Проектирование рабочей программы формирования универсальных учебных действий у младшего школьника при изучении раздела «Морфология» по учебному предмету «Русский язык» во втором классе (Российский новый университет)
Введение 3
Глава Ⅰ. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у обучающихся во втором классе 5
1.1 Сущность понятия универсальные учебные действия 5
1.2 Формы, методы и средства формирования универсальных учебных действий 10
1.3 Особенности формирования УУД на уроках русского языка 16
Выводы по Ⅰ главе 22
Глава Ⅱ. Педагогическое проектирование рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» 23
2.1 Разработка рабочей программы раздела «Морфология» у обучающихся 2 класса 23
2.2 Тематическое и календарно-тематическое планирование раздела «Морфология» у обучающихся 2 класса 26
Вывод по Ⅱ главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Актуальность. Государственные стандарты выдвигают перед учителем новое понимание образовательных результатов, среди которых, кроме предметных, выделяются еще личностные и метапредметные. В связи с этим современному учителю нужно создать на уроке такие условия, которые бы инициировали ученика не только на овладение предметными знаниями, но и на освоение им метапредметных действий.
Согласно ФГОС НОО учитель должен не просто объяснить школьнику учебный материал, а заинтересовать, научить его учиться. В процессе обучения учитель должен так построить свою учебную программу, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия (УУД), которые включают в себя познавательные, коммуникативные и регулятивные.
Содержание раздела «Морфология» на уроках русского языка в начальной школе, представляет детям широкие возможности в развитие воображения и фантазии, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, развитие нравственных и эстетических чувств, развитие способностей к творческой деятельности, развитие коммуникативных умений, развитие мышления, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты, формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно читать и писать, стремления совершенствовать свою речь и др. В процессе овладения знаниями о морфологии младшие школьники учатся осмысливать информацию, при этом они включаются в различные виды деятельности (наблюдения, моделирования, исследовательская, творческая и проектная деятельность, аналитико-синтетическая деятельность, работа с различными источниками информации, работа в группах и индивидуально, деятельность по оцениванию достигнутых результатов и т. д.), что в итоге способствует формированию УУД и достижению метапредметных результатов.
Цель работы – теоретически обосновать процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология» и разработать рабочую программу по данному разделу.
Объект исследования – процесс формирования универсальных учебных действий.
Предметом исследования являются особенности раздела «Морфология» (в рамках предмета «Русский язык»).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «универсальные учебные действия».
2. Выявить формы, методы и средства формирования универсальных учебных действий.
3. Определить особенности формирования универсальных учебных действий при изучении раздела «Морфология»
4. Спроектировать рабочую программу по разделу «Морфология».
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, проектирование.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретико-методологические подходы к проблеме формирования универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка, разработанные в трудах А. Г. Асмолова, Л.С. Выготского, И.А. Володарской, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, О.А. Карабановой, П.Я. Гальперина, А.А. Люблинской и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической; выводов; списка литературы.
Русский язык занимает одно из важнейших мест в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Раздел «Морфология» является важным разделом школьного курса русского языка. На уроках русского языка обучающиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам. От успешности усвоения этого раздела во многом зависит достижение обозначенных выше целей. Согласно программам, к концу обучения в начальной школе учащиеся должны свободно различать главные части речи.
При изучении раздела «Морфология» у учащихся формируются универсальные учебные действия: познавательные (связаны с навыками познания окружающей действительности); регулятивные (отвечающие за организацию учебной деятельности); коммуникативные (обеспечивающие социальную компетентность школьника).
В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами.
Эффективному изучению раздела «Морфология» способствуют разнообразные формы, методы и средства, которые не просто позволяют освоить теоретический материал, но и сформировать у учащихся универсальные учебные действия. К таковым следует отнести: ИКТ, дидактические и интерактивные игры, познавательные задания творческого характера, технологию развития критического мышления, технологию диалога, проблемные ситуации. А также такие приемы, как взаимоопрос, райтинг, обсуждение домашнего задания, опрос по цепочке и др.
Особенности формирования универсальных учебных действий при изучении раздела «Морфология» заключаются в том, что учитель, используя разнообразие инструментария по формированию универсальных учебных действий у учащихся, развивает умение выявлять лексическое и грамматическое значения слова, анализировать грамматические значения, устанавливать частные грамматические значения, при выделении грамматических категорий, сравнивать грамматические значения и грамматические формы, фиксировать способы действия в моделях.
На основе изучения теоретических и практических исследований по рассматриваемой теме, нами спроектирована рабочая программа по разделу «Морфология». Рабочая программа предполагает базовое овладение разделом (ученик научится) и овладение повышенным уровнем (ученик получит возможность научится). На изучение раздела «Морфология» во втором классе отводится 19 часов. Обучающиеся овладеют знаниями по следующим темам: имя существительное; глагол; имя прилагательное; предлог.
1. Антохина В.А., Шевченко Д.А. Отбор методических средств для формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка // Вестник Калужского университета. 2020. № 3 (48). С. 102-106.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарский И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2019. - 217 с.
3. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т. В. Василенко. – Москва: Грамотей, 2013. – 32 с.
4. Горобец Н.Ф. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Материалы II Международной электронной научно-практической конференции. Донецк, 2021. С. 54-58.
5. Егорова Е.В. Отражение SOFT SKILLS в системе универсальных учебных действий обучающихся // E-Scio. 2020. №1. С. 70-75
6. Казарина И.В. Эффективные приемы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка // Научное отражение. 2019. № 2 (16). С. 15-18.
7. Калашникова Н.Г. Формируем универсальные учебные действия на уроках. - М.: Аст, 2018. - 68 с.
8. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2. – 5-е изд. М.: Просвещение, 2015. – 143 с.
9. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 39 с.
11. Максимов Л.К., Максимова Л.В. К проблеме способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Воспитание в современном образовательном пространстве: новые контексты - новые решения. Материалы XXI Международных педагогических чтений. Науч. ред. А.Н. Кузибецкий, Л.К. Максимов. Волгоград, 2021. С. 27-32.
12. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для вузов / под редакцией Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 255 с.
13. Скрипко З. А. Формирование универсальных учебных действий обучающихся в процессе преподавания физики / Н. Д. Артёмова, В. Г. Тютерева. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 184–186.
14. Софиенко М.С. Формирование познавательных учебных действий младших школьников // Молодой ученый. 2022. № 45 (440). С. 395-397.
15. Ткаченко Е.А. Особенности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. 2018. С. 265-271.
16. Федеральная рабочая программа начального общего образования Русский язык (для 1-4 классов образовательных организаций) // Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования" URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf (дата обращения: 02.01.2024).
17. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
18. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://idfedorov.ru/practice/stuff/article=1866 (дата обращения: 21.11.2023)
19. Фролова Л.М. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка // Начальная школа. 2017. № 6. С. 43-45.
20. Шамсрахманова У.К. ТРИЗ-технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Вектор науки ТГУ. №1(8). 2012. С. 324-326.