Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №169312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема развития эмпатии в психологии 7
1.2. Особенности развития эмпатии в дошкольном возрасте 10
1.3. Условия развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста 15
Выводы по Глава 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Результат исследования эмпатии детей среднего дошкольного возраста 23
2.3. Реализация педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста 32
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

1. На сегодняшний день актуальным вопросом является формирование нравственности, которое предопределяться как предоставления условий для создания лучших качеств и умений личности, как интерес к личности. В этом плане особое влияние имеет место вопроса значимости человека, развитие высоконравственной культуры индивида, особо важной составляющей каковой считается понимание наиболее себе и собственных взаимных связей с другими, влечение таким высшим человеческим чувствам как добро, сопереживание, желание прийти на помощь нуждающемуся.
Исследователи пришли к общему мнению что наиболее значимым и важнейшим в становление ребенка как личности, развитие его эмоциональной сферы, то есть развитие социальных эмоций и чувств,
Что благоприятно влияют на социализацию человека, становлению его отношений с окружающими.
Эмпатия это важнейшая структура в формировании благоприятных средств гуманизации индивидуальных связей человека с внешним миром, его мирных отношениям с другими людьми.
1. Эмпатия - важнейшая социальная эмоция, которая заранее определяет навыки человека к пониманию и ощущению эмоций других. То есть человек владеющий этой социальной способность может понять душевные переживания другого.
В обзоре данного вопроса о эмпатии участвовали зарубежные и наши отечественные психологи и психотерапевты, такие как: Э. Титчер, Дж. Мид, К. Роджерс, З. Фрейд, Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, Д.Б. Эльконин, Л.П. Стрелкова, Я.З. Неверович. Большая часть ученых приобщали эмпатию к сочувствию, сопереживанию, эмпатийным поведением.
Наши отечественные исследователи взяли на себя ответственность по изучению и формированию эмпатии дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, А.А. Рояк, А.Б. Николаева, Т.П. Гаврилова и др.). Их научная деятельность дала ясную картину того, что в дошкольном детстве фундаментальную основу эмоционально-нравственная культура детей.
Во время осмысления научной и психолого-педагогической литературы было выявлено, что эмпатия есть неотъемлемое звено нравственного и духовного развития детей дошкольного возраста. Эмпатия благоприятно влияет на развитие положительных отношений между множеством людей и их познанием, развивает такие умения как помощь товарищу в трудный момент, сочувствию. Это качество как эмпатия помогает понять душевное состояние другого человека, человек может раскрыть и осознать тонкую организацию человеческой сущности, его переживаний, мыслей.
Общие взгляды и мнения психологов и педагогов сошлись на том, что средний дошкольный возраст — это наиболее ответственный этап в развитии общественно человеческих механизмов образа действий и деятельности , в формирование личности дошкольника в целом. В имеющимся возрастном моменте - дети проявляют огромное желание общаться и взаимодействовать с детьми такого же возраста, как и они, выполнении различного рода совместной деятельности, что обладает некими условиями для воспитания общих взаимоотношений, строящихся на механизмах эмоциональной отзывчивости, сопереживания и содействия.
Анализ существующей практики чувственно -нравственного воспитания детей в общеобразовательной организации свидетельствует нам об неполноте целой концепции формирования эмпатии у детей в детстве.
В следствие чего, формируются конкретные противоречия среди условий, образующихся в парадигме гуманистического воспитания, и неимением результативных преподавательских обстоятельств в формирование эмпатии у детей дошкольного возраста.
Обнажив нестыковки, обозначающие подбор проблемы изучения: «Педагогические критерии развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста».
Цель исследования: установление степень и необходимых педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмпатия детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей среднего дошкольного возраста будет реализовываться более эффективно, если создать следующие условия:
- проведение игровой деятельности в режимных моментах и в свободное время, в становление которой у дошкольников возникают знание воспринимать 1эмоциональные достояния других людей, и представить себя на его месте прочувствовать его положительные или отрицательные эмоции и, I используя определенные методы, I наблюдать конкретные сценарии взаимоотношений с иными людьми;
- создание разных разновидностей коллективной работы, как деятельность, в котором формируются постепенное освоение ребенком способов эмоционально-нравственного отношения к родным и окружающего его мира;
- формирование научающей предметно-пространственной среды для развития эмпатии.
