Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия у младших подростков на уроках истории

Работа №169301

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Воспитание милосердия у младших подростков как педагогическая проблема 8
1.1. Воспитание милосердия как общечеловеческой ценности в
педагогической литературе 8
1.2. Психолого-педагогические аспекты воспитания милосердия у младших
подростков 19
1.3 Особенности педагогического сопровождения воспитания милосердия у
младших подростков в учебном процессе 26
Глава II. Педагогическое сопровождение процесса воспитания милосердия у младших подростков на уроках истории 31
2.1 Средства педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков 31
2.2. Методы педагогического сопровождения процесса воспитания
милосердия на уроках истории у младших подростков 41
2.3. Организационные формы сопровождения процесса воспитания
милосердия на уроках истории у младших подростков 52
Заключение 62
Библиографический список 66


Актуальность темы работы обусловлена необходимостью нравственного воспитания школьников, в том числе младших подростков в условиях современного развития общества. На данный момент существует довольно большое количество методик, средств и форм обучения, поэтому возникает необходимость выявление наиболее подходящего педагогического сопровождения для воспитания милосердия. Так же необходимо уделить большое внимание возрасту младших подростков. Современных мир не стоит на месте, происходит постоянное развитие и изменение жизненных ценностей, у людей всё меньше времени на добрые дела и всё чаще в обществе можно наблюдать картину равнодушия и безразличия. Современному младшему подростку бывает трудно включиться в прогресс, происходящий вокруг него и понять, что такое добро и зло, когда следует проявлять сострадание и милосердие. Младшие подростки переживают в своей жизни период, когда вокруг них меняется абсолютно всё, начиная от душевного осознания заканчивая физическими перестроениями. Урок истории несёт в себе ценнейший исторический опыт, который при грамотном преподнесении может помочь ребёнку понять всю сложность и многогранность человеческой жизни. Поэтому возникает необходимость помочь ребёнку разобраться в окружающей действительности, помочь ему найти себя и воспитать нравственно богатого гражданина.
Степень изученности: Тема воспитания милосердия является довольно популярной среди педагогических работ. Например, в дореволюционный период данную тему рассматривали Чернышевский, Н.Г, Розанов В.В, Ильин И.А, Соловьев В.С, Зеньковский В.В. В своих работах авторы знакомят читателя с понятием милосердия, пытаются объяснить, откуда оно берет своё начало, и какую имеет значимость. В советский период Зенькова М.В. Выготский Л.С, Эльконин Д.Б, Давыдов В.В, Гусейнов А.А, Яновская М.Г, Сухомлинский В.А. Богданова О.С., Новикова Л.И. занимались проблемами обучения, строили теоретические и методологические основы обучения, том числе уделяли внимание нравственному воспитанию в учебном процессе. В постсоветский период Белкин А.С Щукина Г.И Прокофьев А.В,Филозопа А. А, Шутовой В. А, Ощепковой Л.С, А.В.Мудрик, Л.Ф.Спирин, Н.А.Некрасова рассматривают воспитание милосердия как целенаправленно организуемый педагогами-профессионалами процесс, который даёт возможность дает возможность пережить, осознать, проявить состояние милосердия, переживая при этом чувство удовлетворения. Таким образом, практически все авторы подчеркивают историческое значение нравственного качества милосердия и важность его воспитания в людях в социальной, семейной и школьной среде, начиная со школьного возраста.
Данная работа будет интересна с точки зрения практической значимости. Учителя истории в процессе воспитания милосердия у школьников 5-6 классов могут использовать рекомендации, присутствующие в работе. Дипломная работа будет полезна как учителям истории при подготовке учебных мероприятий, так и родителям школьников, желающих больше узнать о развитии своих детей и о том, как с ними лучше общаться в рамках учебного процесса.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска педагогических условий, которые будут способствовать эффективному сопровождению процесса воспитания милосердия у младших подростков на уроках истории. Данная проблема не становилась целенаправленной и специальной темой педагогического изучения.
