Документирование процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вуза и направление ее совершенствования (на примере ФГБОУ ВПО «ТувГу»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗа 7
1.1. Законодательное и нормативно-методическое обеспечение планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ВУЗа 7
1.2. Организационное обеспечение планирования учебной
нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «ТувГУ» 14
Глава 2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ФГБОУ ВПО «ТувГУ» 24
2.1. Документы, создаваемые в процессе подготовки и расчета учебной нагрузки ППС 24
2.1.1 Организационные документы 26
2.1.2 Распорядительные документы 38
2.1.3 Информационно-справочные документы 42
2.2. Рекомендации по совершенствованию документирования
процедуры планирования учебной нагрузки профессорско¬преподавательского состава ФГБОУ ВПО «ТувГУ» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗа 7
1.1. Законодательное и нормативно-методическое обеспечение планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ВУЗа 7
1.2. Организационное обеспечение планирования учебной
нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «ТувГУ» 14
Глава 2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ФГБОУ ВПО «ТувГУ» 24
2.1. Документы, создаваемые в процессе подготовки и расчета учебной нагрузки ППС 24
2.1.1 Организационные документы 26
2.1.2 Распорядительные документы 38
2.1.3 Информационно-справочные документы 42
2.2. Рекомендации по совершенствованию документирования
процедуры планирования учебной нагрузки профессорско¬преподавательского состава ФГБОУ ВПО «ТувГУ» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Документ - это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо; это то, что официально удостоверяет личность предъявителя; это письменное свидетельство о чем-либо.
Документирование - это создание документа с использованием различных методов, способов и средств закрепления информации на материальном носителе.
Во многих случаях документирование является обязательным, предписывается законами и нормативно-правовыми актами.
В Тувинском государственном университете происходит процесс регулирования системы документирования процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вуза. Документирование планирования учебной нагрузки включает комплекс взаимосвязанных документов:
организационные документы; распорядительные документы; информационно-справочные документы.
Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими организацию планирования учебной нагрузки, обязанности и ответственность отдельных работников, распорядительную деятельность ответственного отдела и т.д.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы локальные нормативные документы, регулирующие планирование учебной нагрузки научно-педагогических работников:
организационные документы (Устав ТувГУ, штатное расписание, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции работников, участвующих в данной процедуре, учебные планы, графики учебных процессов, рабочие учебные планы и т.д.);
распорядительные документы (приказы, распоряжения); информационно-справочные документы (выписки из протокола
заседания кафедр, докладная, служебная, объяснительная записки).
Документы, как правило, должны оформляться на бланках, соответствующих стандарту (ГОСТ Р 6.30-2003), иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения.
Эффективность и успешная деятельность любого образовательного учреждения зависит от его нормативно-правовой базы. В связи с этим, необходимо знать, какие документы являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Планирование учебной нагрузки преподавателей - это одна из основных частей организации учебного процесса, которая существенно влияет на эффективную деятельность вуза.
Актуальность исследования заключается в том, что недостаточная проработка документирования процедуры планирования учебной нагрузки НИС ведёт к снижению эффективности труда, временным и материальным издержкам.
Новизна исследования - предпринята попытка анализа документирования процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава конкретной организации высшего профессионального образования.
Источниковедческой базой исследования явились нормативные акты: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ Р 7.08-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», ГОСТ Р 6.30-2003. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно¬распорядительной документации. Требования к оформлению документов», Нриказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» также устанавливается норма часов (верхний предел) учебной нагрузки педагогической работы за ставку заработной платы.
При изучении выпускной квалификационной работы были использованы труды О.В. Григораша, Б.А. Сазонова, В.И. Иванова, А.О. Грудзинского, И.И. Фураевой.
Объектом исследования является организация учебного процесса в Тувинском государственном университете.
Предмет исследования - документирование процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ТувГУ.
Целью исследования является анализ документирования процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», а также разработка рекомендаций по совершенствованию документационного обеспечения данной процедуры с учетом современной ситуации.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи выпускной квалификационной работы:
• Изучить законодательное и нормативно-методическое
обеспечение процедуры планирования учебной нагрузки ППС;
• Проанализировать документирование процедуры планирования учебной нагрузки ППС ФГБОУ ВПО «ТувГУ»;
• Разработать предложения по совершенствованию документирования процедуры планирования учебной нагрузки ППС ФГБОУ ВПО «ТувГУ».
