Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 6
1.1. Готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с
инвалидностью как социально-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей
детей с инвалидностью 12
1.3. Социально-педагогические условия формирования готовности к
реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 16
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Организация исследования особенностей готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью 23
2.1. Программа диагностики готовности к реабилитационной деятельности
родителей детей с инвалидностью 23
2.2. Исследование особенностей готовности к реабилитационной
деятельности родителей детей с инвалидностью 26
2.3. Программа формирования готовности к реабилитационной деятельности
родителей детей с инвалидностью 36
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 56
Приложение
Актуальность исследования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью продиктована стойкой тенденцией к увеличению их числа. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось с 651 тысячи человек в 2018 году до 729 тысяч человек в 2022 году и составило около 2% детского населения. В структуре причин инвалидности у детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами, наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы [43].
В 2016 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [33], а также план по ее реализации [34]. В Концепции важный акцент делается на семье ребенка, поскольку отечественная и зарубежная практика реабилитации детей с особенностями в развитии доказывает, что лучшие результаты достигаются при активном участии родителей, семьи с ее огромным внутренним потенциалом в процессе реабилитации ребенка.
Воспитание ребенка с особенностями в развитии определяет необходимость выполнения семьей таких функций, как реабилитационная, корректирующая, экспертная, смысл которых состоит в том, чтобы создать дополненный ресурс, способный компенсировать особенности развития ребенка, связанные с состоянием его здоровья, и тем самым сбалансировать его взаимодействие с социальной средой. В современном обществе актуализируется потребность в том, чтобы родитель сам научился быть профессионально ориентированным в взаимодействии со своим ребенком, мог занять активную субъектную позицию в реабилитации ребенка. Включение родителей реабилитационный процесс имеет колоссальное значение, так как необходимо им показать перспективы развития ребенка, вселить оптимизм, научить правильному взаимодействию с ребенком.
В связи со сказанным выше актуализируется вопрос формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью. Противоречие между потребностью в научно обоснованных представлениях о феномене готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью и отсутствием современных исследований в данном направлении позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью?
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, в соответствии с которой были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Предмет исследования: особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Цель исследования: исследовать и охарактеризовать особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по теме исследования;
2) разработать программу диагностики готовности к
реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, организовать и провести исследование,
3) проанализировать и интерпретировать результаты исследования;
4) теоретически обосновать и разработать программу формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что готовность к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью характеризуется низким уровнем сформированности ее компонентов, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье.
Для достижения поставленной цели использованы методы:
1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы: тестирование, метод письменного опроса;
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Базой исследования выступило Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». В исследовании принимали участие 10 семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, посещающих Службу ранней помощи.
Практическая значимость исследования: разработана программа диагностики готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, а также программа формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью могут быть рекомендованы к использованию в деятельности реабилитолога в социальной сфере.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (в количестве 55 источников) и 2 приложений. Текст работы изложен на 65 страницах, проиллюстрирован 11 диаграммами, включает 4 таблицы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Для решения первой задачи нашего исследования была изучена и проанализирована психологическая и социально-педагогическая литература по теме исследования. Сделан вывод о том, что готовность к реабилитационной деятельности представляет собой готовность к родительству и родительскую самоидентификацию, воспроизводство родительских воспитательных траекторий; вовлеченность в воспитание детей, применение воспитательных стратегий, способствующих эффективному развитию детей и самой личности; адаптационные резервы личности, способность развиваться в меняющихся социокультурных условиях, вариативности моделей современной семьи; сотрудничество во специалистами по вопросам воспитания и развития ребенка.
Проанализировав особенности готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, мы выделили следующие специфические черты: низкий уровень сформированности компонентов готовности, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье. Мы установили, что родителям детей с инвалидностью свойственны такие социально-личностные характеристики и состояния, как нервно-психическое напряжение, раздражение, неудовлетворенность, горечь, страх; характерно нарушение супружеских взаимоотношений, их дисгармония, либо разрушение и распад семьи; характерна ресоциализация семьи, связанная со снижением ее социального статуса, материальной обеспеченности, субъективным стремлением родителей к ограничению социальных контактов, к самоизоляции по причине появления ребенка с особенностями развития.
