ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников - новое
направление образовательной деятельности с детьми 11
1.2. Сущность и содержание профессиональной компетентности педагогов
в области развития детской инициативы и самостоятельности 23
1.3. Теоретическое обоснование условий формирования профессиональной
компетентности педагогов в области развития детской инициативы и самостоятельности 30
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Изучение актуального уровня сфорированности профессиональной
компетентности педагогов в области развития детской инициативы и самостоятельности 42
2.2. Опыт реализации условий формирования профессиональной компетентности педагогов в области развития детской инициативы и
самостоятельности 56
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне заключается в том, что рассматривая образование как фундаментальное средство культуры и развития индивида, современная педагогика ставит задачу формирования самостоятельной, творчески активной личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных областях жизни общества, начиная с раннего детства. В связи с этим идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [45] и Федераотным законом РФ «Об образовании» [46], ориентирована на воспитание личности инициативной, самостоятельной, творческой.
На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей; проявляют способность к принятию собственных решений.
Проблема развития самостоятельности и инициативности детей была и остается одной из самых актуальных в современной педагогике. Согласно многочисленным точкам зрения (Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, М.И. Заболотнева и других) самостоятельность рассматривается как высший уровень развития мышления и заключается в успешном применении человеком знаний в новой, нестандартной ситуации, т.е. возникновением явления переноса, которое в свою очередь характеризуется системностью этих знаний, умением устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, высоким уровнем прогнозирования собственной деятельности: человек сам способен видеть и формулировать проблему, ставить перед собой цель, планировать этапы ее реализации.
Тем не менее, не смотря на требования стандарта, продолжает сохраняться и развиваться тенденция, ограничения развития рассматриваемых качеств личности ребенка, связанная с лишением детей свободы выбора, искусственным сужение пространства детских проб и получения собственного опыта. Как отмечает А.А. Кирпач, «задержка в развитии самостоятельности приводит к появлению детского непослушания, для которого нет видимых мотивов, а также привычки ждать помощи от окружающих» [18, с. 48]...
Анализ и обобщение взглядов ученых и практиков различных отраслей гуманитарного знания по проблеме развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста, позволили выделить основные характеристики проявления рассматриваемых качеств в детском возрасте, описать этапы их становления и развития и выделить основные трудности, препятствующие реализации требований стандарта, в развитии инициативы и самостоятельности детей; осветить понятия соответствующей профессиональной компетентности педагога, а также обосновать необходимые педагогические условия по ее формированию.
Во-первых, основываясь на результатах междисциплинарных исследований, понятие «самостоятельность» трактуется как качество личности, проявляющееся в возможности без посторонней помощи организовывать свою деятельность, умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами и нести ответственность за свои действия; «инициатива» рассматривается как способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости.
Достаточно полное и многоаспектное изучение этого явления в психолого-педагогических исследованиях, аргументированно
доказывающих, что развитие активной, инициативной, творческой и самостоятельной личности начинается на этапе младшего дошкольного возраста. В следующей возрастной группе - среднем дошкольном возраста развитие инициативы и самостоятельности происходит и проявляется в разных видах детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, труд). В этих видах деятельности у ребенка появляется возможность проявлять свою субъектность. В психологических исследованиях утверждается, что развитие инициативы и самостоятельности детей происходит от их репродуктивного характера к инициативе и самостоятельности с элементами творчества при становлении самооценки, сознания и самоконтроля. Все виды детской деятельности имеют собственный потенциал развития компонентов инициативы и самостоятельности. Так, игра стимулирует развитие активности и инициативы (Д.Б. Эльконин), в труд способствует формированию осознанности и целенаправленности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт), продуктивные виды деятельности обладают возможностью развивать независимость ребенка, стремление к самовыражению (Н.В. Ветлугина).
Трудностями, препятствующими реализации требований стандарта, в развитии инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста являются: регламентированность образовательных программ,
переполненность современных детских садов одновременно с нехваткой педагогических кадров, недооценка родителями значимости и важности таких личностных качеств как инициативность и самостоятельность, недостаточный уровень развития профессиональных компетенций педагогов для развития самостоятельности и инициативность детей...
1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Академический проект, 2017. 704 с.
2. Баранников А.В. Компетентностнный подход и качество образования. М.: Московский центр качества образования, 2018. 144 с.
3. Башарина А. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-detskoi- iniciativy-i-samostojatelnosti-v-uslovijah-detskogo-sada.html (дата обращения: 11.08.2019).
4. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. 2019. №37. С.20-23.
5. Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива // Завуч. 2019. №7. С.23-29.
6. Гапон Л.Е. Компетенции и компетентность педагога. URL: https://nsportal. ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/07/20/kompetentsii-i- kompetentnost-pedagoga-1 (дата обращения: 11.08.2019).
7. Говоров М.С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1962. 261 с.
8. Годник С.М., Козберг Г.А. Становление профессиональной компетентности учителя. Воронеж: ВГУ, 2019. 345 с.
9. Горбунова В.В. Управление качеством образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. №3. С.80-84.
10. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. М.: Гардарики, 2018. 480 с.
11. Денежкина Е.О., Колинько Н.С. Формирование профессиональных умений у педагогов в условиях современной дошкольной образовательной организации // Вестник научных конференций. 2015. № 3-4. Ч. 4. С.53-55.
12. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 2018. № 7. С.193-197.
13. Ежкова Н.С. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 144 с.
14. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 2013. 203 с.
15. Зимняя И.А Педагогическая психологии: учебник для вузов. М.: Логос, 2019. 384 с...56