В ходе работы использовались общенаучные и специальные методы. В период сбора данных применялись методы системного анализа, описательный, хронологический методы.
Хронологическими рамками исследования является период с марта 2014 года по февраль 2016 года. Нижняя рамка определена переименованием Учебного отдела на Отдел организации учебного процесса. Верхняя рамка - настоящим временем.
Цели и задачи работы определили её структуру. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, сформулированы цели, задачи, объект и предмет, методы исследования. В 1¬ой главе проанализирована законодательная и нормативно-методическая база образовательного учреждения. Во 2-ой главе дан анализ документов отела организации учебного процесса, создаваемых при расчете часов учебной нагрузки ННС ТувГУ. Самыми значимыми пунктами являются рекомендации по совершенствованию документирования процедуры планирования учебной нагрузки ННС ФГБОУ ВНО ТувГУ. Заключение содержит обобщение и выводы работы. В приложениях приведены основные документы планирования учебной нагрузки ННС ТувГУ.
Документирование - это создание документа с использованием различных методов, способов и средств закрепления информации на материальном носителе.
Во многих случаях документирование является обязательным, предписывается законами и нормативно-правовыми актами.
В Тувинском государственном университете происходит процесс регулирования системы документирования процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вуза. Документирование планирования учебной нагрузки включает комплекс взаимосвязанных документов:
организационные документы; распорядительные документы; информационно-справочные документы.
Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими организацию планирования учебной нагрузки, обязанности и ответственность отдельных работников, распорядительную деятельность ответственного отдела и т.д.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы локальные нормативные документы, регулирующие планирование учебной нагрузки научно-педагогических работников:
организационные документы (Устав ТувГУ, штатное расписание, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции работников, участвующих в данной процедуре, учебные планы, графики учебных процессов, рабочие учебные планы и т.д.);
распорядительные документы (приказы, распоряжения); информационно-справочные документы (выписки из протокола
заседания кафедр, докладная, служебная, объяснительная записки).
Документы, как правило, должны оформляться на бланках, соответствующих стандарту (ГОСТ Р 6.30-2003), иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения.
Эффективность и успешная деятельность любого образовательного учреждения зависит от его нормативно-правовой базы. В связи с этим, необходимо знать, какие документы являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Планирование учебной нагрузки преподавателей - это одна из основных частей организации учебного процесса, которая существенно влияет на эффективную деятельность вуза.
Актуальность исследования заключается в том, что недостаточная проработка документирования процедуры планирования учебной нагрузки НИС ведёт к снижению эффективности труда, временным и материальным издержкам.
Новизна исследования - предпринята попытка анализа документирования процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава конкретной организации высшего профессионального образования.
Источниковедческой базой исследования явились нормативные акты: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ Р 7.08-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», ГОСТ Р 6.30-2003. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно¬распорядительной документации. Требования к оформлению документов», Нриказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» также устанавливается норма часов (верхний предел) учебной нагрузки педагогической работы за ставку заработной платы.
При изучении выпускной квалификационной работы были использованы труды О.В. Григораша, Б.А. Сазонова, В.И. Иванова, А.О. Грудзинского, И.И. Фураевой.
Объектом исследования является организация учебного процесса в Тувинском государственном университете.
Предмет исследования - документирование процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ТувГУ.
Целью исследования является анализ документирования процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», а также разработка рекомендаций по совершенствованию документационного обеспечения данной процедуры с учетом современной ситуации.
Данная цель позволила сформулировать следующие задачи выпускной квалификационной работы:
• Изучить законодательное и нормативно-методическое
обеспечение процедуры планирования учебной нагрузки ППС;
• Проанализировать документирование процедуры планирования учебной нагрузки ППС ФГБОУ ВПО «ТувГУ»;
• Разработать предложения по совершенствованию документирования процедуры планирования учебной нагрузки ППС ФГБОУ ВПО «ТувГУ».
В ходе работы использовались общенаучные и специальные методы. В период сбора данных применялись методы системного анализа, описательный, хронологический методы.
