Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Работа №169417

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие мелкая моторика в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности развития мелкой моторики детей раннего возраста 12
1.3. Средства развития мелкой моторики детей раннего возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Выявление актуального уровня мелкой моторики детей раннего
возраста 36
2.2. Анализ результатов исследования 42
2.3. Организация работы по развитию мелкой моторики детей раннего
возраста 60
2.4. Оценка эффективности проделанной работы 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 89

В современном образовании в числе одной из важных проблем называется проблема подготовки детей к школе. Организация обучения и воспитания детей в дошкольной образовательной организации претерпевают значительные изменения, что связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования (ФГОС ДОО). Всё более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Одним из важных требований, предъявляемым к ним, является готовность к овладению письмом, что требует высокого уровня развития мелкой моторики.
У ребёнка не может сложиться всестороннее представление об окружающем мире без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве складываются именно с помощью тактильно - двигательного восприятия. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью особенностей формирования мелкой моторики в раннем возрасте и необходимостью разработки специальной программы по развитию мелкой моторики дошкольника. Проблема развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста всегда волновала педагогов и родителей. Развитие мелкой моторики выступает действенным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость совершенствования развития школьника, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие [20]. Под влиянием правильно организованной работы над развитием мелкой моторики совершенствуются познавательные процессы: дифференцируются восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение.
Анализ современной психолого-педагогической литературы, в частности, исследований М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия, показывает онтогенетическую взаимозависимость между развитием мелкой моторики и речевым развитием детей, в исследованиях указанных авторов отмечается оказание существенного влияния движения руки на развитие речевой функции.
В исследованиях М.М. Кольцовой рассматривается важность работы, направленной на изучение и совершенствование моторной сферы детей дошкольного возраста, автор указывает на относительную самостоятельность и лёгкую упражняемость моторной сферы, что предоставляет богатые возможности для развития и совершенствования мелкой моторики.
Несмотря на большой интерес к вопросам развития у детей раннего возраста мелкой моторики, проблема использования пальчиковых игр при проведении работы по данному направлению недостаточно исследована.
Объект исследования: процесс развития у детей раннего возраста мелкой моторики.
Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития у детей раннего возраста мелкой моторики.
Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы подобрать и апробировать пальчиковые игры, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что экспериментальная работа по развитию у детей раннего возраста мелкой моторики будет эффективной, если на занятиях использовать пальчиковые игры, способствующие:
- развитию координированности, точности, плавности движений пальцев и кистей рук;
- согласованности действий, выполняемых обеими руками.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Дать понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
3. Представить средства для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
4. Организовать работу по оценке актуального уровня и развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- наблюдение за детьми раннего возраста в процессе их свободной деятельности и на занятиях;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе МБДОУ «Детский сад №х г. Железногорска. Экспериментальная выборка составила 15 человек из числа детей раннего возраста, которые составили экспериментальную группу и 15 человек из числа детей раннего возраста, которые составили контрольную группу.
Структура работы соответствует логике исследования и определяется его целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В современной психолого-педагогической литературе под мелкой моторикой понимают двигательную деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. К навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин.
Можно выделить следующие этапы формирования мелкой моторики: хватательный рефлекс, локтево-ладонная хватка, радиально-ладонная хватка, хватка с помощью пальцев, щипающая хватка, верхняя хватка, хватка крест- накрест, хватка щетки, хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, противостояние большого пальца, скоординированные движения обеими руками.
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Основными показателями
сформированности мелкой моторики являются: хорошая скоординированность движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.
Нами была проведена экспериментальная работа на базе МБ ДОУ №Х г. Железногорска, в которой приняли участие 30 детей раннего возраста (2-3 года), которые составили экспериментальную и контрольную группы, по 15 человек в каждой. Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно.
На первом этапе работы был проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого был исследован уровень развития мелкой моторики детей раннего возраста. Были получены следующие результаты. 86,7% детей контрольной группы и 66,7% детей экспериментальной группы имеют низкий уровень развития мелкой моторики. 13,3% детей контрольной группы и 33,3% детей экспериментальной группы имеют средний уровень развития мелкой моторики. Детей, имеющих высокий уровень развития мелкой моторики ни в контрольной, ни в экспериментальной группе обнаружено не было. Был сделан вывод о том, что большинство детей раннего возраста имеют низкий уровень развития мелкой моторики, что привело к необходимости планирования и проведения работы на формирующем этапе исследования.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, необходимо использовать игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах: продуктивная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, прогулка, утренняя гимнастика, самообслуживание, работа с родителями.
Предлагаются разнообразные методические приемы: массаж рук, пальчиковые игры, составление из пальцев различных фигур, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые кинезиологические упражнения, игры и упражнения с мелкими предметами, собирание разрезных картинок, пазлов, игры и упражнения со шнурками, со счетными палочками, с мозаикой, с прищепками, с крупой, рисование и раскрашивание раскрасок, лепка, работа с бумагой, штриховка, графические упражнения, узоры из ниток, игры с лентами, аква гимнастика для пальчиков. Большое внимание важно уделить обогащению предметно-пространственной среды и работе с родителями.
На третьем этапе работы был проведён контрольный этап исследования с последующим сравнительным анализом результатов констатирующего и контрольного этапов.
В экспериментальной группе с 0% до 40% увеличилось количество детей раннего возраста с высоким уровнем развития мелкой моторики (рост составил 40%), с 33,3% до 46,7% повысилось число детей со средним уровнем развития мелкой моторики (рост 13,4%), с 66,7% до 13,3% уменьшилось количество детей раннего возраста с низким уровнем развития мелкой моторики (уменьшение на 53,4%).
В контрольной группе детей с высоким уровнем развития мелкой моторики обнаружено не было ни на этапе констатирующего, ни на этапе контрольного экспериментов, 13,3% детей показали средний уровень развития мелкой моторики в начале и конце экспериментальной работы, 86,7% детей показали низкий уровень развития мелкой моторики на начало и конец эксперимента.
Результатами сравнительного анализа подтвердили истинность гипотезы исследования. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.



1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей. 2016. № 8. С. 62-65.
2. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук / Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С. 12-17.
3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2015. 143 с.
4. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют. Екатеринбург: Паритет,
2015. - 204 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - Москва: Академия, 2015. - 368 с.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2014. 165 с.
7. Галянт И. Пaльчикoвыe игры // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 50-53.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс, 2014. 280 с.
9. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. 326 с.
10. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Просвещение, 2001. 228 с.
11. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика идыхательно-голосовые упражнения. М. :ГНОМиД, 2001. 36 с.
12. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. Санкт-Петербург: Литера, 2015. - 220 с.
13. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2010. 453 с.
14. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение. М.: Академия, 2012. 346 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 593 с.
16. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. М.: Гном и Д, 2016. 40 с.
17. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М. :Аст; СПб: Сова,
2016. 73 с.
18. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности младшего дошкольника // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 401-404.
19. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 92 с.
20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
21. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 60-61.
22. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Родничок, 2012. 185 с.
23. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Детство-пресс, 2012. 71 с.
24. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. 144 с.
25. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. М.: АСТ, 2011. 165 с.
26. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. М.: Корона Принт, 2012. 232 с.
27. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: ЭКСМО, 2014. 234 с.
28. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2015. 194 с.
29. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М.: Астрель, 2015. 183 с.
30. Цвынтaрный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт- Петербург: Речь, 2010. - 32 с.
31. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. М.: Дом ХХ! век, 2014. - 187 с.
32. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2011. 452 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