Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов среднего профессионального образования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационно-коммуникационной компетентности в профессиональном образовании 12
1.1. Историко-теоретический анализ формирования профессиональной
компетентности 12
1.2. Информационно-коммуникационная компетентность педагогов СПО как
условие подготовки высококвалифицированного специалиста 22
1.3. Уровни и критерии сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО 32
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО 41
2.1. Формирование информационно-коммуникационной компетентности
педагогов СПО в процессе развития его познавательной активности 41
2.2. Программа формирования информационно-коммуникационной
компетентности педагогов СПО при введении дистанционного обучения... 49
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО 61
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Библиографический список 80
Глава 1. Теоретические основы формирования информационно-коммуникационной компетентности в профессиональном образовании 12
1.1. Историко-теоретический анализ формирования профессиональной
компетентности 12
1.2. Информационно-коммуникационная компетентность педагогов СПО как
условие подготовки высококвалифицированного специалиста 22
1.3. Уровни и критерии сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО 32
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО 41
2.1. Формирование информационно-коммуникационной компетентности
педагогов СПО в процессе развития его познавательной активности 41
2.2. Программа формирования информационно-коммуникационной
компетентности педагогов СПО при введении дистанционного обучения... 49
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО 61
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Библиографический список 80
Актуальность исследования. Правительство Российской Федерации разработало комплекс стратегических задач, которые направлены на развитие образования. Основные направления раскрыты в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г. В качестве одной из основных задач предусмотрена необходимость формирования такой системы профессионального образования, которая отвечала бы требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики.
Создание и развитие высокоразвитого общества предполагает повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только в социально-экономической сфере деятельности, но ив образовании. Актуальность исследования проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов среднего профессионального образования(СПО) определяется потребностью введения в образовательный процесс новой, в частности, дистанционной технологии.
Для достижения нового высокого качества обучения педагогам образовательной организации СПО необходимо овладеть информационно-коммуникационной компетентностью, как одной из составляющей в общем списке общепрофессиональных компетенций.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного к эффективной работе по специальности на уровне, отвечающем мировым стандартам, готового к непрерывному профессиональному росту. И здесь ведущая роль отводится педагогу, способному подготовить такого специалиста. В этих условиях к педагогическому работнику предъявляются повышенные требования, требования к профессиональной мобильности.
Профессиональная мобильность - это психологическая готовность специалиста к решению широкого круга производственных задач, способность оперативно, быстро перестраиваться в зависимости от ситуации, поскольку наиболее эффективным ответом человека на неопределенность и проблемность трудовой ситуации является гибкость поведения, проявляется в его способности вовремя менять стратегию или способ действий в соответствии с условием труда. [45, с.693]
Классические технологии обучения в профессиональном образовании сегодня разумно сочетать с электронным обучением. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. [57, ст. 16]
В этих условиях инструментальной основой активности, готовности к профессиональной деятельности рассматривается информационно-коммуникационная компетентность.
По мнению В.А. Адольфа, «профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [2, с. 118]
Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога включает три основных аспекта — наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие обучающихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
Необходимость в дистанционном обучении определяется возрастающей потребностью в получении любым человеком возможности, не отрываясь от дома (работы), в любое время получить необходимые ему образовательные услуги высокого качества, которые удовлетворили бы его образовательные потребности.
К настоящему времени со всей очевидностью стала проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО, так как от её решения зависит результат образования и воспитания будущих профессионалов. В связи с вышесказанным выявляется ряд противоречий между:
- заказом государства, обозначенном в новых профессиональных стандартах на подготовку высококвалифицированных педагогов, готовых осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне;
- необходимостью реализации дистанционных программ обучения образовательными организациями СПО и недостаточной сформированностью информационно-коммуникационной компетентности у педагогов, дающей им возможность работать в информационной среде.
В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов среднего профессионального образования»
Таким образом, цель нашего исследования - выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
Объектом исследования является постдипломный образовательный процесс педагогов СПО.
Предмет исследования - педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО.
Гипотеза исследования: процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО будет результативным, если:
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО;
- выявлены особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО;
- разработана программа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО;
- выделены педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
1. Проанализировать сущностное содержание понятия «информационно - коммуникационная компетентность».
