ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема развития эмпатии в психологии 7
1.2. Особенности развития эмпатии в дошкольном возрасте 10
1.3. Условия развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста 15
Выводы по Глава 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Результат исследования эмпатии детей среднего дошкольного возраста 23
2.3. Реализация педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста 32
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема развития эмпатии в психологии 7
1.2. Особенности развития эмпатии в дошкольном возрасте 10
1.3. Условия развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста 15
Выводы по Глава 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Результат исследования эмпатии детей среднего дошкольного возраста 23
2.3. Реализация педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста 32
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
1. На сегодняшний день актуальным вопросом является формирование нравственности, которое предопределяться как предоставления условий для создания лучших качеств и умений личности, как интерес к личности. В этом плане особое влияние имеет место вопроса значимости человека, развитие высоконравственной культуры индивида, особо важной составляющей каковой считается понимание наиболее себе и собственных взаимных связей с другими, влечение таким высшим человеческим чувствам как добро, сопереживание, желание прийти на помощь нуждающемуся.
Исследователи пришли к общему мнению что наиболее значимым и важнейшим в становление ребенка как личности, развитие его эмоциональной сферы, то есть развитие социальных эмоций и чувств,
Что благоприятно влияют на социализацию человека, становлению его отношений с окружающими.
Эмпатия это важнейшая структура в формировании благоприятных средств гуманизации индивидуальных связей человека с внешним миром, его мирных отношениям с другими людьми.
1. Эмпатия - важнейшая социальная эмоция, которая заранее определяет навыки человека к пониманию и ощущению эмоций других. То есть человек владеющий этой социальной способность может понять душевные переживания другого.
В обзоре данного вопроса о эмпатии участвовали зарубежные и наши отечественные психологи и психотерапевты, такие как: Э. Титчер, Дж. Мид, К. Роджерс, З. Фрейд, Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, Д.Б. Эльконин, Л.П. Стрелкова, Я.З. Неверович. Большая часть ученых приобщали эмпатию к сочувствию, сопереживанию, эмпатийным поведением.
Наши отечественные исследователи взяли на себя ответственность по изучению и формированию эмпатии дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, А.А. Рояк, А.Б. Николаева, Т.П. Гаврилова и др.). Их научная деятельность дала ясную картину того, что в дошкольном детстве фундаментальную основу эмоционально-нравственная культура детей.
Во время осмысления научной и психолого-педагогической литературы было выявлено, что эмпатия есть неотъемлемое звено нравственного и духовного развития детей дошкольного возраста. Эмпатия благоприятно влияет на развитие положительных отношений между множеством людей и их познанием, развивает такие умения как помощь товарищу в трудный момент, сочувствию. Это качество как эмпатия помогает понять душевное состояние другого человека, человек может раскрыть и осознать тонкую организацию человеческой сущности, его переживаний, мыслей.
Общие взгляды и мнения психологов и педагогов сошлись на том, что средний дошкольный возраст — это наиболее ответственный этап в развитии общественно человеческих механизмов образа действий и деятельности , в формирование личности дошкольника в целом. В имеющимся возрастном моменте - дети проявляют огромное желание общаться и взаимодействовать с детьми такого же возраста, как и они, выполнении различного рода совместной деятельности, что обладает некими условиями для воспитания общих взаимоотношений, строящихся на механизмах эмоциональной отзывчивости, сопереживания и содействия.
Анализ существующей практики чувственно -нравственного воспитания детей в общеобразовательной организации свидетельствует нам об неполноте целой концепции формирования эмпатии у детей в детстве.
В следствие чего, формируются конкретные противоречия среди условий, образующихся в парадигме гуманистического воспитания, и неимением результативных преподавательских обстоятельств в формирование эмпатии у детей дошкольного возраста.
Обнажив нестыковки, обозначающие подбор проблемы изучения: «Педагогические критерии развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста».