Актуальность темы и её недостаточное раскрытие позволило сформулировать тему исследования: «Педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия у младших подростков на уроках истории»
Объект исследования: процесс воспитания милосердия младших подростков.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение процесса воспитания милосердия младших подростков на уроках истории.
Цель исследования: изучение, обобщение и описание педагогических условий сопровождения процесса воспитания милосердия у младших подростков на уроках истории.
Гипотеза исследования: воспитание милосердия у младших подростков на уроках истории будет эффективным, если:
- будет изучена проблема воспитание милосердия как общечеловеческой ценности в педагогической литературе;
- выявлены психолого-педагогические аспекты воспитания милосердия у младших подростков, определены особенности педагогического сопровождения воспитания милосердия у младших подростков в учебном процессе;
- рассмотрены средства педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков;
- описаны методы педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков;
- раскрыты организационные формы сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1) Изучить проблему воспитания милосердия в научно-педагогической литературе;
2) Выявить психолого-педагогические предпосылки воспитания милосердия у младших школьников;
3) Охарактеризовать особенности педагогического сопровождения воспитания милосердия у младших подростков в учебном процессе.
4) . Обобщить средства педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков
5) . Проанализировать методы педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков
6) . Описать организационные формы сопровождения процесса
воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков
Методологические основы исследования: философские положения о противоречиях как движущей силе развития; системный подход (И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, Э.Г. Юдин, В.А. Якунин); деятельностный подход к развитию личности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский); информационный подход (В.Г. Григорьев, Л.Н. Хуторская); полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, Г.С. Трофимова); сравнительный подход (М.С. Соколова, Е.Н. Кузьмина, М.Л. Родионов).
Теоретическую основу исследования составили научные идеи отечественных психологов о психологических и возрастных особенностях младших подростков, об особенностях общения с ними: Акимовой М.К, Азаровой Т.В, Амонашвили Ш.А, Артюхова И.С, Афанасьевой Е.И, Безруких Д. Б, Битянова М.Р, Васильевой Н.Л, Выготского Л.С, Дереклевой Н.И, Кумаховой Л.М, Савченко М.Ю, Фарбера Д. А, Эльконина М. М; и отечественных педагогов и средствах, методах и формах работы в учебном процессе: Бабайского Ю.К, Вяземский Е.Е, Головина, Т.Н, Гребенюк О.С, Ильин В.В, Казакова Е.И, Квасневский К.А, Кирсанов А.А, Кукушин В.С, Скаткина М. Н, Смирнова С.А, Стрелова О.Ю, Пидкасистого П.И, Подласый И.П, Рудакова Д. Т, Тихомирова К. М.
Методы исследования: общетеоретические - анализ психолого¬педагогической, научно-методической и правовой литературы по теме исследования; эмпирические - опрос, наблюдение, экспертная оценка; статистические - вычисление средних величин результатов опроса на предубежденность сверстников к мигрантам.
Новизна дипломной работы заключается в изучении проблемы воспитания милосердия в научно-педагогической литературе; выявлении психолого-педагогических предпосылок воспитания милосердия у младших школьников; характеристике особенностей педагогического сопровождения воспитания милосердия у младших подростков в учебном процессе ; обобщении средств педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков; анализе методов педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков и описании организационных форм сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков
Практическая значимость заключается в возможности использования полученного материала в воспитании милосердия, как в рамках образовательного процесса, так и во внеучебной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Воспитание милосердия как базовой общечеловеческой ценности, ассоциирующихся с понятиями чести и достоинства, честности и искренности, в научно-педагогической литературе определяется основной целью взаимодействия всех участников педагогических отношений;
2. Учет психолого-педагогических особенностей воспитания милосердия у младших подростков способствует формированию этой базовой общечеловеческой ценности;
3. Особенностью педагогического сопровождения воспитания милосердия у младших подростков в учебном процессе является акцент на умении организовывать себя и грамотно распределять своё время.