2. Раскрыть особенности формирования информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
4. Определить и описать уровни и критерии сформированности информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО
5. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность программы по формированию информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
6. Проверить эффективность выделенных педагогических условий формирования информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
Методологическую основу исследования составляют: общедиалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единства преемственности и поступательности традиций и инноваций; системный подход к изучению и организации педагогических процессов (A.A. Богданов, Ю.В. Казаков, Г. Саймон, П. Друкер), деятельностный подход к обучению (Г.А. Атанов, A.A. Вербицкий и др.), положения компетентностного подхода, рассматривающие формирование компетенций педагога, как единства его личностной, теоретической и практической деятельности (И.А. Зимняя, A.B. Хуторской, В.А. Адольф и др.), основы информатизации образования (Б.С. Гершунский, И.В. Роберт и др.), подходы, опирающиеся на закономерности внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании (И.В. Арнольдов, А.Д. Урсул и др.).
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ нормативных документов об образовании применялся для обоснования актуальности проблемы; историко-педагогический анализ использовался для построения историографии проблемы; анализ понятий и терминологии применялся для описания понятийного поля проблемы; системный анализ послужил основой целостного рассмотрения проблемы; метод понимания - для постижения смыслового содержания условий формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО и выявления условий их эффективного функционирования;
- эмпирические методы: наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта; анкетирование и тестирование педагогов, студентов, администрации техникума, анализ продуктов творческой деятельности педагогов: конспектов уроков.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ужурский многопрофильный техникум».
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями и междисциплинарной научно - теоретической базой; применением широкого арсенала методов исследования, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования при сочетании их количественного и качественного анализа; проверкой теоретических выводов на практике; положительными результатами экспериментальной работы и их корректной статистической обработкой.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- Определено содержательное наполнение и специфика информационно- коммуникационной компетентности педагогов СПО, заключающаяся в практико-ориентированном характере данного качества, зависимости от аппаратно-технических средств и связи содержания информационно-коммуникационной компетентности с внешней информационной средой.
- Разработана программа формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум».
- Данная программа формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО характеризуется системностью, вариативностью содержания, связью с внешней информационной средой и практической направленностью и реализуется с учетом принципов интегрированности, этапности, прогностичности, технологичности и профессиональной направленности содержания профессионального образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Дано аналитическое представление проблемы и раскрыта значимость информационно-коммуникационной компетентности педагогов, осуществляющих свою деятельность в образовательных учреждения среднего профессионального образования, для их дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.
2. Расширено терминологическое поле исследования через уточнение
понятий «педагогическая компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО», что упорядочивает структуру понятийного аппарата исследуемой проблемы.
3. Определены принципы реализации разработанной программы
формирования информационно-коммуникационной компетентности,
характеризующие общие требования к процессу формирования профессионально-педагогической компетентности.
4. Определён комплекс методов и приемов мотивационно- стимулирующего обеспечения процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности, использования его выводов и рекомендаций в деятельности педагогов СПО. Она определяется: 1) реализацией поэтапной программы формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО; 2) подготовкой комплекса методических материалов для формирования у педагогов СПО информационно-коммуникационной компетентности; 3) выявлением комплекса показателей, критериев и уровней формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Информационно-коммуникационная компетентность педагогов СПО - это профессиональная характеристика, отражающая применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности для решения широкого круга педагогических задач, моделирование и конструирование образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях эффективного управления образовательным процессом и формирования у обучающихся готовности к использованию современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
2. Структура ИКТ-компетентности педагогов включает в себя следующие компоненты: когнитивный, деятельностный, личностный, каждый из которых рассматривается на трех уровнях: высокий, средний низкий.
3. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО успешно осуществляется в условиях специально разработанной программы, которая включает выделенные педагогические условия: а) организацию мотивационно-стимулирующего обеспечения
процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов; б) внедрение технологий профессионально-ориентированного обучения; в) обеспечение консультативного сопровождения педагогов СПО.
4. Эффективность программы формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО заключается: в подтверждении факта формирования информационно-коммуникационной компетентности показателями, демонстрирующими положительную динамику по всем компонентам сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО на функциональном и системном уровнях.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе педагогической деятельности для организации учебно-образовательного процесса в КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум»
Основные идеи и результаты отражены в публикациях X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе», посвященная памяти выдающегося ученого- педагога, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015) (г. Красноярск, 9-11 июня 2016г.), Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» (г. Красноярск, 16 мая 2017 г.), XI Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации» (г. Пенза, 25 ноября 2017г).