Цель исследования: установление степень и необходимых педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмпатия детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей среднего дошкольного возраста будет реализовываться более эффективно, если создать следующие условия:
- проведение игровой деятельности в режимных моментах и в свободное время, в становление которой у дошкольников возникают знание воспринимать 1эмоциональные достояния других людей, и представить себя на его месте прочувствовать его положительные или отрицательные эмоции и, I используя определенные методы, I наблюдать конкретные сценарии взаимоотношений с иными людьми;
- создание разных разновидностей коллективной работы, как деятельность, в котором формируются постепенное освоение ребенком способов эмоционально-нравственного отношения к родным и окружающего его мира;
- формирование научающей предметно-пространственной среды для развития эмпатии.
Задачи исследования:
1. Отталкиваясь с рассматриваемого исследования психолого-педагогической литературы по вопросам изучения:
- изучить сущность эмпатии, ее особенностей и развития в дошкольном возрасте;
- выявить необходимые условия развития эмпатии в дошкольном возрасте.
2. Провести экспериментальное исследование уровня развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
3. Создать благоприятную среду для осуществления педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическими основные принципы изучения считаются:
- положения гуманистической психологии и педагогики, принимающие субъект и ее переживания как значимую ценностью (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмалов, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, C.JI. Рубинштейн, К. Роджерс, и др.);
- педагогические и психологические положения детства, выражающие проблемы социализации равно как значимые в развитие индивидуальности детей дошкольного возраста (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, P.M. Чумичева, Н.Ф. Голованова, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фелдштейн и др.);
- постижения, показывающих явление эмпатии в строении личности человека (Н.Н. Обозов, Т.А. Барышева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гаври лова, и др.);
- деятельностный подход (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), в соответствии чему формирование эмпатии выступает как развитие конкретных умений в целостной структуре личности и индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
• эмпирические: наблюдение.
Строение работы: введение, две главы, выводы заключение, список использованной литературы, приложения.
Исследователи пришли к общему мнению что наиболее значимым и важнейшим в становление ребенка как личности, развитие его эмоциональной сферы, то есть развитие социальных эмоций и чувств,
Что благоприятно влияют на социализацию человека, становлению его отношений с окружающими.
Эмпатия это важнейшая структура в формировании благоприятных средств гуманизации индивидуальных связей человека с внешним миром, его мирных отношениям с другими людьми.
1. Эмпатия - важнейшая социальная эмоция, которая заранее определяет навыки человека к пониманию и ощущению эмоций других. То есть человек владеющий этой социальной способность может понять душевные переживания другого.
В обзоре данного вопроса о эмпатии участвовали зарубежные и наши отечественные психологи и психотерапевты, такие как: Э. Титчер, Дж. Мид, К. Роджерс, З. Фрейд, Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, Д.Б. Эльконин, Л.П. Стрелкова, Я.З. Неверович. Большая часть ученых приобщали эмпатию к сочувствию, сопереживанию, эмпатийным поведением.
Наши отечественные исследователи взяли на себя ответственность по изучению и формированию эмпатии дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, А.А. Рояк, А.Б. Николаева, Т.П. Гаврилова и др.). Их научная деятельность дала ясную картину того, что в дошкольном детстве фундаментальную основу эмоционально-нравственная культура детей.
Во время осмысления научной и психолого-педагогической литературы было выявлено, что эмпатия есть неотъемлемое звено нравственного и духовного развития детей дошкольного возраста. Эмпатия благоприятно влияет на развитие положительных отношений между множеством людей и их познанием, развивает такие умения как помощь товарищу в трудный момент, сочувствию. Это качество как эмпатия помогает понять душевное состояние другого человека, человек может раскрыть и осознать тонкую организацию человеческой сущности, его переживаний, мыслей.
Общие взгляды и мнения психологов и педагогов сошлись на том, что средний дошкольный возраст — это наиболее ответственный этап в развитии общественно человеческих механизмов образа действий и деятельности , в формирование личности дошкольника в целом. В имеющимся возрастном моменте - дети проявляют огромное желание общаться и взаимодействовать с детьми такого же возраста, как и они, выполнении различного рода совместной деятельности, что обладает некими условиями для воспитания общих взаимоотношений, строящихся на механизмах эмоциональной отзывчивости, сопереживания и содействия.
Анализ существующей практики чувственно -нравственного воспитания детей в общеобразовательной организации свидетельствует нам об неполноте целой концепции формирования эмпатии у детей в детстве.