4. Для формирования милосердия у младших подростков на уроках истории необходимо применять разнообразные средства педагогического сопровождения, только в этом случае они будут эффективными помощниками для педагога, желающего не просто облегчить свою педагогическую деятельность, но и сделать процесс обучения максимально комфортным, доступным и понятным для учеников.
5. Методы педагогического сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков являются неотъемлемой часть учебного процесса, помогая сделать его разнообразным, интересным и продуктивным. Одни, помогают донести до ученика суть понятия милосердия, вызвать у него эмоции, другие, развивают мыслительную деятельность и т.д.
6. Организационные формы сопровождения процесса воспитания милосердия на уроках истории у младших подростков при целенаправленном, четко организованном содержании, постановке целей, выборе методов и средств служат дополнением друг друга и помогают сделать этот процесс продуктивнее.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, выстроенных по проблемно-хронологическому принципу, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог исследованию, был сделан вывод, что младший подростковый возраст, является благоприятный периодом, для воспитания милосердия у детей. Именно в этом возрасте следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему. В современной школе каждый учитель вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственных норм, ценностей у младших школьников, совершенствуя систему нравственного воспитания. Воспитание милосердия позволяет наиболее успешно развивать такие личностные качества: гуманность, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность, отзывчивость, способствующих получению положительного эффекта при формировании основ. Чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности. Понятие милосердия известно человечеству с давних времён. Если рассматривать понятие милосердия с точки зрения теологии, можно выделить несколько основных особенностей. Основной из основных добродетелей в религиях является милосердие.
Милосердие - это доброе, сострадательное и заботливое отношение к другим людям, желание и готовность помочь, при этом, не извлекая никакой выгоды.
Милосердие занимает одно из первых мест в воспитании человека. Данное понятие имеет глубокий смысл с давних времён и с течением времени, дополняется некоторыми признаками. Милосердие в сегодняшнем мире входит в число базовых ценностей, ассоциируется с честью и достоинством, честностью и искренностью. Воспитание милосердия, с точки зрения педагогики, является особенно актуальным в наше время, так как в обществе наблюдается снижение уровня нравственности и духовности. Потому необходимо и дальше уделять особое внимание воспитанию такого качества, как милосердие.
При процессе обучения, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. У младшего подростка в связи с происходящими с ним изменениями возникает необходимость «самоутверждаться», ставить перед собой новые задачи и достигать их. Очень часто дети в этом возрасте ставят перед собой непосильные задачи и не могут осуществить задуманное, что в свою очередь приводит к разочарованию во всем и самом себе. В этот момент важна роль родителей, как поддерживающего звена.
Для младших подростков присуща личностная неустойчивость, противоречие между нравственными и эмоциональными устоями, нестабильная самооценка, переменчивость настроения и чрезмерное выражение черт характера. Чувство зрелости зависит от осознании взрослым самого себя. Но как упоминалось ранее, ребёнку важно мнение окружающих, поэтому чувство зрелости можно считать завершенным если подростка признании окружающие.
Говоря об особенностях педагогического сопровождения, нужно сделать акцент на том, что главная задача, заключается не только в том, чтобы ученик справился с заданием, очень важно, чтобы он его осознал. Так же важной задачей является прогресс ученика, который заключается в умении организовывать себя и грамотно распределять своё время.
На основании упомянутого, можно сделать вывод, что педагогическое сопровождение воспитания милосердия младших подростков - это сложный процесс, в котором взаимодействуют ученик и учитель, в результате чего получается педагогическое явление, которое позволяет развиваться ученику.
Педагогическое сопровождение формирования милосердия обеспечивает возможность принятие ребёнком самостоятельных решений и действий.
при формировании милосердия на уроках истории, технические средства обучения играют важную роль, так как позволяют воспринимать информацию с помощью ощущения и восприятия, максимально интересно и продуктивно организовывать уроки, контролировать и проверять итоги учебной деятельности.