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии, 5 рисунков, 87 страниц.
Создание и развитие высокоразвитого общества предполагает повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только в социально-экономической сфере деятельности, но ив образовании. Актуальность исследования проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов среднего профессионального образования(СПО) определяется потребностью введения в образовательный процесс новой, в частности, дистанционной технологии.
Для достижения нового высокого качества обучения педагогам образовательной организации СПО необходимо овладеть информационно-коммуникационной компетентностью, как одной из составляющей в общем списке общепрофессиональных компетенций.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного к эффективной работе по специальности на уровне, отвечающем мировым стандартам, готового к непрерывному профессиональному росту. И здесь ведущая роль отводится педагогу, способному подготовить такого специалиста. В этих условиях к педагогическому работнику предъявляются повышенные требования, требования к профессиональной мобильности.
Профессиональная мобильность - это психологическая готовность специалиста к решению широкого круга производственных задач, способность оперативно, быстро перестраиваться в зависимости от ситуации, поскольку наиболее эффективным ответом человека на неопределенность и проблемность трудовой ситуации является гибкость поведения, проявляется в его способности вовремя менять стратегию или способ действий в соответствии с условием труда. [45, с.693]
Классические технологии обучения в профессиональном образовании сегодня разумно сочетать с электронным обучением. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. [57, ст. 16]
В этих условиях инструментальной основой активности, готовности к профессиональной деятельности рассматривается информационно-коммуникационная компетентность.
По мнению В.А. Адольфа, «профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [2, с. 118]
Информационно-коммуникационная компетентность современного педагога включает три основных аспекта — наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач; понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие обучающихся как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
Необходимость в дистанционном обучении определяется возрастающей потребностью в получении любым человеком возможности, не отрываясь от дома (работы), в любое время получить необходимые ему образовательные услуги высокого качества, которые удовлетворили бы его образовательные потребности.
К настоящему времени со всей очевидностью стала проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО, так как от её решения зависит результат образования и воспитания будущих профессионалов. В связи с вышесказанным выявляется ряд противоречий между:
- заказом государства, обозначенном в новых профессиональных стандартах на подготовку высококвалифицированных педагогов, готовых осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне;
- необходимостью реализации дистанционных программ обучения образовательными организациями СПО и недостаточной сформированностью информационно-коммуникационной компетентности у педагогов, дающей им возможность работать в информационной среде.
В соответствии с выделенными противоречиями и поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов среднего профессионального образования»
Таким образом, цель нашего исследования - выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
Объектом исследования является постдипломный образовательный процесс педагогов СПО.
Предмет исследования - педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО.
Гипотеза исследования: процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО будет результативным, если:
- изучены теоретические основы и методологические подходы к процессу формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО;
- выявлены особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО;
- разработана программа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО;
- выделены педагогические условия формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
1. Проанализировать сущностное содержание понятия «информационно - коммуникационная компетентность».
2. Раскрыть особенности формирования информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
4. Определить и описать уровни и критерии сформированности информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО
5. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность программы по формированию информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
6. Проверить эффективность выделенных педагогических условий формирования информационно - коммуникационной компетентности у педагогов СПО.
Методологическую основу исследования составляют: общедиалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единства преемственности и поступательности традиций и инноваций; системный подход к изучению и организации педагогических процессов (A.A. Богданов, Ю.В. Казаков, Г. Саймон, П. Друкер), деятельностный подход к обучению (Г.А. Атанов, A.A. Вербицкий и др.), положения компетентностного подхода, рассматривающие формирование компетенций педагога, как единства его личностной, теоретической и практической деятельности (И.А. Зимняя, A.B. Хуторской, В.А. Адольф и др.), основы информатизации образования (Б.С. Гершунский, И.В. Роберт и др.), подходы, опирающиеся на закономерности внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании (И.В. Арнольдов, А.Д. Урсул и др.).