В следствие чего, формируются конкретные противоречия среди условий, образующихся в парадигме гуманистического воспитания, и неимением результативных преподавательских обстоятельств в формирование эмпатии у детей дошкольного возраста.
Обнажив нестыковки, обозначающие подбор проблемы изучения: «Педагогические критерии развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста».
Цель исследования: установление степень и необходимых педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмпатия детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей среднего дошкольного возраста будет реализовываться более эффективно, если создать следующие условия:
- проведение игровой деятельности в режимных моментах и в свободное время, в становление которой у дошкольников возникают знание воспринимать 1эмоциональные достояния других людей, и представить себя на его месте прочувствовать его положительные или отрицательные эмоции и, I используя определенные методы, I наблюдать конкретные сценарии взаимоотношений с иными людьми;
- создание разных разновидностей коллективной работы, как деятельность, в котором формируются постепенное освоение ребенком способов эмоционально-нравственного отношения к родным и окружающего его мира;
- формирование научающей предметно-пространственной среды для развития эмпатии.
Задачи исследования:
1. Отталкиваясь с рассматриваемого исследования психолого-педагогической литературы по вопросам изучения:
- изучить сущность эмпатии, ее особенностей и развития в дошкольном возрасте;
- выявить необходимые условия развития эмпатии в дошкольном возрасте.
2. Провести экспериментальное исследование уровня развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
3. Создать благоприятную среду для осуществления педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическими основные принципы изучения считаются:
- положения гуманистической психологии и педагогики, принимающие субъект и ее переживания как значимую ценностью (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмалов, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, C.JI. Рубинштейн, К. Роджерс, и др.);
- педагогические и психологические положения детства, выражающие проблемы социализации равно как значимые в развитие индивидуальности детей дошкольного возраста (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, P.M. Чумичева, Н.Ф. Голованова, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фелдштейн и др.);
- постижения, показывающих явление эмпатии в строении личности человека (Н.Н. Обозов, Т.А. Барышева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гаври лова, и др.);
- деятельностный подход (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), в соответствии чему формирование эмпатии выступает как развитие конкретных умений в целостной структуре личности и индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
• эмпирические: наблюдение.
Строение работы: введение, две главы, выводы заключение, список использованной литературы, приложения.
Исследования научной и психолого-педагогической литературы показал, что эмпатия есть главный компонент развития нравственного и духовного у детей дошкольного возраста. Эмпатия влияет на формирование межличностных познаний и отношений, она учит детей помогать и сопереживать другим людям. Она дает возможность познать душу другого, увидеть и прочувствовать мысли и эмоции.
Большинство психологов и педагогов сошлись на едином мнении что, средний дошкольный возраст является самым важным периодом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в развитии личности дошкольника в целом. В этом возрастном периоде - дети с особых желаний стремятся взаимодействовать со своими сверстниками в тех или иных формах деятельности, что дает благоприятную почву для воспитания коллективных взаимоотношений, основывающихся на механизмах эмоциональной отзывчивости, сопереживания и содействия.
В первой главе нашей научной работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего можно сделать ряд выводов:
1. Эмпатия понимается нами как способность к сопереживанию, умению разделять чужие эмоции и чувства.
2. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие.
Сопереживание - это переживание человеком одних и тех же чувств, которые присутствуют у другого, ставя себя на его место. Сочувствие - это чувствование своих переживаний по поводу чувств иного человека.
3. Н.Н. Обозов рассматривал, эмпатию может в виде трех уровней (компонентов):
1) когнитивный (понимание состояния другого);
2) эмоциональный (понимание и эмпатическое от реагирование состояния другого);
3) совокупность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.
4. Дошкольный возраст — это тот период, который имеет наиболее благоприятные условия для формирования нравственного развития, во многом зависит будущий положительный облик человека и в то же время определенно хороший период для создания крепкого и не разрывного взаимодействия с ровесниками.
5. Формирование эмпатии у детей среднего дошкольного возраста является центральным в становлении личности человека. Родителям и педагогам стоит сосредоточить свое внимание на то, как ребенок реагирует и воспринимает эмоциональное состояние другого. Помимо этого, еще главной составляющей является не только сопереживание негативным эмоция, но и «сорадование» положительным эмоциям другого человека.
