобладающими типами воспитания являются эмоциональное отвержение и гипопротекция, применение таких приемов воспитания, как ущемление в базовых потребностях, унижения, запугивания, насмешки (компонент «Используемые приемы воспитания»). В семьях наблюдается игнорирование потребностей ребенка, препятствующее эффективному развитию и социализации ребенка, его полноценному включению в образовательную среду и интеграцию в общество. У родителей нет критики своего поведения нет, они считают свою родительскую позицию единственно правильной, не считают необходимым повышать родительскую компетентность (компонент «Критичность к собственной родительской компетентности»), не идут на сотрудничество, считают это излишним, проявляют агрессию (компонент «Открытость к сотрудничеству»).
Для решения четвертой задачи нашего исследования мы разработали Программу формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, включающая пять разделов. Диагностический раздел включает в себя проведение диагностики с целью оценки уровня психомоторного развития ребенка раннего возраста и психолого-педагогической компетентности родителя.
Консультативный раздел направлен ознакомление родителей с результатами диагностики, пополнение багажа психологических знаний. Мероприятия для родителей: «Служба ранней помощи» (родительское собрание); «Безусловное принятие ребенка» (занятие с элементами тренинга); «Способ активного слушания» (занятие с элементами тренинга); «Как подготовить ребенка к детскому саду?» (семинар-практикум).
Коррекционно-развивающий раздел состоит из занятий, которые проводятся специалистом с детьми в присутствии родителей и направлены на формирование сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, игровой «цепочки действий», развитие мелкой моторики, речи, сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, телесно-ориентированного контакта, движений, моторики, игры.
Просветительский раздел состоит из 10 занятий, которые проводятся специалистом с родителями, направленных на снижение уровня тревожности, снятие напряженности, формирование личного отношения к жизни, к конкретной ситуации, избавление от негативных эмоций, развитие навыков, способствующих положительному восприятию реальности.
На аналитико-диагностическом этапе проводится повторная диагностика.
Таким образом, предлагаемая программа направлена на формирование готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, а именно, готовности к родительству, воспроизводству родительских воспитательных траекторий, вовлеченности в воспитание детей, применению воспитательных стратегий, способствующих эффективному развитию личности ребенка. На основании проделанной методической работы предлагаемая программа может быть внедрена в деятельность учреждений, работающих с родителями детей с инвалидностью.
Исходя из изложенного выше, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Оценка сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся с ограниченными
возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Иппотерапия как инновационная технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие логопеда и родителей старших дошкольников с церебральным параличом в процессе коррекции нарушений речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Организация социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Московский областной гуманитарно-социальный колледж)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Особенности социализации и адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью в дошкольных учреждениях в условиях сельской местности (на материалах Каргасокского района)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



