Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


М. Горький «Сказки об Италии»: принципы циклизации

Работа №169407

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЗАИЧЕСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦИКЛА 8
1.1. Определение прозаического цикла 8
1.2. Циклообразующие факторы 12
1.3. Выводы 15
Глава 2. ДОМИНИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ЦИКЛИЗАЦИИ В «СКАЗКАХ ОБ ИТАЛИИ» МАКСИМА ГОРЬКОГО 16
2.1. Семантика названия 16
2.2. Формы повествования и система образов в «Сказках об Италии» М.
Г орького 18
2.2.1. Автор-повествователь 23
2.2.2. Рассказчик и его двойники 33
2.2.3. Стилизация 35
2.3. Особенности композиция «Сказок об Италии» 42
2.3.1. Семантический центр «Природа и труд» 46
2.3.2. Семантический центр «Мать» 52
2.3.3. Семантический центр «Этика» 57
2.3.4. Семантический центр «Революция и социализм» 63
2.4. Выводы 71
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ЦИКЛА «СКАЗКИ ОБ ИТАЛИИ» М. ГОРЬКОГО В ШКОЛЕ 73
3.1. Элективный курс «Анализ эпического произведения» 73
3.2. Методические материалы к элективному курсу 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 101


Максим Горький (1868 - 1936) - русский и советский писатель,
прозаик, драматург. В 1906 году из-за туберкулеза Горький поселяется в Италии. Горькому, прожившему малое количество времени в Италии, поступил вопрос, будет ли он писать произведения об Италии. Писатель ответил: «У меня есть такое желание. Но прежде чем писать, я имею обыкновение долго наблюдать всё, что меня окружает. Только такое наблюдение дает мне правильные мысли. Писать ради того, чтобы писать, - этого я себе не представляю» [Васильева 2016: 265]. Горький сказал правду, ведь он считал, что перед тем, как начать писать о другой стране, необходимо тщательно изучить ее историю, народ, нравы и культуру. Соответственно, через несколько лет проживания в другой стране появились «Сказки об Италии», которые стали результатом наблюдений за итальянским народом и их характером.
Одним из актуальных направлений для исследований в последние десятилетия считается художественная циклизация. При этом понятие «цикл» будет пониматься как сверхжанровое произведение,
воспринимающееся как единое целое у читателя на интуитивном уровне, у исследователя - при научном анализе.
А при помощи циклизации как процесса соединения самостоятельных произведений в одно художественное целое писатель может расширить свои возможности в изображении авторской картины мира [Нестерова].
Особенностью жанрового движения литературы 10-х годов XX века являются циклические образования. Процесс циклизации становится особенно активным именно в 10-е годы, когда стремление представить жизнь во всей совокупности, потребность осмыслить различные пласты бытия в целом приводили к новым видам объединения разных повествовательных форм [Потапова]. «Цикличность была характерной особенностью художественного мышления М. Горького, в котором каждое событие оказывалось звеном в длинной цепи исторического процесса, каждый конфликт возникал в связи с драматической коллизией эпохи» [Бялик 1977: 264].
Методологическую основу исследования составляют работы, в которых рассматриваются понятия «цикл» и «циклизация», М. Н. Дарвина, О. Г. Егоровой, Л. Е. Ляпиной, И. В. Фоменко; работы, посвященные методологии анализа литературного текста, А. Б. Есина, Н. Д. Тамарченко, Б. В. Томашевского; монографии Л. Быковцевой, И. Хлебостроевой, К. Муратовой, посвященные итальянскому периоду жизни М. Горького; исследования о стиле, художественном своеобразии цикла Т. Бонами, И. Бочаровой, Г.Самвеляна.
Восприятие итальянских сказок как единого, целостного произведения, не распадающегося на отдельные, самостоятельные части, привело горьковедов к поиску каких-либо организующих начал, которые пронизывают каждую из сказок. По существу работы Г. Буровой и А. Волкова служат основой для постановки вопроса о художественном единстве «Сказок об Италии», а это одна из главных проблем цикла как такового. Следует подчеркнуть, что вопрос о цикле в исследованиях «Сказок об Италии» впрямую не поставлен. Именно поэтому изучение «Сказок об Италии» как циклического образования представляется актуальным.
Итак, объектом изучения в данной работе становятся поэтика цикла, в частности, принципы циклизации в «Сказках об Италии» Максима Горького; предметом исследования являются приемы и способы объединения сказок в цикл.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной диссертации рассматривается понятие «цикл» как сверхжанровое единство произведений, которое объединено общей темой, конфликтом, повествователем, образами и мотивами. Циклообразующими факторами выступает повествование, монтажная композиция, единство проблематики, система мотивов и образов, конфликт. При это весь цикл связан семантически.
Необходимо отметить, что характер творчества М. Г орького обнаружил склонность к циклам, поэтому цикл никогда не исчезал из творческой практики писателя.
«Сказки об Италии» - цикл, в котором продолжено исследование М. Горьким «незавершенной, становящейся действительности», которая еще только «вызревала». Важно было в этой атмосфере времени увидеть здоровые начала жизни, связываемые писателем с жизнью итальянского народа [Спиридонова 2020: 55].
Форма цикла в большей степени соответствовала стремлению художника к синтезу, емкости, к тем ритмам, которые звучали в современности.
«Сказки об Италии» - цикл, написанный М. Горьким в итальянский период творчества, состоит из 27 разнохарактерных сказок, не связанных общностью действующих лиц, единой фигурой рассказчика, повторяющимися сюжетными линиями. И тем не менее цикл внутренне един. Основу этого единства составляет прежде всего опора на народные представления о нормах жизни.
Субъектная организация рассматривается нами как основа художественного единства цикла. Субъектные формы повествования в «Сказках об Италии» представляют собой иерархическую систему. Высшая форма здесь автор-повествователь, чья позиция является определяющей. Автор-повествователь создает ощущение полной объективности изображаемого, так называемый взгляд со стороны, создается кажущаяся «незаинтересованность». Очень распространен такой тип субъекта сознания как рассказчик, формы проявления которого максимально активны: одновременно это и герой событий, и лицо, выполняющее функции повествователя. Этот персонифицированный субъект сознания «окрашивает» своей речью, психологическим обликом, миропониманием всего события. И автор-повествователь, и рассказчик имеют своих «двойников». Субъекты сознания, которые близки по сути своей позиции им. Общая «атмосфера цикла», единый эмоциональный настрой создается данной субъектной организацией [Мартемьянова 2020: 59].
Каждая сказка цикла несет двойную нагрузку: она выполняет свою внутреннюю функцию, решая художественные проблемы на строго локальном материале, и она же связана с другими единицами образования, близлежащими и далеко стоящими, передавая при этом уже совершенно новое содержание. Именно в этом и проявляется смысл монтажной организации всего цикла. Монтажная организация обеспечивает и наличие в «Сказках об Италии» лейтмотивов, символических образов, ассоциативных связей. Главное же заключается в том, что монтажный принцип проявляется в особой концентрированности материала, позволяющем говорить о наличии в цикле семантических центров. Семантические центры (или ключевые единицы) обладают связями всех уровней, они поливалентны, прочтение любого из них вариативно вне контекста всего образования. Монтажная организация, базирующаяся на связях различного уровня, придает единство, цельность циклической структуре.
Сказки внутри цикла группируются вокруг семантических центров. Чтобы одна сказка дополняла другую, вовсе не обязательно, чтобы они стояли рядом. Место и значение сказки не всегда обусловлено той последовательностью, которую она занимает в цикле.
Можно выделить следующие семантические центры в цикле :
1. Природа и труд
Мысль о родстве человека с землей, мысль об активном духовном отношении к природе последовательно реализуется во всех сказках этого семантического центра. К гармонии тяготеет отношение человека и природы, преломленные через созидающий труд.
1. Мать
Для этой серии сказок чрезвычайно важно и характерно обожествление образа матери. Во всех сказках образ матери лишен ореола счастья. Это прежде всего страдающая женщина.
...


