Введение 3
Глава I. Необходимость использования ИКТ в современном школьном пространстве как основного средства медиапедагогики 7
Психолого-педагогические особенности восприятия современных
учащихся 7
Необходимость использования ИКТ в рамках медиапедагогических
тенденций 22
Виды ИКТ и их особенности 35
Глава II. Использование медиакомпонента на уроках истории как средство развития УУД 46
Формирование УУД на онове применения ИКТ на уроках
истории 46
Платформы, используемые при апробации технологий и эффект от их
применения 56
Заключение 66
Список используемой литературы и источников 71
Приложения 75
Современный мир вступил в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного общества. Информатизация, происходящая повсеместно, не могла не затронуть сферу образования. Основным рычагом к прогрессу ученые всего мира считают информационные технологии. Именно информационная технология лежит в основе модернизации образования.
Модернизация системы образования, которая, как мы могли заметить, активно реализуется в Российской Федерации и выстраивает новую систему, с потенциально качественно новыми способами обучения и воспитания. Главный государственный образовательный документ, который призван обеспечить единство образовательного пространства на всей территории РФ, ставит перед всеми работниками в сфере образования основную цель - воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, которая будет обладать необходимой грамотностью, как традиционной, так и компьютерной.
Актуальность изучения использования ИКТ компонента на уроках истории в современном образовательном пространстве как основного средства медиапедагогики обусловлена тем, что перед педагогами сегодня стоит непосильная задача: воспитать нового человека и, к тому же, в новых условиях. Многие педагоги совершенно не понимают тех компетенций, которым нужно обучить учащихся. Не понимая эти компетенции, а также не обладая ими, педагоги не понимают и учеников. В следствии этого, обучение не всегда эффективно. Ученик не видит цели в изучаемом предмете, он попросту когнитивно игнорирует данную дисциплину, она его не «цепляет». Иногда, даже при будущей профессиональной необходимости или когда-то существовавшей гедонистической потребности в какой-либо учебной дисциплине, ученик может просто потерять интерес и мотивацию к обучению, даже не смотря на наличие объективной необходимости в изучении.
Чтобы осознанно подойти к стратегии обучения современного ученика и понять его запросы, педагогу необходимо обладать обширными знаниями в области психологии, педагогики, современных образовательных тенденциях и тонкостях методики преподаваемого им предмета.
Современное состояние педагогической науки во многом определяется обращением ученых к разработке таких проблем как способы самореализации личности, особенности формирования творческой и активной личности. Человек выступает как активная личность при выполнении деятельности, в которой он заинтересован. Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, ключевыми из которых являются потребности. В свою очередь, потребности вызывают причины поступков человека, которые психологи называют мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности.
Необходимо отметить, что проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле, что полностью отвечает современным требованиям к образовательной системе.
Выполнение этих требований наиболее успешным представляется при использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения. Электронные образовательные ресурсы способны обеспечить комплексное использование педагогических приемов и методов.
«Компьютеризация образования», порожденная достижениями науки и техники, открывает новые возможности для совершенствования педагогического мастерства, в том числе, для изыскания новых приемов и методов повышения учебной мотивации обучающихся.
Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) являются базой и ориентиром на дальнейшее успешное достижение образовательных целей.
...
На основе работы с психолого -педагогической литературой было определено, что современное поколение учащихся, имеет ряд свойств, до этого не являвшихся нормой. Нынешнее поколение Z переходит на новый уровень усвоения информации, в котором стандартный подход и традиционные методы устарели как единственные возможные пути обучения и пришло место таким педагогическим технологиям как медиапедагогика. Дети поколения Z - мультимедийных технологий, более того - они от них зависимы. Они выросли в цифровой среде, их отличает максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать. Они мыслят иными категориями. Их образ мыслей отличается фрагментарностью, часто поверхностностью.
Поэтому, при работе с ними особенно важно использование близких к их восприятию средств, которые ежечасно окружают их. Информационнокоммуникационные технологии в образовательном процессе играет ведущую роль и является залогом успешности или не успешности обучения, если они применяются неуместно, постоянно и без учета их особенностей.
Реальность современного урока такова - необходимы: аппаратнопрограммный комплекс, состоящий из компьютера с выходом в Интернет, интерактивной доски и мультимедийного проектора. Также, имеются проблемы, связанные с необходимостью технической и методической поддержки, соблюдением санитарных норм.
Конечно же, современным транзитом увлекательной подачи материала, но при этом доступной для педагога ежеурочно - является медиатехнология или электронные образовательные ресурсы, эта формулировка, наиболее подходящая в рамках школьного пространства. Очевидно, что сейчас имеется широчайший спектр учебных материалов, в особенности электронных. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), в отличие от звукозаписей, слайдов, книг и видеофильмов, дают возможность попробовать, то есть, контент ЭОР интерактивен, книга или учебник у всех одинаковы, а электронные ресурсы в умелых руках преподавателя можно применить вариативными способами. Если педагог обладает определенными медиакомпетенциями, то его презентация может качественно превосходить по набору интерактивных средств обычные текстовые презентации, в интерактивных презентациях объект можно увеличить, рассмотреть со всех сторон, демонстрировать объекты максимально реалистично и анимировано, использовать различные способ представления (графика, звук, видео, объемные управляемы изображения и так далее).
Немаловажно, что ИКТ напрямую воздействуют на мотивационную сферу учащихся. Под мотивацией понимается совокупность внутренних устойчивых психологических причин поведения или поступка человека, определяющих познавательную деятельность в учебном процессе. Проанализировав некоторые отечественные теории мотивации, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации:
1. возрастные особенности;
2. педагогический стиль преподавания;
3. применение широкого спектра методов, приемов, средств
обучения;
4. использование электронных образовательных ресурсов на уроке.
Электронный образовательный ресурс - это образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
По принципу реализации ЭОР подразделяются на:
1. Мультимедийные ресурсы;
2. Презентационные ресурсы;
...
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 2008. С. 56.
2. Барабанова В.В., Лазукова Н.Н. Методика обучения истории: учебник для высших учебных заведений подготовку по направлению "Педагогическое образование". М.: Академия, 2014. С. 28.
3. Богатырева Т.П. Электронные ресурсы в формировании наглядного образа эпохи для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории // Информатика и образование. 2018. №3. С. 68-70.
4. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной. - М., 2010. С. 88-92.
5. Бондаренко М. А. Приемы повышения мотивации учащихся к изучению русского языка // Самарский научный вестник. 2015. № 1(10). С. 43-49.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991. - 480 с.
7. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1985. - 45 с.
8. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1959. - 49 с.
9. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2004. - С. 110.
10. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 47-48.
11. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.
12. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987. С. 62-67.
13. Манина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С. 46-50.
14. Мачехина О.Н. Преподавание истории в условиях диджитализации // Преподавание истории в школ. 2018. №3. С. 56-59.
15. Несмелова, Марина Леонидовна. Информационные технологии в историческом образовании: учебно-методическое пособие / М. Л. Несмелова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Моск. пед. гос. ун-т". - Москва: Прометей : МПГУ, 2012. - 237 с. : ил. ; 20 см. - Библиогр.: С. 232-237.
... всего 37 источников