Изучив социально-педагогические условия формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, мы определили, что ведущая роль в формировании готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, принадлежит службе ранней помощи. Социально¬педагогические условия формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, представляют собой системную деятельность специалистов, направленную на создание благоприятных условий для повышения степени включения семьи в процесс социализации и интеграции ребенка. Эффективными формами работы выступают: консультирование, беседа, лекции, практические занятия, тренинги.
Для решения второй задачи нашего исследования мы разработали программу диагностики готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью. Для диагностики были выделены и охарактеризованы компоненты готовности к реабилитационной деятельности родителей детей с инвалидностью, сформулированные Н.А. Гилязитдиновой: «Представления родителей об актуальных потребностях ребенка», «Используемые приемы воспитания», «Критичность к собственной родительской компетентности», «Открытость к сотрудничеству». В соответствии с целью и задачами проводимого исследования использовались следующие методики: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого. Выбор данных методик для исследования продиктован тем фактом, что шкалы, изучаемые в них, отражают составляющие готовности к реабилитационной деятельности. В исследовании приняли участие 10 семей, воспитывающих ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет) с инвалидностью, посещающих в настоящее время КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга».
Для решения третьей задачи нашего исследования мы провели анализ и интерпретировали результаты исследования. Анализ шкал, изучаемых в методиках «Тест-опросник родительского отношения» и «Анализ семейных взаимоотношений», и их соотношение с составляющими готовности к реабилитационной деятельности родителей, показал, что для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с инвалидностью, характерен низкий уровень готовности к реабилитационной деятельности, что обусловлено преобладанием неэффективного типа родительского отношения и негармоничного типа воспитания в семье.
У родителей, воспитывающих детей раннего возраста с инвалидностью, преобладающим является низкий уровень готовности к реабилитационной деятельности. В семьях в большой степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения. Преобладающими типами родительского отношения являются: эмоциональное отвержение ребенка, психологическая дистанция между родителями и детьми, отсутствие контроля со стороны родителей. Родители неправильно оценивают потребности и возможности ребенка в заботе о себе, самоконтроле, не выбирают воспитательные действия, не всегда удовлетворяют базовые и жизненные потребности ребенка, негативно оценивают потребности и возможности ребенка (компонент «Представления об актуальных потребностях ребенка»).
Преобладающими типами воспитания являются эмоциональное отвержение и гипопротекция, применение таких приемов воспитания, как ущемление в базовых потребностях, унижения, запугивания, насмешки (компонент «Используемые приемы воспитания»). В семьях наблюдается игнорирование потребностей ребенка, препятствующее эффективному развитию и социализации ребенка, его полноценному включению в образовательную среду и интеграцию в общество. У родителей нет критики своего поведения нет, они считают свою родительскую позицию единственно правильной, не считают необходимым повышать родительскую компетентность (компонент «Критичность к собственной родительской компетентности»), не идут на сотрудничество, считают это излишним, проявляют агрессию (компонент «Открытость к сотрудничеству»).
Для решения четвертой задачи нашего исследования мы разработали Программу формирования готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, включающая пять разделов. Диагностический раздел включает в себя проведение диагностики с целью оценки уровня психомоторного развития ребенка раннего возраста и психолого-педагогической компетентности родителя.
Консультативный раздел направлен ознакомление родителей с результатами диагностики, пополнение багажа психологических знаний. Мероприятия для родителей: «Служба ранней помощи» (родительское собрание); «Безусловное принятие ребенка» (занятие с элементами тренинга); «Способ активного слушания» (занятие с элементами тренинга); «Как подготовить ребенка к детскому саду?» (семинар-практикум).
