ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОЙ
ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЕ КОРРЕКЦИИ 7
1.1. Понятие тревожности в психологии 7
1.2. Особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Сказка как средство психологической коррекции тревожности детей
старшего дошкольного возраста 17
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ 31
2.1. Изучение тревожности детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Опыт использования сказки в психологической коррекции детей
старшего дошкольного возраста 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Современные технологии развиваются, постоянно меняя нашу жизнь. Мир перенасыщен информацией, а общество противоречиво и неспокойно. Эти процессы порождают чувство растерянности и неопределенности, как следствие, вызывая чувство тревоги у человека. Тревога постоянно накапливается и становится чертой личности. Это может приводить к расстройствам личности. Статистические данные свидетельствуют, что с каждым годом людей с такой проблемой становится все больше.
Дети еще более уязвимы и подвержены тревожности, т.к. их психика характеризуется высокой пластичностью, т.е. интенсивным созреванием мозга и нервных структур, им сложно справляться со стрессами и страхами. Особую остроту проблема детской тревожности приобретает в старшем дошкольном возрасте. Прежде всего это связано с переходом на новую ступень образования - в школу, что сопровождается сменой ведущего вида деятельности, сменой социальной позиции ребенка, кризисом семи лет; а также с установками, позициями и поведением родителей на этапе подготовки детей к школе, которые могут предъявлять завышенные требования к ребенку, «пугать» ребенка предстоящими изменениями, проявлять высокую степень беспокойности в вопросах перехода ребенка на школьную ступень образования.
Над проблемой детской тревожности работали многие отечественные исследователи, такие как А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Е.К. Лютова, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров, В.С. Миклаева, Ю.Л. Ханин,
Ч.Д. Спилбергер, Н.Д. Левитов, Л.И. Божович и др. В исследованиях А.М. Прихожан доказывается негативное влияние тревожности ребенка на учебную деятельность и развитие коммуникативной компетенции; в работах А.И. Захарова аргументированно показана взаимосвязь между тревожностью ребенка и возникновением у него психосоматических заболеваний. Анализ этих исследований наглядно продемонстрировал необходимость и потребность в создании специальных условий и программ, направленных на предупреждение роста тревожности и исправление тревожных состояний детей...
тревожности детей старшего дошкольного возраста позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности следующих положений.
Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Выделяют: два вида тревожности - ситуативную и личностную; две формы тревожности - открытая и скрытая; уровни тревожности - низкий, оптимальный и высокий.
К основным особенностям тревожности детей старшего дошкольного возраста следует отнести: во-первых, причинами тревожности ребенка старшего дошкольного возраста является негативные детско-родительские отношения и внутриличностный конфликт. Во-вторых, способы проявления тревожности чаще всего выступают нерешительность, излишняя застенчивость, инфантильность, низкая самооценка, отдельные соматические проявления тревожности; в-третьих, учеными описана возрастная динамика развития тревожности, у детей раннего возраста она связана с расставанием с родителем, у детей среднего дошкольного возраста с потерей любимой игрушки, для детей старшего дошкольного возраста тревожность связана с подготовкой к школе; в-четвертых, для старших дошкольников характерен ситуативный вид тревожности, скрытая и открытая (острая) формы тревожности, в-пятых, в старшем дошкольном возрасте у детей могут проявляться все уровни тревожности - пониженный, оптимальный, повышенный.
Под психологической коррекцией в данной работе понимается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Выделяют следующие характеристики с помощью, которых
описывают психологическую коррекцию: виды, типы, модели, группы методов, принципы. Одним из основных средств психологической коррекции является сказка. Сказка - один из основных жанров художественной литературы, обладающий универсальным социально-психологическим воздействием на внутренний мир человека любого возраста. Сказка является постоянным спутником ребенка с самого раннего возраста. Учеными доказано, что сказка является наиболее эффективным и безопасным средством психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Выделяют пять основных видов сказок, использующихся в процессе психологической коррекции детей: художественные, психокорекционные, психотерапевтические, дидактические и медитативные. Основными условиями обеспечения эффективности психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста являются: совершенствование системы отбора сказок, основанного на требованиях к главному герою, к его жизненному опыту и позитивному разрешению проблемной ситуации главным героем; создание взрослыми и детьми ритуалов «погружения в сказку»; вовлечение детей в театрализацию прослушанных сказок.
Экспериментальное исследование психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста в процессе работы со сказкой осуществлялось на базе детского сада г. Красноярска и проходило в три этапа...
1. Авдиенко, Г. Ю. Тревожность и адаптационные способности как
критерии эффективности саморегуляции военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт- Петербургского военного института войск национальной гвардии 2020. №
3(12). С. 40-44.
2. Афанасенкова Е.Л. Коррекция тревожности старших дошкольников посредством сказкотерапии в психолого-педагогическом сопровождении образовательной среды детского сада // Стратегия развития образования для будущего России: Материалы Международной научно¬практической конференции, приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации. М.: Международная академия наук педагогического образования, 2023. С. 1036-1044.
3. Барышева Е.О., Золотова В.А., Козырева В.В., Писаревский К.Л., Позднякова Е.И., Савинков С.Н. Психокоррекция детей и подростков: курс лекций. М.: Московский гуманитарно-экономический университет, 2020. 144 с.
4. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 №4, С. 134-139.
5. Белисова А.А. Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Научная гипотеза. 2018. № 15. С. 25-31
6. Бикбулатова Э.Э., Валитова А.И. Тревожность у детей
дошкольного возраста // Вестник науки. 2019. №11. С. 20-26.
7. Бирюкова К. А. Внутриличностный конфликт в контексте социально-психологической компетенции лиц юношеского возраста // Кронос. 2020. №10 (49). С 50-51.
8. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 - Педагогика и психология».Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т 2002. 134 с.
9. Вачков И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога // СДО. 2008. №4. С. 50-54.
10. Газиева Я.З. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка // Шаг в науку: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции с участием студентов. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет; АЛЕФ, 2021. С. 64-66.
11. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир 1996. 376 с.
12. Долженко Н.В., Несмашнева Н.И., Сергеева О.Н., Наумова М.В.
Тревожность детей дошкольного возраста: причины, виды, диагностика, критерии, рекомендации // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. С. 247-249.
13. Домрачева С.А. Тревожность у детей дошкольного и младшего школьного возраста: причины и способы профилактики // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: сборник материалов V Международной научно-практической конференции 30, Йошкар-Ола: Марийский государственный университет 2019. С. 221-229.
14. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь 2007. 176 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.В. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2018. 320 с...50