ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Роль художественной литературы в развитии детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Особенности восприятия литературных произведений
дошкольниками 9
1.3. Характеристика театрализованной деятельности детей старшего
дошкольного возраста 13
1.4. Влияние театрализованной деятельности на восприятие и
понимание произведений художественной литературы дошкольниками 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Исследование особенностей восприятия, понимания и
интерпретации литературного произведения старшими
дошкольниками 26
2.2. Развитие восприятия, понимания и интерпретации литературных
произведений старшими дошкольниками в процессе театрализованной деятельности 32
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Приобщаясь к миру книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. Тексты художественных произведений формируют и развивают у дошкольника речевой навык, главным из которых является навык чтения и рассказывания.
Детская литература для ребёнка, основа для воспитания, как средство, где формируются нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывается эстетическое восприятие . К старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие художественного образа литературных произведений. При этом очень важно правильно донести до ребенка содержание произведения, средств художественной выразительности, обращения к эмоциональной жизни ребенка.
Отсюда следует важный для нашего исследования вывод, что восприятие ребенком информации получаемой из сообщений, идей, настроений, которые несет в себе художественное произведение, зависит от многих причин - общего развития личности ребенка, его ориентации в окружающей жизни, речевого развития, сформированности художественных способностей.
В связи с этим значимой становится задача: найти такую деятельность, которая поможет процессу восприятия дошкольниками художественной литературы. Такой деятельностью может стать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, ярких переживаний ребенка, приобщает его к нравственным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такому сравнению с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. Следовательно, подготовленность к театрализованной деятельности можно определить, как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит наполнение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются сами по себе, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Нужно отметить, что в настоящее время, в дошкольных учреждениях развивающие возможности театрализованной деятельности используется недостаточно .
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: обоснование использования театрализованной деятельности, в развитии восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста, как одного из показателей его литературного развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путём проверить эффективность использования театрализованной деятельности в развитии восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста.
Исходя из целей исследования, предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие театрализованной деятельности, основные характеристики и определить ее значение в развитии восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста;
- выявить особенности восприятия, понимания и интерпретации литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста;
- выделить и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие развитию восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности;
- подобрать диагностический инструментарий для изучения особенностей восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста;
- создать психолого-педагогические условия для развития восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Объект исследования: развитие восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
...
Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Генезис театрально-игровой деятельности состоит из трех этапов; восприятия литературного произведения, исполнения (как развития специальных умений) и творчества.
Разнообразные тексты, воспринимаемые на слух, постепенно усложняются по содержанию, структуре, жанровым особенностям. Восприятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познавательной, образной и эмоциональной сферы личности. От богатства литературного опыта ребенка, включающего объем литературных текстов, знакомых ему, зависит качество эстетического восприятия текста. Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной. События, возникающие в его воображении, связанные с сюжетом литературных произведений, он как бы воплощает в реальные образы. Эти положения позволяют считать театрализованную игру объектом педагогической деятельности, следовательно, изучать возможность ее использования в процессе восприятия литературного произведения.
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Усть-Кут, Иркутской области. В эксперименте приняли участие 16 детей подготовительной группы (экспериментальная группа) и столько же детей подготовительной группы (контрольная группа). Первичная диагностика уровня развития восприятия, понимания и интерпретации художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста исследовалась на материалах произведений рассказов Бианки В.В. («Сова», «Чьи эти ноги?», «Кто чем поет»), басен И.А. Крылова
(«Стрекоза и муравей», Ворона и лисица», «Лебедь, Рак и Щука») и сказки П.П. Ершова «Конек - Горбунок».
Группа набрала 282 балла из 432 возможных. Уровень выполнения составил 65%.
Положительным моментом был правильный ответ на конкретно - образное содержание произведений, что говорит, что дети знакомы с этими произведениями.
Исследование определило, что дети меньше всего знают о сказке П.П. Ершова. С появлением информационных компьютерных технологий в жизни ребенка, фольклор отошел на второй план. Дети недостаточно знают народные сказки, зато хорошо ориентируются в диснеевских мультфильмах про роботов и монстров. Не все родители уделяют должное внимание устному творчеству, а именно, авторским сказкам отечественных писателей. Если фольклорные произведения (русские народные сказки) известны многим воспитанникам, то авторские литературные сказки А.С.Пушкина, А.Ремизова, П.Ершова, К.Ушинского далеко не всем детям известны.
Дальнейшая работа была направлена на реализацию психологопедагогических условий развития театрализованной игровой деятельности и степень ее влияния на понимание дошкольниками художественного произведения.
В рамках формирующего эксперимента была разработана система театрально-игровых методов, включающая цикл игровых занятий с использованием театрализованных игр. Разработана система планирования различных видов деятельности с дошкольниками по формированию положительного отношения детей к театрализованным играм и углублению театрально-игрового опыта вне занятий.
Сопоставив результаты констатирующего и контрольного обследований, мы пришли к выводу, что после проведения формирующего эксперимента с использованием комплексного подхода у многих
дошкольников значительно улучшились показатели восприятия и понимания
46
литературного произведения. Группа набрала 492 баллов из 672 возможных. Уровень выполнения составил 73%.
Высокий уровень развития знаний о произведениях П.П. Ершова составляет у 31% детей (5 человека), средний уровень у 62 % воспитанников (10 детей) и низкий уровень был определен у 7 % детей (1 ребенок) данной группы.
...
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, №4. с. 24
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.: Академия, 2005. 576 с.
3. Алиева Т. И. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. 1996. № 5. С. 79 - 84.
4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.,
1. 195 с.
5. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1990. 123 с.
6. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми - девяти лет. М.: Просвещение, 1969. с. 167
7. Бородина В.А. Акмеологическая концепция чтения в непрерывном образовании // Школьная б-ка. 2004. № 8. С. 18-21.
8. Художественное творчество и ребёнок. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М., Педагогика, 1972. 286 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по возрастной психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. 375 с.
10. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Л., 1973. 29 с.
11. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
12. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. №2. 124 с.
13. Деркунская В. А. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:
Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс,
2. 192 с.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. 280 с.
15. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком дошкольником литературного произведения // Избр. псих.труды. М., 1986. Т.1., 259 с.
16. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. №4. 72 с.
... всего 34 источников