ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАГОПОЛУЧИЯ ДЕЕТЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие эмоциональное благополучие в педагогической и
психологической литературе 6
1.2. Показатели эмоционального благополучия и неблагополучия детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Работа педагога дошкольной образовательной организации по обеспечению эмоционального благополучия детей 18
Вывод по Главе 1 266
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Особенности эмоционального благополучия детей старшего
дошкольного возраста 28
2.3. Реализация педагогических условий обеспечения эмоционального
благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 355
2.4. Анализ эффективности проведенной работы 39
Вывод по Главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема обеспечения эмоционального благополучия детей остается актуальной. Задача современного педагога дошкольного образованияне только обучить чему-либо ребенка, но и создать условия, чтобы каждомудошкольнику в группе было комфортно, а его эмоциональное состояние было положительным.
К сожалению, не для всех дошкольников характерно эмоциональное благополучие. Неблагоприятная семейная ситуация, неумение общаться со окружающими, взаимодействовать со сверстниками в процессе игровой деятельности - могут спровоцировать эмоциональный дискомфорт ребенка, что крайне негативно повлияет на его развитие.
В педагогических исследованиях много внимания уделяется вопросам умственного развития ребенка и недостаточно - эмоциональной сфере. При всем при том, как справедливо отмечали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, лишь согласованное функционирование всех личностных сфер, их цельность может обеспечить благоприятное развитие ребенка.
Вопросами эмоционального благополучия детей занимались такие исследователи, как А.Е. Захарова, Г.Г. Филиппова, Н.Д. Денисова, Л.П. Стрелкова. Данные авторы отмечают, что обеспечение эмоционального благополучия должно рассматриваться в качестве одной из наиболее существенных, приоритетных задач развития детей. У ребенка, который испытывает эмоциональный дискомфорт, не существует второй возможности для нормального развития, потомувопросу обеспечения эмоционального благополучия на всех ступенях детского развития необходимо уделять особое внимание.
В то же время, отмечено, что технологий обеспечения эмоционального благополучия детей в практике дошкольного образования представлено недостаточно.
Указанные положения подчеркивают актуальностьпроблемы создания педагогических условий обеспечения эмоционального благополучия детейв дошкольной образовательной организации (ДОО).
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать
педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностические методики на выявление особенностей эмоционального благополучия детей.
3. Провести эмпирическое исследованиеособенностей эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
4. Определить психолого-педагогические условия, разработать и реализовать систему педагогических мероприятий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
5. Оценить эффективность работы.
Объект исследования: эмоциональное благополучие детей.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: для обеспечения эмоционального
благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации необходима реализация следующих педагогических условий:
- формирование у детей положительного отношения к взаимодействию со сверстниками с помощью соблюдения определенных традиций группы;
- поддержание потребности детей в общении со сверстниками на основе организации совместной игровой деятельности.
Методами исследования являются:
1 .Анализ педагогической и психологической литературы;
1. Наблюдение.
2. Педагогический эксперимент.
...
В заключении сделаем общие выводы по результатам исследования.
Развитие «умных» эмоциональных состояний, исправление
недостатков эмоциональной среды должно анализироваться в качестве одной из наиболее существенных, приоритетных задач развития. У ребенка, который обделен заботой и участливостью, не существует второй возможности для нормального взросления и здорового формирования, потомувопросу охраны детства на всех ступеняхнеобходимо уделять основное внимание.
Данная проблема развивается, в том числе в педагогическом направлении и предполагает создание благоприятных условий: соответственной атмосферы, жизненного стиля, общение в семье и в образовательных учреждениях. Поэтому, в механизме дошкольного образовательного развития особенную значительность приобретает фигура педагога, позволяющая создать наилучшие условия для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты проблемы обеспечения
эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобраны диагностические методики на выявление степени эмоционального благополучия детей.
3. Проведено эмпирическое исследование особенностей
эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
4. Определены психолого-педагогические условия, разработана и реализована система педагогических мероприятий, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
5. Оценена эффективность работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования, о том, что обеспечение эмоционального благополучия детей старшегодошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации возможно посредством реализации следующих педагогических условий:
- формирование у детей положительного отношения к взаимодействию со сверстниками с помощью соблюдения определенных традиций группы;
- поддержание потребности детей в общении со сверстниками на основе организации совместной игровой деятельности.
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности проделанной работы. Цель исследования достигнута.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М .: Эксмо, 2015. 496 с.
2. Алиев С.В. Социальная педагогика: Учебник. М .: Дашков и К, 2013. 424 с.
3. Аронова Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений. М .: IC Academy, 2013. 368 с.
4. Бабаев В.С. Педагогика и репетиторство по классической
хореографии: Учебник. СПб.: Планета музыки, 2015. 256 с.
5. Бабакин Б.С, Педагогика и психология танца. Записки хореографа: Уч. Пособие / Б.С. Бабакин, А.Е. Суслов, Ю. А. Фатыхов и соавт. СПб.: Планета музыки, 2015. 128 с.
6. Безрукова В.С. Педагогика: Учебник. М.: Феникс, 2013. 381 с.
7. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 240 с.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Розум. СПб .: Питер, 2013. 624 с.
9. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477 с.
10. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). М.: Образование, 2005. 218 с.
11. Божович Л.И. Этапы становления личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №2.311с.
12. Возрастная и педагогическая психология: пособие для студентов пед. учреждения / под ред. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Н.Ф. Пронкина и соавт. М .: Просвещение, 1984.301с
13. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания у детей // Хрестоматия по вниманию. М., 1976.211с
14. Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 157 с.
15. Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественнонаучные основы специальной дошкольной психологии и педагогики. М.: Книга по требованию, 2013.304 с.
... всего 71 источников