ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие эмоционального благополучия в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Семья как фактор развития психики ребенка (категории неполных
семей) 16
1.3. Специфика эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста из неполных семей 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов 34
2.3. Психолого-педагогическая программа по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста из неполных семей 42
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В настоящий момент в системе российского образования наблюдается тенденция к активному интеллектуальному развитию детей, которое начинается еще в раннем возрасте, однако, эмоциональной сфере уделяется недостаточное внимание. Хотя, по словам Л.С. Выготского, эмоциональная сфера личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля. Одной из составляющих эмоционального развития ребенка является эмоциональное благополучие. Исследованиями эмоционального состояния детей дошкольного возраста занимались такие психологи как, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др. Они отмечали, что устойчиво положительное, комфортное
эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально¬волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со
сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние
характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Этот аспект эмоционального развития детей на протяжении долгого времени является предметом изучения педагогов и психологов, так как современные общественные тенденции негативно отражаются на эмоциональном мироощущении детей. Одна из таких тенденций - возрастание количества неполных семей. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, число неполных семей в России за последнее время возросло до 35%. Большинство из них - это матери-одиночки. Неполная семья может стать одним из факторов эмоционального неблагополучия ребенка, если функции семьи нарушены или выполняются в неполной мере. Эмоциональное неблагополучие, в свою очередь, приводит к появлению и развитию таких негативных свойств личности, как тревожность, 3 агрессивность и т.д. Таким образом, проблему нашего исследования определяют возможные различия в эмоциональном благополучии детей из полных и неполных семей [35].
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что желание ребенка познавать мир вокруг него и его эмоциональное благополучие на прямую зависит от условий, в которых он находится: взаимоотношения со сверстниками, с педагогами и родителями; благоприятная обстановка дома и в детском саду; обеспечение физического и психического здоровья ребенка; влияние средств массовой информации. У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как страх, горе, гнев, стыд, отвращение. У них повышенная тревожность, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников. Таким образом, актуальной проблемой исследования является исследование эмоционального благополучия детей в дошкольной образовательной организации [30]...
В ходе работы исследовательской работы по теме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста было выявлено противоречие между необходимостью оказания психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста из неполной семьи и недостаточной разработанностью эффективных психолого-педагогических программ по обеспечению их эмоционального благополучия. Таким образом, была поставлена цель нашего исследования - выявить особенности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста из неполных семей, а также разработать психолого-педагогическую программу по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ понятия эмоционального благополучия в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть понятия семья, как один из факторов эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.
3. Выявить эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
4. Разработать психолого-педагогическую программу по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.
Объектом исследования является эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - особенности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.
В ходе работы нами была выдвинута гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности в проявлении эмоционального 51 благополучия детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей, а именно отличия в уровнях самооценки, тревожности и эмоционального тонуса.
Для подтверждения данной гипотезы нами был проведен подробный теоретический анализ научных источников по проблеме эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав психолого-педагогическую литературу было выяснено, что по мнению А.Д. Кошелевой эмоциональное благополучие - это устойчиво¬положительное, комфортно-эмоциональное состояние, являющееся основой отношения дошкольника к миру и влияющее на особенности переживаний, эмоционально-волевую сферу и познавательную, отношения со сверстниками, стиль переживания стрессовых ситуаций. Эмоциональное неблагополучие - нестабильность и неадекватность эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающей действительностью, доминирование отрицательных по содержанию эмоций, выраженная тревожность, чрезмерное проявление страхов. Также были выделены критерии эмоционального благополучия: уровень отношения ребенка к самому себе, общий эмоциональный тонус, уровень тревожности. Опираясь на данные критерии, была проведена диагностика эмоционального благополучия детей старшего возраста из полных и неполных семей. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: методика определения самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур), опросник «Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка» для родителей (Н. Артюхиной), методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста из неполных семей имеют отличия в проявлении эмоционального благополучия. Большинство дошкольников из неполных семей имеют низкий уровень самооценки, оценивают себя так, как оценивает их взрослый. Эмоциональный тонус таких детей снижен, они чаще 52
проявляют агрессию, плаксивость, имеют проблемы в общении со сверстниками. Также, исходя из результатов диагностики дети старшего дошкольного возраста из неполных семей, имеют высокий уровень тревожности. Таким образом, гипотеза нашего исследования о возможных различиях в эмоциональном благополучии детей старшего возраста из неполных и полных семей доказана...
1. Абрамян Л.А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний: дис. д-ра психол. наук. Одесса: Одесса, 1990. 297 с.
2. Алямовская В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2000, 2002. 80 с.
3. Андрюшкина, Е.Н, Рзянкина, М.Ф. Здоровье детей в
образовательных учреждениях. Ростов н/Д.: Владос, 2007. 47 с.
4. Андерсон С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. М., 2016. №5 (6). С. 2-5.
5. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб: Речь, 2013. 288 с.
6. Арамачева Л.В. Психология семьи и семейное консультирование: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. 164 с.
7. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников. М.: Эконом-информ, 2002. 115 с.
8. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношений // Психологическая наука и образование. М., 2008. № 4. С. 12-23
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 257 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2010. 464 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
12. Бурыкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной семье женщин педагогов // Начальная школа плюс: до и после. 2009. М., № 11. С. 62-67.
13. Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006. 96 с.
14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. М.: Академ Проспект, 2014. 224 с.
15. Вологдина, К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 184 с...62