Имеющиеся средства обучения, применяемые на уроках истории, очень разнообразны. Для формирования милосердия у младших подростков на уроках истории они будут эффективными помощниками для педагога, желающего не просто облегчить свою педагогическую деятельность, а сделать процесс обучения максимально комфортным, доступным и понятным для учеников.
При формировании такого важного нравственного качества, как милосердие, роль истории, как предмета очень высока. Изучая историческое прошлое, на примере исторических событий и исторических личностей, современному поколению можно прослеживать черты милосердного поведения, размышлять, почему люди поступали именно так и к чему это привело. При формировании своего понятия милосердия, ученик может брать пример с какого-либо правителя или герой. Делать это ученик может, как в коллективной, так и в индивидуальной форме. При фронтальной или групповой форме, происходит всеобщее осуждение материала, каждый может продемонстрировать своё отношение к понятию милосердия, задавать вопросы и возможно, повлиять на мнения других, своим эмоциональным или логически обоснованным выступлением. При индивидуальной форме работы не происходит коллективного обсуждения, и в процессе урока у ученика самостоятельно формируется понятие милосердия, в зависимости от его самоорганизации, видения мира и знания материала.
При всех формах обучения большое значение имеет характер отношений между учениками и учителем. Поэтому, для продуктивной работы и достижения положительных результатов, учителю истории нужно стараться поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе.



1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.- 77с.
2. Алмазная сутра. Из священного писания буддийского/ Наука и религия. - 1991.- № 8. -47 с.
3. Артюхова И.С.; 4-е издание. , перераб и доп. - М.: ВАКО, 2011. - 416 с.
4. Бабайский Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабайский, Г. Нойнер. М.: Педагогика, 1984.- 550 с.
5. Бабанский.Ю. Педагогика/ - М.: Просвещение, 1983. - 560 с.
6. Безруких М. М. Методологические подходы к проблеме возрастного развития/ Безруких М.М
7. Белкин, А. С. Возрастная педагогика / А. С. Белкин. - Екатеринбург, 1999. - 272 с.
8. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе/ Битянова М.Р, Азарова Т.В. , Афанасьева Е.И. , Васильева Н.Л. / М.: Совершенство, 1998. — 352 с.
9. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей/ - М.: Знание, 1981. - 63 с.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе/ - М.:
Просвещение, 1968. 431 с.
11. Вигасин А. А. УМК Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М.: Учитель, - 2014. - 89 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии/ В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 268.
13. Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях/ - М.: Вако, 2006.- 256 с.
14. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства/ Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. — М.: Владос, 2000г. - 160 с.
15. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства/ Вяземский Т.Н, Стрелова О.Ю. - М.: Владос, 2001. - 165с.
16. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы/ М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
17. Головина Т.Н. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе / - М.: Просвещение, 1972. - 104 с.
18. Годер, И. С. Свенцицкая. - М.: Учитель, - 2014. - 89 с.
19. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / - Калининград.: Калинингр. ун-т., 1996. - 107 с.
20. Гудилина С. И. Образовательные технологии XXI века. ОТ’04/. К. М.Тихомирова, Д. Т.Рудакова. М.: Издательство Института содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С. 243-267.
21. Дереклева, Н.И. Справочник классного руководителя/ Н.И. Дереклева, М.Ю.Савченко, И.С.Артюхова; 4-е издание. , перераб и доп. - М.: ВАКО, 2011. - 416 с.
22. Зуев Д.Д. Школьный учебник/ М.: Педагогика, 1983. - 240 с.
23. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества/ СПб.: БукИздат, 1995. — 186 с.
24. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы : системно-ориентированный подход: автореф. дис. на соиск. ученой степ. д-ра. пед. наук / Е. И. школьников/ Проблемы и перспективы развития образования в России, № 25 / 2014.