Задачи исследования:
1. Отталкиваясь с рассматриваемого исследования психолого-педагогической литературы по вопросам изучения:
- изучить сущность эмпатии, ее особенностей и развития в дошкольном возрасте;
- выявить необходимые условия развития эмпатии в дошкольном возрасте.
2. Провести экспериментальное исследование уровня развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
3. Создать благоприятную среду для осуществления педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическими основные принципы изучения считаются:
- положения гуманистической психологии и педагогики, принимающие субъект и ее переживания как значимую ценностью (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмалов, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, C.JI. Рубинштейн, К. Роджерс, и др.);
- педагогические и психологические положения детства, выражающие проблемы социализации равно как значимые в развитие индивидуальности детей дошкольного возраста (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, P.M. Чумичева, Н.Ф. Голованова, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фелдштейн и др.);
- постижения, показывающих явление эмпатии в строении личности человека (Н.Н. Обозов, Т.А. Барышева, А.А. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гаври лова, и др.);
- деятельностный подход (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), в соответствии чему формирование эмпатии выступает как развитие конкретных умений в целостной структуре личности и индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
• эмпирические: наблюдение.
Строение работы: введение, две главы, выводы заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследования научной и психолого-педагогической литературы показал, что эмпатия есть главный компонент развития нравственного и духовного у детей дошкольного возраста. Эмпатия влияет на формирование межличностных познаний и отношений, она учит детей помогать и сопереживать другим людям. Она дает возможность познать душу другого, увидеть и прочувствовать мысли и эмоции.
Большинство психологов и педагогов сошлись на едином мнении что, средний дошкольный возраст является самым важным периодом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в развитии личности дошкольника в целом. В этом возрастном периоде - дети с особых желаний стремятся взаимодействовать со своими сверстниками в тех или иных формах деятельности, что дает благоприятную почву для воспитания коллективных взаимоотношений, основывающихся на механизмах эмоциональной отзывчивости, сопереживания и содействия.
В первой главе нашей научной работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего можно сделать ряд выводов:
1. Эмпатия понимается нами как способность к сопереживанию, умению разделять чужие эмоции и чувства.
2. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие.
Сопереживание - это переживание человеком одних и тех же чувств, которые присутствуют у другого, ставя себя на его место. Сочувствие - это чувствование своих переживаний по поводу чувств иного человека.
3. Н.Н. Обозов рассматривал, эмпатию может в виде трех уровней (компонентов):
1) когнитивный (понимание состояния другого);
2) эмоциональный (понимание и эмпатическое от реагирование состояния другого);
3) совокупность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.
4. Дошкольный возраст — это тот период, который имеет наиболее благоприятные условия для формирования нравственного развития, во многом зависит будущий положительный облик человека и в то же время определенно хороший период для создания крепкого и не разрывного взаимодействия с ровесниками.
5. Формирование эмпатии у детей среднего дошкольного возраста является центральным в становлении личности человека. Родителям и педагогам стоит сосредоточить свое внимание на то, как ребенок реагирует и воспринимает эмоциональное состояние другого. Помимо этого, еще главной составляющей является не только сопереживание негативным эмоция, но и «сорадование» положительным эмоциям другого человека.
6. Конкретно в дошкольном возрасте развивается эмпатия, эмоционально-нравственной культуры личности. По этой причине на сегодняшний день важны эффективные меры развития сочувствия, гуманности, отзывчивости и их использование и выражение в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с детства.
С целью изучения особенностей развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста, было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось на базе МБДОУ № 274 г. Красноярска. В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в количестве 22 человек, из них 12 детей - экспериментальная группа и 12 человек - контрольная группа.
Для анализа уровня развития эмпатии были использованы следующие методики:
1. «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
2. «Изучение эмоциональных проявлений детей» (автор А.Д. Кошелева).
3. Наблюдение в процессе совместной деятельности.