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ нормативных документов об образовании применялся для обоснования актуальности проблемы; историко-педагогический анализ использовался для построения историографии проблемы; анализ понятий и терминологии применялся для описания понятийного поля проблемы; системный анализ послужил основой целостного рассмотрения проблемы; метод понимания - для постижения смыслового содержания условий формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО и выявления условий их эффективного функционирования;
- эмпирические методы: наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта; анкетирование и тестирование педагогов, студентов, администрации техникума, анализ продуктов творческой деятельности педагогов: конспектов уроков.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ужурский многопрофильный техникум».
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями и междисциплинарной научно - теоретической базой; применением широкого арсенала методов исследования, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования при сочетании их количественного и качественного анализа; проверкой теоретических выводов на практике; положительными результатами экспериментальной работы и их корректной статистической обработкой.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- Определено содержательное наполнение и специфика информационно- коммуникационной компетентности педагогов СПО, заключающаяся в практико-ориентированном характере данного качества, зависимости от аппаратно-технических средств и связи содержания информационно-коммуникационной компетентности с внешней информационной средой.
- Разработана программа формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум».
- Данная программа формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО характеризуется системностью, вариативностью содержания, связью с внешней информационной средой и практической направленностью и реализуется с учетом принципов интегрированности, этапности, прогностичности, технологичности и профессиональной направленности содержания профессионального образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Дано аналитическое представление проблемы и раскрыта значимость информационно-коммуникационной компетентности педагогов, осуществляющих свою деятельность в образовательных учреждения среднего профессионального образования, для их дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.
2. Расширено терминологическое поле исследования через уточнение
понятий «педагогическая компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО», что упорядочивает структуру понятийного аппарата исследуемой проблемы.
3. Определены принципы реализации разработанной программы
формирования информационно-коммуникационной компетентности,
характеризующие общие требования к процессу формирования профессионально-педагогической компетентности.
4. Определён комплекс методов и приемов мотивационно- стимулирующего обеспечения процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности, использования его выводов и рекомендаций в деятельности педагогов СПО. Она определяется: 1) реализацией поэтапной программы формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО; 2) подготовкой комплекса методических материалов для формирования у педагогов СПО информационно-коммуникационной компетентности; 3) выявлением комплекса показателей, критериев и уровней формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагогов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Информационно-коммуникационная компетентность педагогов СПО - это профессиональная характеристика, отражающая применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности для решения широкого круга педагогических задач, моделирование и конструирование образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях эффективного управления образовательным процессом и формирования у обучающихся готовности к использованию современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
2. Структура ИКТ-компетентности педагогов включает в себя следующие компоненты: когнитивный, деятельностный, личностный, каждый из которых рассматривается на трех уровнях: высокий, средний низкий.
3. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у педагогов СПО успешно осуществляется в условиях специально разработанной программы, которая включает выделенные педагогические условия: а) организацию мотивационно-стимулирующего обеспечения
процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов; б) внедрение технологий профессионально-ориентированного обучения; в) обеспечение консультативного сопровождения педагогов СПО.
4. Эффективность программы формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО заключается: в подтверждении факта формирования информационно-коммуникационной компетентности показателями, демонстрирующими положительную динамику по всем компонентам сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО на функциональном и системном уровнях.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе педагогической деятельности для организации учебно-образовательного процесса в КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум»
Основные идеи и результаты отражены в публикациях X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе», посвященная памяти выдающегося ученого- педагога, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Марии Ивановны Шиловой (1933-2015) (г. Красноярск, 9-11 июня 2016г.), Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» (г. Красноярск, 16 мая 2017 г.), XI Международной научно-практической конференции «Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации» (г. Пенза, 25 ноября 2017г).
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии, 5 рисунков, 87 страниц.
1. Проблема нашего исследования - формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов учреждений среднего профессионального образования - обусловлена выявленными противоречиями между:
- заказом государства, обозначенном в новых профессиональных стандартах на подготовку высококвалифицированных педагогов, готовых осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне;
- необходимостью реализации дистанционных программ обучения образовательными организациями СПО и недостаточной сформированностью информационно-коммуникационной компетенции у педагогов, дающей им возможность работать в информационной среде.