6. Конкретно в дошкольном возрасте развивается эмпатия, эмоционально-нравственной культуры личности. По этой причине на сегодняшний день важны эффективные меры развития сочувствия, гуманности, отзывчивости и их использование и выражение в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с детства.
С целью изучения особенностей развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста, было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МБДОУ № 274 г. Красноярска. В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в количестве 22 человек, из них 12 детей - экспериментальная группа и 12 человек - контрольная группа.
Для анализа уровня развития эмпатии были использованы следующие методики:
1. «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
2. «Изучение эмоциональных проявлений детей» (автор А.Д. Кошелева).
3. Наблюдение в процессе совместной деятельности.
В результате проведения методики «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), для большинства испытуемых экспериментальной группы свойственен низкий уровень развития для большинства испытуемых экспериментальной группы (50%); для 33,3% испытуемых характерен средний уровень развития эмпатии и лишь, 16,6% детей среднего дошкольного возраста соответствуют высокому уровню.
Что касается результатов данных контрольной группы, то большинство детей среднего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития эмпатии (58,3%); дети со средним уровнем развития эмпатии (25%) и меньшее количество детей (16,6%) из контрольной группы соответствуют высокому уровню развития эмпатии.
Исходя из данных методики «Изучение эмоциональных проявлений детей» (автор А.Д. Кошелева), для большинства испытуемых экспериментальной группы свойственен низкий уровень развития эмпатии (66,6%); стоит так же отметить, что 25% детей среднего дошкольного возраста занимают средний уровень развития эмпатии и, наконец, 8,3% испытуемых соответствуют высокому уровню развития эмпатии.
Дети контрольной группы имеют одинаковый процент среднего и низкого уровней развития эмпатии (41,6%); наименьшее количество средних дошкольников контрольной группы (16,6%) заняли высокий уровень развития эмпатии.
В ходе наблюдения было установлено, что большинство детей экспериментальной группы занимают одинаковый процент среднего и низкого уровней развития эмпатии (50%); дети с высоким уровнем эмпатии отсутствуют в экспериментальной группе.
Большинство испытуемых контрольной группы в результате наблюдения в процессе совместной деятельности были отнесены к среднему уровню развития эмпатии (50%); достаточное количество человек относятся к низкому уровню (41, 6%); стоит отметить, что 8,3% от числа испытуемых находятся на высоком уровне.
Таким образом, обобщая результаты представленных методик, можно сделать вывод, что для большинства детей среднего дошкольного возраста как для экспериментальной, так и для контрольной групп, характерен низкий уровень развития эмпатии по всем трем содержательным компонентам:
1. эмоциональный компонент эмпатии (переживание-сочувствие);
2. когнитивный компонент эмпатии (переживание-утверждение себя);
3. поведенческий компонент эмпатии (переживание-действие);
Следовательно, обобщая полученные данные, встала необходимость реализации педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
После проведения формирующего эксперимента отмечаются положительные изменения характера эмпатии по трем методикам, таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, а именно, игра выступило одним из значимых средств развития эмпатии у детей среднего дошкольного возраста, а именно ее содержательных компонентов:
- эмоциональный компонент эмпатии (переживание-сочувствие);
- когнитивный компонент эмпатии (переживание-утверждение себя);
- поведенческий компонент эмпатии (переживание-действие);
Большинство психологов и педагогов сошлись на едином мнении что, средний дошкольный возраст является самым важным периодом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в развитии личности дошкольника в целом. В этом возрастном периоде - дети с особых желаний стремятся взаимодействовать со своими сверстниками в тех или иных формах деятельности, что дает благоприятную почву для воспитания коллективных взаимоотношений, основывающихся на механизмах эмоциональной отзывчивости, сопереживания и содействия.
В первой главе нашей научной работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего можно сделать ряд выводов:
1. Эмпатия понимается нами как способность к сопереживанию, умению разделять чужие эмоции и чувства.
2. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие.
Сопереживание - это переживание человеком одних и тех же чувств, которые присутствуют у другого, ставя себя на его место. Сочувствие - это чувствование своих переживаний по поводу чувств иного человека.