1. Аникин В.П. Русские писатели и сказка // Сказки русских писателей. М.: Правда, 1985. 670 с.
2. Аникст А. История английской литературы. М.: Издательство: Учпедгиз, 1956. 368 с.
3. Барковская Н. В. Типы повествований и их анализ // Филологический класс. 2014. №11. С. 16-25.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: ЭКСМО, 2015. 637с.
5. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. Москва: Худож. лит., 1975. 502 с.
6. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Спб: Паритет, 2005. 427 с.
7. Бочарова И.А. Италия в автобиографической прозе Горького и Осоргина // Горький, Шмелев, Тэффи и другие. Юбилейный сборник к восьмидесятилетию Лидии Алексеевны Спиридоновой. Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Москва, 2015. С. 45-50.
8. Бочарова И.А. Итальянские сказки Горького // Горький М. «Сказки об Италии». М., 1973. С. 9.
9. Бурова Г.М. Композиционные особенности цикла «Сказок об Италии» М. Горького // Русская советская литература. 1958. С. 79-98.
10. Бушмин А. С. Роман в теоретическом и художественном истолкованииСалтыкова-Щедрина // История русского романа. Л., 1964. С. 366-379.
11. Быковцева Л. Горький в Италии. М.: Советский писатель, 1979. 400 с.
12. Бялик Б. А. М. Горький - драматург. Москва: Сов. писатель, 1977. 639 с.
13. Васильева И.В. Своеобразие художественного мира А.М. Горького: неоромантические мотивы в «Сказках об Италии» // Максим Горький и художественная культура символизма. К 100-летию «Сказок об Италии». К 150-летию со дня рождения М. Горького / Отв. ред. О.В. Шуган. — М.: Азбуковник, 2017. С. 204-210.
14. Васильева И.В. «Сказки об Италии» М. Горького как особое явление в русской культуре начала XX века // Горький: уроки истории: материалы XXXVI Международной научной конференции. 2016. С. 264-270.
15. Васильева И.В. Христианская образность в творчестве М. Горького 1910-х годов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8. № 2 (27). С. 23-28.
... всего 78 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