2. Сущность информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников СПО рассматривается как их профессиональная характеристика, отражающая применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности для решения широкого круга педагогических задач, моделирование и конструирование образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях эффективного управления образовательным процессом и формирования у обучающихся готовности к использованию современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
3. На основе анализа теоретических аспектов и практики формирования компетенций педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий определена структура информационно-коммуникационной компетентности педагогов, включающая следующие компоненты: когнитивный, деятельностный, личностный, каждый из которых рассматривается на трех уровнях: высокий, средний низкий.
4. Разработана и реализована программа формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в среднем профессиональном учебном заведении, построенного на основе выделенных и обоснованных педагогических условий: организация мотивационно- стимулирующего обеспечения процесса формирования информационно- коммуникационной компетенции педагогов СПО; внедрение технологий профессионально-ориентированного обучения педагогов СПО; обеспечение консультативного сопровождения педагогов СПО.
5. С целью выявления уровней сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в рамках педагогического исследования разработан диагностический аппарат, позволяющий определить данные уровни по трем компонентам: когнитивному, деятельностному, личностному.
6. Экспериментально подтвержден факт эффективности разработанной программы процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников. По результатам тестирования, анкетирования, собеседования и оценки продуктов образовательной деятельности преподавателей и студентов констатирована положительная динамика уровней сформированности когнитивного, моделирующего и управленческого компонентов информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО.
7. Подтвержден факт эффективности разработанной программы процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности показателями, демонстрирующими положительную динамику по всем компонентам сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогическими работниками на функциональном и системном уровнях: педагогов, имеющих высокую мотивацию, в 2015году было 27.6% в 2017 г стало 79,3% , это на 51.7% больше. В формировании когнитивного компонента прослеживается следующая динамика: педагогов с высоким уровнем стало больше на 17,2%. Положительные изменения произошли и в формировании процессуального компонента. Так, педагогов с высоким уровнем увеличилось на 34,5%.
- заказом государства, обозначенном в новых профессиональных стандартах на подготовку высококвалифицированных педагогов, готовых осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне;
- необходимостью реализации дистанционных программ обучения образовательными организациями СПО и недостаточной сформированностью информационно-коммуникационной компетенции у педагогов, дающей им возможность работать в информационной среде.
2. Сущность информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников СПО рассматривается как их профессиональная характеристика, отражающая применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности для решения широкого круга педагогических задач, моделирование и конструирование образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях эффективного управления образовательным процессом и формирования у обучающихся готовности к использованию современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
3. На основе анализа теоретических аспектов и практики формирования компетенций педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий определена структура информационно-коммуникационной компетентности педагогов, включающая следующие компоненты: когнитивный, деятельностный, личностный, каждый из которых рассматривается на трех уровнях: высокий, средний низкий.
4. Разработана и реализована программа формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в среднем профессиональном учебном заведении, построенного на основе выделенных и обоснованных педагогических условий: организация мотивационно- стимулирующего обеспечения процесса формирования информационно- коммуникационной компетенции педагогов СПО; внедрение технологий профессионально-ориентированного обучения педагогов СПО; обеспечение консультативного сопровождения педагогов СПО.
5. С целью выявления уровней сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в рамках педагогического исследования разработан диагностический аппарат, позволяющий определить данные уровни по трем компонентам: когнитивному, деятельностному, личностному.
6. Экспериментально подтвержден факт эффективности разработанной программы процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников. По результатам тестирования, анкетирования, собеседования и оценки продуктов образовательной деятельности преподавателей и студентов констатирована положительная динамика уровней сформированности когнитивного, моделирующего и управленческого компонентов информационно-коммуникационной компетентности педагогов СПО.
7. Подтвержден факт эффективности разработанной программы процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности показателями, демонстрирующими положительную динамику по всем компонентам сформированности информационно-коммуникационной компетентности педагогическими работниками на функциональном и системном уровнях: педагогов, имеющих высокую мотивацию, в 2015году было 27.6% в 2017 г стало 79,3% , это на 51.7% больше. В формировании когнитивного компонента прослеживается следующая динамика: педагогов с высоким уровнем стало больше на 17,2%. Положительные изменения произошли и в формировании процессуального компонента. Так, педагогов с высоким уровнем увеличилось на 34,5%.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Методическое сопровождение формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социальные медиа как средство реализации медиапроектного обучения в системе среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - Формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



