ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы исследования конфликтного поведения подростков 6
1.1 Сущность понятия «конфликтное поведение личности» 6
1.2 Особенности конфликтного поведения подростков 11
1.3 Психолого-педагогические условия развития конструктивного поведения
подростков 15
Выводы по главе 1 20
Глава II. Психолого-педагогическая работа по развитию конструктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы 21
2.1 Диагностика актуального условия развития конструктивного поведения
подростков 21
2.2 Организация психолого-педагогической работы по развитию конструктивного
поведения подростков в условиях общеобразовательной
школы 25
2.3 Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 30
Выводы по главе II 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемых источников 39
Приложения 42
Актуальность исследования. Проблема конфликтов в современном обществе является одной из самых актуальных. Поскольку каждый человек уникален - имеет свои достоинства и недостатки, положительные и отрицательные черты, свои интересы, избежать конфликтов очень сложно. И важным показателем развития личности является способность выстраивать конструктивные отношения с окружающими и эффективное разрешение спорных проблем.
На ранних этапах становления личности, в процессе включения ребенка в систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней, складываются характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях. И подростковый возраст является наиболее сложным и противоречивым, и потому наиболее конфликтным [15; с. 243].
Проблема подростковой конфликтности остается актуальной и значимой, как для системы образования, так и для родителей. Все чаще взрослые оказываются в безвыходном положении, так как не в состоянии изменить конфликтное и агрессивное поведение детей, которое происходит у них на глазах. На сегодняшний день учителя и родители нуждаются в психологических знаниях, чтобы быть компетентными в данном вопросе. Необходимо заранее знать каковы могут быть проявления асоциального поведения в подростковом возрасте, что позволило бы применить конкретные приемы воспитательной работы [17; с. 643].
Конфликтное поведение в подростковой среде выступает способом утверждения своей позиции, как в отношении со сверстниками, так и в отношении со взрослыми. И разрешение конфликтов для подросткового возраста порой становится важнее процесса обучения. Подростки демонстрируют однообразные стратегии поведения в конфликтах и не способны к адекватному поведению в конфликтной ситуации. Они часто выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть до отказа ходить в школу. Также существует опасность того, что конфликтное поведение может перерасти в агрессивное поведение, а затем и в девиантное, которое поддается коррекции значительно труднее.
Следовательно одним из условий развития личности подростка является профилактика конфликтного поведения в общеобразовательном учреждении. Именно в школе ребенок учится выстраивать взаимоотношения с окружающими. Формирование у подростков навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях становится важной педагогической задачей.
Такие ученые как Т.Ф Вишнякова, Т.В. Дрогунова, А.М. Прихожан занимались изучением конфликтов в подростковой среде. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности, разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене [19; с.16].
Противоречие между социально обусловленной необходимостью создания специальных психолого-педагогических условий для развития конструктивного поведения в конфликте подростков и их недостаточность в пространстве общеобразовательной школы позволило нам определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструктивного поведения в конфликте подростков?
В соответствии с проблемой были определены тема, объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза.
Объект исследования: процесс развития конфликтного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия по развитию
конфликтного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы. Цель исследования: определить результативность психолого-педагогических условий по развитию конструктивного поведения в конфликте подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование склонности к конфликтному поведению подростков в условиях общеобразовательной школы.
3. Теоретически обосновать и апробировать в практике общеобразовательной школы психолого-педагогические условия по развитию конструктивного поведения в конфликте подростков.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: развитию конструктивного поведения в конфликте подростков будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
- занятия с элементами тренинга, направленные на формирование представлений о сущности конфликта, стратегиях поведения в конфликте, выработку навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию, отработка умений и навыков конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
- включение подростков в деятельность по урегулированию конфликтов с использованием технологии медиации.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение научной литературы; эмпирические: методы констатирующего и формирующего эксперимента; методы обработки данных экспериментальной работы: качественный и количественный анализ полученных данных.
Базой исследования была выбрана МБОУ Березовской средняя общеобразовательная школа№1. В работе приняло участие 13 человек: из них 5 девочек и 8 мальчиков.
В ходе экспериментальной работы нами была проанализирована психологопедагогическая литература по теме исследования, были раскрыты такие понятия как: конфликт, конфликтная ситуация, конфликтное поведение, модели поведения в конфликте, психолого-педагогические условия, особенности конфликтного поведения подростков.
Также нами были изучены психологические особенности подросткового периода. К характерным особенностям подросткового возраста относится повышенная внушаемость, эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, желание самоутвердиться и стать взрослым. Спецификой протекания подросткового периода является конфликтность и повышенная агрессивность. Проблема подростковых конфликтов отличается наибольшей сложностью, так как подростки не могут самостоятельно их разрешать, что выражается в неконструктивных стратегиях конфликтного поведения.
Диагностика на выявления стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях и определения общего уровня агрессивности и конфликтности (К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной и Басса - Дарки), организованная на первом этапе экспериментальной работы позволила выяснить, что у подростков не сформированы навыки конструктивного поведения в конфликте, повышенный уровень конфликтности. Нами была поставлена цель - овладение подростками способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов, разработать и реализовать программу на развитие навыков управления конфликтом, за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте.
Через организацию совместной деятельности, занятия, направленные на сплочение коллектива, проигрывание конфликтных ситуаций и способов выхода из них, условия для открытого и доверительного общения, мы тем самым создавали психолого-педагогические условия которые поспособствовали положительной динамике. Замечено снижение проявление агрессии, подростки стали более открытыми и стали понимать для себя эффективность правильного выбора стратегии в конфликтной ситуации.
Полученные результаты позволили нам прийти к выводу о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы и представляют собой один из путей ее решения.