Хронологическими рамками исследования является период с марта 2014 года по февраль 2016 года. Нижняя рамка определена переименованием Учебного отдела на Отдел организации учебного процесса. Верхняя рамка - настоящим временем.
Цели и задачи работы определили её структуру. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, сформулированы цели, задачи, объект и предмет, методы исследования. В 1¬ой главе проанализирована законодательная и нормативно-методическая база образовательного учреждения. Во 2-ой главе дан анализ документов отела организации учебного процесса, создаваемых при расчете часов учебной нагрузки ННС ТувГУ. Самыми значимыми пунктами являются рекомендации по совершенствованию документирования процедуры планирования учебной нагрузки ННС ФГБОУ ВНО ТувГУ. Заключение содержит обобщение и выводы работы. В приложениях приведены основные документы планирования учебной нагрузки ННС ТувГУ.
В Тувинском государственном университете происходит процесс регулирования системы документирования процедуры планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вуза. Документирование планирования учебной нагрузки включает комплекс взаимосвязанных документов: организационные документы;
распорядительные документы; информационно-справочные документы.
Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими организацию планирования учебной нагрузки, обязанности и ответственность отдельных работников, распорядительную деятельность ответственного отдела и т.д.
Перечень организационных документов, образующихся при документировании процедуры планирования учебной нагрузки ППС, значительно шире перечня предусмотренного ГОСТ Р 6.30-2003 и практически отсутствуют требования к их оформлению в Инструкции по делопроизводству ТувГУ. К организационным документам мы относим следующие внутренние документы ФГБОУ ВПО «ТувГУ»: рабочие учебные планы по курсам и семестрам на учебный год, объем расчета часов кафедры, сводный расчет часов ППС кафедры, карточка учебных поручений к организационным документам в связи с тем, что основная их функция - это организация учебного процесса (планирование расчета часов, распределение нагрузки по преподавателям). В ходе исследования было проанализировано законодательное и нормативно-методическое обеспечение процедуры планирования учебной нагрузки, в результате чего выявлено, что в Инструкции по делопроизводству ТувГУ только рассмотрены формы самих документов, методика работы с организационными документами не разработана.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что организация работы с документированием ведется в соответствии с существующими требованиями в сфере документационного обеспечения управления. Проводится работа по унификации документов, поступающих из структурных подразделений в учебно-методическое управление.
С целью установления единого порядка планирования учебного процесса и составления и оформления документов при планировании нами разработан проект Инструкции по планированию учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава Тувинского государственного университета.
Для повышения скорости работы, а также снижения трудозатрат представляется целесообразным автоматизировать работу планирования учебной нагрузки ППС.
распорядительные документы; информационно-справочные документы.
Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими организацию планирования учебной нагрузки, обязанности и ответственность отдельных работников, распорядительную деятельность ответственного отдела и т.д.
Перечень организационных документов, образующихся при документировании процедуры планирования учебной нагрузки ППС, значительно шире перечня предусмотренного ГОСТ Р 6.30-2003 и практически отсутствуют требования к их оформлению в Инструкции по делопроизводству ТувГУ. К организационным документам мы относим следующие внутренние документы ФГБОУ ВПО «ТувГУ»: рабочие учебные планы по курсам и семестрам на учебный год, объем расчета часов кафедры, сводный расчет часов ППС кафедры, карточка учебных поручений к организационным документам в связи с тем, что основная их функция - это организация учебного процесса (планирование расчета часов, распределение нагрузки по преподавателям). В ходе исследования было проанализировано законодательное и нормативно-методическое обеспечение процедуры планирования учебной нагрузки, в результате чего выявлено, что в Инструкции по делопроизводству ТувГУ только рассмотрены формы самих документов, методика работы с организационными документами не разработана.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что организация работы с документированием ведется в соответствии с существующими требованиями в сфере документационного обеспечения управления. Проводится работа по унификации документов, поступающих из структурных подразделений в учебно-методическое управление.
С целью установления единого порядка планирования учебного процесса и составления и оформления документов при планировании нами разработан проект Инструкции по планированию учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава Тувинского государственного университета.
Для повышения скорости работы, а также снижения трудозатрат представляется целесообразным автоматизировать работу планирования учебной нагрузки ППС.