Коррекционно-развивающий раздел состоит из занятий, которые проводятся специалистом с детьми в присутствии родителей и направлены на формирование сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, игровой «цепочки действий», развитие мелкой моторики, речи, сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, телесно-ориентированного контакта, движений, моторики, игры.
Просветительский раздел состоит из 10 занятий, которые проводятся специалистом с родителями, направленных на снижение уровня тревожности, снятие напряженности, формирование личного отношения к жизни, к конкретной ситуации, избавление от негативных эмоций, развитие навыков, способствующих положительному восприятию реальности.
На аналитико-диагностическом этапе проводится повторная диагностика.
Таким образом, предлагаемая программа направлена на формирование готовности к реабилитационной деятельности родителей, имеющих детей с инвалидностью, а именно, готовности к родительству, воспроизводству родительских воспитательных траекторий, вовлеченности в воспитание детей, применению воспитательных стратегий, способствующих эффективному развитию личности ребенка. На основании проделанной методической работы предлагаемая программа может быть внедрена в деятельность учреждений, работающих с родителями детей с инвалидностью.
Исходя из изложенного выше, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ОВЗ как одно из приоритетных направлений развития современной системы образования / Л. И. Аксенова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 6. - С. 19-24.
2. Антипина, Ю. М. Оказание услуги «ранняя помощь»: из опыта работы на базе консультационного центра в детском саду / Ю. М. Антипина,
A. В. Тихоблаженко, Е. А. Гаврилова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования : Материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Уфа, 15-16 апреля 2021 года. - Уфа: Государственное автономное учреждение Дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, 2021. - С. 94-98.
3. Афанасьева, В. Т. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ на базе служб ранней помощи /
B. Т. Афанасьева, С. С. Мартынова // Вестник науки. - 2021. - Т. 4. - № 10(43). - С. 14-25.
4. Афонькина, Ю. А. Реабилитационный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью: Коллективная монографии / Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. - 140 с. - ISBN: 978-5-4222-0402-1.
5. Баландина, Л. Л. Социально-психологические аспекты родительства в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Л. Баландина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2019. - № 2. - С. 37-45.
6. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. - Москва : Просвещение, 2008. - 121 с. - ISBN: 978-5-09-016587-7.
7. Банникова, М. С. Практическая подготовка специалистов для оказания ранней помощи семьям, имеющим детей со множественными нарушениями развития / М. С. Банникова, Е. В. Декина // Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей : Сборник материалов Всероссийской научно¬практической конференции (Тула, 19-20 мая 2021 года). - Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2021. - С. 262-266.
8. Батаева, Н. С. Реализация модели раннего сопровождения детей с
нарушениями развития и их родителей в Костромской области / Н. С. Батаева, С. В. Бойцова // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: Сборник статей I
Международной научно-практической конференции (Кострома, 22-23 апреля 2021 года). - Кострома : Костромской государственный университет, 2021. -
С. 345-348.
9. Бронников, В. А. Правовое регулирование ранней помощи в Пермском крае / В. А. Бронников, М. И. Григорьева, В. Ю. Серебрякова // Пермский юридический альманах. - 2021. - № 4. - С. 535-544.
10. Бурова, Н. И. Оказание помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, как педагогическая проблема / Н. И. Бурова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : Материалы XX Международной научно-практической конференции (Челябинск, 16 ноября 2021 года). - Москва-Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. - С. 217-221.
11. Бутко, Г. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в службе ранней помощи / Г. А. Бутко // Образование лиц с нарушением слуха: достижения и актуальные проблемы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 23 ноября 2018 года). - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. - С. 328-334.
12. Вдовина, М. В. Семья с ребенком-инвалидом: ресурсы ранней помощи (опыт социологического исследования) / М. В. Вдовина, Т. М. Мозговая // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 9. - С. 11-17.
13. Гилязитдинова, Н. А. Школа для родителей / Н. А. Гилязитдинова //https://disk.yandex.rU/d/4Fqr-Ii8glQLDA
14. Горина, Е. Ю. Планирование и оценка эффективности программы раннего вмешательства для семей, воспитывающих детей с нарушениями развития / Е. Ю. Горина, Ю. И. Коломенская, А. П. Лучникова // Специальное образование. - 2021. - № 4(64). - С. 112-133.