3. Н.Н. Обозов рассматривал, эмпатию может в виде трех уровней (компонентов):
1) когнитивный (понимание состояния другого);
2) эмоциональный (понимание и эмпатическое от реагирование состояния другого);
3) совокупность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.
4. Дошкольный возраст — это тот период, который имеет наиболее благоприятные условия для формирования нравственного развития, во многом зависит будущий положительный облик человека и в то же время определенно хороший период для создания крепкого и не разрывного взаимодействия с ровесниками.
5. Формирование эмпатии у детей среднего дошкольного возраста является центральным в становлении личности человека. Родителям и педагогам стоит сосредоточить свое внимание на то, как ребенок реагирует и воспринимает эмоциональное состояние другого. Помимо этого, еще главной составляющей является не только сопереживание негативным эмоция, но и «сорадование» положительным эмоциям другого человека.
6. Конкретно в дошкольном возрасте развивается эмпатия, эмоционально-нравственной культуры личности. По этой причине на сегодняшний день важны эффективные меры развития сочувствия, гуманности, отзывчивости и их использование и выражение в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с детства.
С целью изучения особенностей развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста, было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МБДОУ № 274 г. Красноярска. В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в количестве 22 человек, из них 12 детей - экспериментальная группа и 12 человек - контрольная группа.
Для анализа уровня развития эмпатии были использованы следующие методики:
1. «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
2. «Изучение эмоциональных проявлений детей» (автор А.Д. Кошелева).
3. Наблюдение в процессе совместной деятельности.
В результате проведения методики «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), для большинства испытуемых экспериментальной группы свойственен низкий уровень развития для большинства испытуемых экспериментальной группы (50%); для 33,3% испытуемых характерен средний уровень развития эмпатии и лишь, 16,6% детей среднего дошкольного возраста соответствуют высокому уровню.
Что касается результатов данных контрольной группы, то большинство детей среднего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития эмпатии (58,3%); дети со средним уровнем развития эмпатии (25%) и меньшее количество детей (16,6%) из контрольной группы соответствуют высокому уровню развития эмпатии.
Исходя из данных методики «Изучение эмоциональных проявлений детей» (автор А.Д. Кошелева), для большинства испытуемых экспериментальной группы свойственен низкий уровень развития эмпатии (66,6%); стоит так же отметить, что 25% детей среднего дошкольного возраста занимают средний уровень развития эмпатии и, наконец, 8,3% испытуемых соответствуют высокому уровню развития эмпатии.
Дети контрольной группы имеют одинаковый процент среднего и низкого уровней развития эмпатии (41,6%); наименьшее количество средних дошкольников контрольной группы (16,6%) заняли высокий уровень развития эмпатии.
В ходе наблюдения было установлено, что большинство детей экспериментальной группы занимают одинаковый процент среднего и низкого уровней развития эмпатии (50%); дети с высоким уровнем эмпатии отсутствуют в экспериментальной группе.
Большинство испытуемых контрольной группы в результате наблюдения в процессе совместной деятельности были отнесены к среднему уровню развития эмпатии (50%); достаточное количество человек относятся к низкому уровню (41, 6%); стоит отметить, что 8,3% от числа испытуемых находятся на высоком уровне.
Таким образом, обобщая результаты представленных методик, можно сделать вывод, что для большинства детей среднего дошкольного возраста как для экспериментальной, так и для контрольной групп, характерен низкий уровень развития эмпатии по всем трем содержательным компонентам:
1. эмоциональный компонент эмпатии (переживание-сочувствие);
2. когнитивный компонент эмпатии (переживание-утверждение себя);
3. поведенческий компонент эмпатии (переживание-действие);
Следовательно, обобщая полученные данные, встала необходимость реализации педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
После проведения формирующего эксперимента отмечаются положительные изменения характера эмпатии по трем методикам, таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, а именно, игра выступило одним из значимых средств развития эмпатии у детей среднего дошкольного возраста, а именно ее содержательных компонентов:
- эмоциональный компонент эмпатии (переживание-сочувствие);
- когнитивный компонент эмпатии (переживание-утверждение себя);
- поведенческий компонент эмпатии (переживание-действие);
Подобные работы
- КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