В результате проведения методики «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), для большинства испытуемых экспериментальной группы свойственен низкий уровень развития для большинства испытуемых экспериментальной группы (50%); для 33,3% испытуемых характерен средний уровень развития эмпатии и лишь, 16,6% детей среднего дошкольного возраста соответствуют высокому уровню.
Что касается результатов данных контрольной группы, то большинство детей среднего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития эмпатии (58,3%); дети со средним уровнем развития эмпатии (25%) и меньшее количество детей (16,6%) из контрольной группы соответствуют высокому уровню развития эмпатии.
Исходя из данных методики «Изучение эмоциональных проявлений детей» (автор А.Д. Кошелева), для большинства испытуемых экспериментальной группы свойственен низкий уровень развития эмпатии (66,6%); стоит так же отметить, что 25% детей среднего дошкольного возраста занимают средний уровень развития эмпатии и, наконец, 8,3% испытуемых соответствуют высокому уровню развития эмпатии.
Дети контрольной группы имеют одинаковый процент среднего и низкого уровней развития эмпатии (41,6%); наименьшее количество средних дошкольников контрольной группы (16,6%) заняли высокий уровень развития эмпатии.
В ходе наблюдения было установлено, что большинство детей экспериментальной группы занимают одинаковый процент среднего и низкого уровней развития эмпатии (50%); дети с высоким уровнем эмпатии отсутствуют в экспериментальной группе.
Большинство испытуемых контрольной группы в результате наблюдения в процессе совместной деятельности были отнесены к среднему уровню развития эмпатии (50%); достаточное количество человек относятся к низкому уровню (41, 6%); стоит отметить, что 8,3% от числа испытуемых находятся на высоком уровне.
Таким образом, обобщая результаты представленных методик, можно сделать вывод, что для большинства детей среднего дошкольного возраста как для экспериментальной, так и для контрольной групп, характерен низкий уровень развития эмпатии по всем трем содержательным компонентам:
1. эмоциональный компонент эмпатии (переживание-сочувствие);
2. когнитивный компонент эмпатии (переживание-утверждение себя);
3. поведенческий компонент эмпатии (переживание-действие);
Следовательно, обобщая полученные данные, встала необходимость реализации педагогических условий развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.
После проведения формирующего эксперимента отмечаются положительные изменения характера эмпатии по трем методикам, таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, а именно, игра выступило одним из значимых средств развития эмпатии у детей среднего дошкольного возраста, а именно ее содержательных компонентов:
- эмоциональный компонент эмпатии (переживание-сочувствие);
- когнитивный компонент эмпатии (переживание-утверждение себя);
- поведенческий компонент эмпатии (переживание-действие);



1. |Роберт Л. I Свобода от тревоги: Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. М.: ГИТИС, 2000 415 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Аст- Пресс; Екатеринбург, 2000. 510 с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М.: Аст-Пресс, 1999. 159 с.
4. | Басова А. Г. j Понятие | эмпатии в i отечественной и I зарубежной психологии Журнал «Молодой ученый». 2012. №8. С. 254-256 с.
5. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. М.: Изд. 2-е исправленное и дополненное.: Медицина, 1978 250 с.
6. | Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М.: Астрель; Тверь: ACT, 2007.200 с.
7.1 Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Росман, 2004. 544 с.
8. | Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 117-120.
9. | Выготский Л.С. Психология развития, ребенка. М.: Эксмо; Москва; АСТ, 2006. 512 с.
10. Экман П. Психология эмоций: Я знаю, что ты чувствуешь. М: Питер, 2011 С. 147 - 168.
11. Левис Ш. Левис Ш. |Ребенок и стресс: автореф. дис. ... д-ра филос. психол. наук. 1997. 180 с.
12.1 Гайворонская, Т.А., Деркунская, В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007. 144с.
13. Гальперин П.Я., I Запорожец А.В., I Карпова С.Н. I Педагогика: актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Астрель; Тверь: АСТ, 1978. 134 с.
14. | Голдаева Г. (Педагогика 1переживания // (Дошкольное (воспитание. 2001. №6. С. 95 - 97.
15. Данилова Е.Е. практикум по педагогической и возрастной психолог ии. М.: Академия, 1998 160 с.