15. Григорова, Ю. А. Опыт межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи / Ю.А. Григорова, Е.Ф. Щукина // Технологии реабилитации: наука и практика: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 25-26 апреля 2018 г.). - Санкт- Петербург : ООО «Р-КОПИ», 2018. - С. 197-199.
16. Гудкова, З. Ю. Технология оказания услуг ранней помощи семьям / З. Ю. Гудкова // Социальное благополучие человека в современном мире: расширение возможностей : Сборник материалов XIII студенческой научно-практической конференции (Пермь, 09 июня 2021 года). - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. - С. 152-155.
17. Дергунова, А. И. Региональная система ранней помощи в Мурманской области: опыт и перспективы / А. И. Дергунова, Л. А. Корякина, Н. А. Соломатина // Детство, открытое миру : сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием (Омск, 23 марта 2021 года). - Омск: ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 2021. - С. 167-170.
18. Дугина, Е. А. Сопровождаемое родительство семей с детьми, имеющими атипичные особенности внешности / Е. А. Дугина, Е. С. Набойченко, И. А. Ходченко // Системная интеграция в здравоохранении. - 2021. - № 1(50). - С. 5-10.
19. Евдокимова, Е. Ю. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Евдокимова Екатерина Юрьевна ; Марийский государственный университет. - Йошкар-Ола, 2011. - 21 с.
20. Ермолаева, Е. Е. О ранней помощи детям и их семьям / Е. Е. Ермолаева, А. М. Казьмин, Р. Ж. Мухамедрахимов, Л. В. Самарина // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. - № 2. - С. 4-18.
21. Иванова, А. Ю. Специфика оказания ранней помощи детям
«группы риска» (на примере семей с родителями-инвалидами) / А. Ю. Иванова, Т. Г. Корякина // Культура родительства и семейные ценности в современном мире : сборник материалов Всероссийской научно¬
практической конференции, Краснодар, 17 ноября 2021 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. - С. 120-124.
22. Иневаткина, С.Е. Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна : специальность 19.00.10 «Коррекционная психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Иневаткина Светлана Евгеньевна ; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. - Москва, 2009. - 24 с.
23. Казьмин, А. М. Компетентностный подход в ранней помощи детям и их семьям / А. М. Казьмин // Клиническая и специальная психология. - 2021. - Т. 10. - № 2. - С. 221-238.
24. Кательсон, Т. А. Сопровождение детей младенческого возраста с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Кательсон // Раннее развитие
и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О. Г. Приходько, В. В.
Мануйлова, А. А. Гусейнова, А. С. Павлова. - Москва : Наука, 2016. - С. 108-113.
25. Коймова, Т. П. Построение коррекционно-развивающей программы в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / Т. П. Коймова, В. Е. Порвина, В. Е. Чайкина // Детство, открытое миру : сборник материалов XI Всероссийской научно¬практической конференции c международным участием, Омск, 23 марта 2021 года. - Омск: ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 2021. - С. 321-323.
26. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru
27. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания : учебно-методическое пособие / Е. А. Стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 126 с. - ISBN 978-5-16-014963-9.
28. Кудрина, Т.П. Преодоление трудностей в развитии общения матери и слепого младенца : специальность13.00.03 «Коррекционная педагогика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кудрина Татьяна Петровна ; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. - Москва, 2016. - 24 с.
29. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна : руководство для родителей / Л. Кумин ; пер. с англ. Н. С. Грозной. - 2-е изд., доп. - Москва : Даунсайд Ап, 2012. с. - ISBN 978-5-904828-06-6.
30. Лазуренко, С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям
раннего возраста с высоким риском нарушения психического развития в педиатрической практике : специальность13.00.03 «Коррекционная
педагогика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Лазуренко Светлана Борисовна ; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. - Москва, 2014. - 46с.
31. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И. Ю.Левченко, В. В. Ткачева. - Москва : Просвещение, 2008. - 239 с. - ISBN 978-5-09-016590-7
32. Ломоносова, О. В. О формировании правовых основ организации ранней помощи детям и их семьям / О. В. Ломоносова, О. Н. Владимирова, Е. М. Старобина // Реабилитация - XXI век: традиции и инновации : сборник статей II Национального конгресса с международным участием (г. Санкт- Петербург, 12-13 сентября 2018 г.). - Санкт-Петербург : Р-КОПИ, 2018. - С. 241-247.
33. Лорер, В. В. Мониторинг региональных систем ранней помощи в
Российской Федерации / В. В. Лорер, Е. М. Старобина, О. Н. Владимирова // Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста: сборник статей II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 6-8 ноября 2019 г.). - Санкт-Петербург : OOO
«ЦИАЦАН», 2019. - С. 13-18.
34. Маркова, Н. Ф. Диагностико-консультационное сопровождение детей с ОВЗ в центрах ранней помощи / Н. Ф. Маркова, К. Э. Заоева // Вопросы педагогики. - 2022. - № 2-1. - С. 197-200.
35. Масаева, З. В. Значимость оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / З. В. Масаева, Л. Ц. Кагермазова // Инклюзивное образование в эпоху постпандемии: новые нормы, форматы, стратегии : Материалы Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 01-15 декабря 2021 года). - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2022. - С. 234-237.
36. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов [Электронный ресурс] (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 25 декабря 2018 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
37. Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
38. О защите прав ребенка [Электронный ресурс] : Закон
Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 (ред. от 06.10.2022г.) //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
39. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2023г.) //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
40. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
41. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ (ред. от 05.12.2022г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
42. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
43. Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
44. Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 2723-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
45. Панасенкова, М. М. Раннее выявление и ранняя помощь детям с ОВЗ / М. М. Панасенкова, Е. А. Скорик // Академическая публицистика. - 2020. - № 12. - С. 406-415.
46. Пищаева, А. С. К вопросу о проблеме формирования родительства в семьях с детьми с ограниченными возможностями / А. С. Пищаева // Modern Science. - 2020. - № 10-2. - С. 484-487.
47. Попова, М. Л. Служба ранней помощи как психологическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ / М. Л. Попова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2020. - № 8. - С. 396-397.
48. Приходько, О. Г. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко. - М.: Парадигма, 2018. - 378 с. - ISBN: 978-5-4214-0062-2.
49. Разенкова, Ю. А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития / Ю. А. Разенкова. - Москва : Карапуз, 2011. - 144 с. - ISBN 978-5-904673-54-X.
50. Рощина, Г. О. Современные возможности и перспективы становления ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям в Ярославской области / Г. О. Рощина, Л. С. Русанова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : Сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции (Евпатория, 11-12 декабря 2020 года). - Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2021. - С. 138-142.
51. Старобина, Е. М. О результатах реализации концепции ранней помощи в Российской Федерации / Е. М. Старобина, В. В. Лорер, О. Н. Владимирова // Детская и подростковая реабилитация. - 2021. - № 1(44). - С. 15-21.
52. Тарабукина, А. В. Особенности процесса адаптации детей раннего возраста с ОВЗ к условиям службы ранней помощи / А. В. Тарабукина, Н. А. Абрамова // Современное образование: традиции и инновации. - 2020. - № 3. - С. 181-183.
53. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru
54. Фуряева, Т. В. Социальная реабилитация семьи с особым ребенком: психолого-педагогический аспект : учебно-методическое пособие / Т. В. Фуряева, Ю. Ю. Бочарова, Ю. А. Черкасова. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2010. - 208с.
55. Фуряева, Т. В. Социально-педагогическое сопровождение семьи с особым ребенком: антропологические смыслы / Т. В. Фуряева // Сибирский вестник специального образования. - 2011. - № 1(3). - С. 89-101.