25. Казаков; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена, - СПб., 1995. - 34 с.
26. Карцов В.Г. Очерки методики преподавания истории в VIII-X классах / — Москва, 1955. — 184 с.
27. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема/ - Казань, Казанск. универ, 1982. -224 с.
28. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В. Короткова, М.Т. Студенкин. — М.: Владос, 1999. — 192 с
29. Кочетов Н.С. Методическое обеспечение уроков. История России/ Волг.: Учитель, 2003г. - 188 с.
30. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву/ Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010.- 166 с.
31. Кукушин В.С. Теория и методика обучения./ Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с
32. Кумахова Л.М. Духовно-нравственные аспекты воспитания милосердия у младших школьников/ Проблемы и перспективы развития образования в России, № 25 / 2014.
33. Крывелев И.А. История религий: Очерки в двух томах/- М.: Мысль, 1976. - 415 с.
34. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда/ -М.: Республика. М, 1992. - 430 с.
35. Мосина, И. С. Батракова, Е. И. Казакова, Е. С. Заир-Бек, И. Г. Абрамова, А. С. Ходаровская ; РГПУ — СПб.: Образование, 1995. — 170 с.
36. Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды/ - М.: ПЭР СЭ 2010 - 336 с
37. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник/ - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ - М.: Оникс-Лит, 2012. - 1376 с.
39. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Ожегов С.И, Шведова Н.Ю/ - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
40. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
41. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное. пособие для вузов/ - М.: ВЛАДОС, 2004. - 365 с.
42. Решетников В. Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования/ Омский научный вестник, № 5 (122) / 2013
43. Рудакова Т.А.. М.: Издательство Института содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С. 243-267.
44. Толкачева Н.Р. Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей/ М.: Просвещение, 2013. - 205с.
45. Тряпицына А. П. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: метод рекомендации / А. П. Тряпицына, В. Е. Радионов, И. А. Бочкарева, Р У Богданова, А. В
46. Скаткина М. Н. Дидактика средней школы / - М.: Просвещение, 1982.- 303 с.
47. Сметании Д.А. Технические средства обучения и методика их использования / Д.А. Сметании, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К.А. Квасневского. - М., 1984. - 267с.
48. Смирнова С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/ 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 512с.
49. Стивен Розен. Вегетарианство в мировых религиях/ -М.: Философская Книга, 2008. - 176 с.
50. Фарбер Д. А/ - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 416 с.
51. Франк С.Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему/ М.: Мысль, 1990. - 638 с.
52. ШевченкоН.В. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе / Журнал Преподавание истории в школе, № 9. 2002г.
53. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды/.— М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
Электронные ресурсы
1. Закон Божий [Электронный ресурс]. Новый Завет: Евангелие от
Луки 10:29-37. Режим доступа:
http://www.zakonbozhiy.ru/Biblia/Novyj Zavet/evangelie ot matfeya/nz-01-06/.
2. Закон Божий [Электронный ресурс]. Новый Завет: Евангелие от Матфея, 6:24; Послание ап. Павла Римлянам, 9:13,28.- Режим доступа: http://www.zakonbozhiy.ru/Biblia/Novyj Zavet/evangelie ot ioanna/nz-04-10/; http://www.zakonbozhiy.ru/Biblia/Novyj Zavet/poslanie k rimlyanam svyatogo apostola pavla/nz-13-09/
3. Коран онлайн [Электронный ресурс]. Абу Адель, хадис 483.- Режим
доступа: http://quran-online.ru/search?search=%D0%BC%D0%B8%D0%BB
%D0%BE%D 1%81 %D0%B5%D 1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5
4. Мои дети [Электронный ресурс] : База данных содержит книги и статьи для учителей, включающие в себя психологию, педагогику, методику, форум для учителей - Режим доступа :http://moideti.ucoz.ru/.
5. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет»[Электронный ресурс]/- Режим доступа :http://www.krugosvet.ru/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