16. | Долгова В. И., (Мельник Е. В., Петрова Н. М. (Феномен (эмпатии в психологических исследованиях [электронный ресурс] // научно¬методический сетевой журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 86-90. URL:
http://ekoncept.ru/2015/95524.htm. (дата обращения 16.05.19)
17. Елеференко И. О. Синергизм эмпатии // (Общество. Среда. (Развитие. 2007. №4. С. 67-88.
18. Журавых О. Пойми меня... // Дошкольное воспитание. 2002. №2. С. 18 - 20.
19. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств дошкольника // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989-160 c.
20. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелелева А.Д. Леонтьев А.Н. и др. Развитие (социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Астрель; Тверь: ACT, 1986. 170 c.
21. с Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие. 2007. №4. С. 67-88.
22.1 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752с.
23. д Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире /5 Дошкольное воспитание. 2001. №9. С. 98 - 101.
24. Корепанова М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: учебное пособие к спецкурсу. М.: Перемена; Волгоград: АСТ, 2000. 120 с.
25. Котырло В.К. Об особенностях формирования эмоционально волевой сферы дошкольников // Дошкольное воспитание. 1968. № 2. С. 41-44.
26. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2010. 432 с.
Т1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. М.: Академия Ярославль: АСТ, 1996. 88 с.
28. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2001. 260 с.
29. Кульчицкая Е. И. (Воспитание | чувств | детей в | семье. М.: |Киев : Радянська школа, 1983. 120 с.
30. | Лаврентьева М. В. Н Экспериментальное Н исследование Н эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2002. № 3. С. 84 -104.
31. j Леонтьев А.Н. (Биологическое и социальное в психике человека // Проблемы развития психики. М., 2001. № 4 С 30.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 269 с.
33. Минаева В. М. нРазвитие рмоций дошкольников // (Занятия. (Игры. М.: АРКТИ, 1999. 48 с.
34.1 Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация (сюжетно-ролевой игры в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009. 160 с.
35. | Морозов В.П., (Васильева А.Г. Невербальный (слух и дмпатия // Труды института психологии РАИ. 1995. Сер 1. №2. С. 253 - 260.
36. Недоспасова В.А. Растем играя. М.: Просвещение, 2002. 79 с.
37. | Обухова Л.Ф. Детская шсихология: етеории, факты, (проблемы. М. Просвещение, 1995. 360 с.
38. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Арки, 2003. 89 с.
39. | Першина Л.А. I Возрастная I психология. М.: I Академический проспект, 2004. 153 с.
40. р Петровский А.В., еЯрошевский М.Г. н Психология. М.: Политиздат, 2001. 264 с.
41. (Роджерс К. Творчество как (усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 18-31.
42. j Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М.: Просвещение, 1984.238 с.
43. | Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 704 с.
44. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. М.: Сфера, 2010. 176 с.
45. Сопиков А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и юсамопознания. Научные Ютруды Кубанского гос. ун! та. Краснодар, 1977. Вып. 235. С. 89-95.
46.1 Сорокин П.А. I Главные I тенденции I нашего I времени. М.: Просвещение 1997. 82 с.
47. Социальная психология личности в вопросах и ответах // |Под ред. проф. В.А. Лабунской. М.: Астрель; Тверь: ACT, 2000. 190 с.
48. Стрелкова А.П. Психические особенности (развития iэмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского |сада в нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1989 70 с.
49. Стрелкова Л.И. Творческое воображение: эмоции и ребенок: Методические рекомендации // Обруч. 1996. № 4. С. 78-80.
50. Троицкая Е.А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников: автореф. дис...к.психол. наук. Москва, 2012. 24 с.
51. | Урунтаева Г.А., I Афонькина Ю.А. I Практикум I по I детской психологии. М.: Академия, 2009. С. 23.
52. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития //Вопросы психологии. 1998 № 1. С. 3-18.
53. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
54. Эмоциональное развитие дошкольника: Хрестоматия // Под ред. А.Д. Кошелевой. Москва, 1985. 100 с.
55. Эмоциональное развитие ребенка в игре // А. Д. Кошелева, Л. П. Стрелкова // Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989. 174 с.
56. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич, и прикладн. аспекты: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1995. 22 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