Педагогическое сопровождение познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки педагогического сопровождения формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
1.1. Педагогическое сопровождение как педагогическая стратегия 9
1.2. Теоретическое обоснование педагогического сопровождения формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха в рамках реализации ФГОС
1.3. Формирование познавательных учебных действий у
старшеклассников с нарушением слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
Выводы по первой главе
Глава 2. Реализация педагогического сопровождения формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по реализации программы специального курса внеурочной деятельности по биологии старшеклассников с нарушениями слуха
2.2. Диагностика сформированное™ познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
2.3. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
Выводы по второй главе 105
Заключение 108
Библиографический список 111
Приложения 119
Глава 1. Теоретические основы разработки педагогического сопровождения формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
1.1. Педагогическое сопровождение как педагогическая стратегия 9
1.2. Теоретическое обоснование педагогического сопровождения формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха в рамках реализации ФГОС
1.3. Формирование познавательных учебных действий у
старшеклассников с нарушением слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
Выводы по первой главе
Глава 2. Реализация педагогического сопровождения формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по реализации программы специального курса внеурочной деятельности по биологии старшеклассников с нарушениями слуха
2.2. Диагностика сформированное™ познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
2.3. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС
Выводы по второй главе 105
Заключение 108
Библиографический список 111
Приложения 119
Актуальность исследования. Образовательная деятельность в школе подвергается обновлению, происходит постоянное совершенствование содержания, форм организации работы на уроке, внедрение инновационных технологий обучения. Но несмотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, самостоятельно осваивать знания и применять их в новой ситуации.
Одним из основных требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования является формирование познавательных универсальных учебных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт прочно вошел в образовательную деятельность старшеклассников с нарушением слуха. Задачей современных педагогов, работающих с этой категорией детей, является сочетание традиционных методов российской сурдопедагогики и принципиально новых подходов организации учебной деятельности обучающихся с нарушениями слуха.
Решение проблемы обучения старшеклассников с нарушениями слуха биологии в настоящее время осложнено рядом противоречий:
- между требованиями ФГОС и низкой потребностью старшеклассников с нарушениями слуха в поиске, активной деятельности и слабой учебной мотивацией.
- между усложнением программного материала и процедурой государственной итоговой аттестации (два дополнительных предмета по выбору) и недостаточным количеством часов на организацию внеурочной деятельности.
В рамках данного исследования мы рассматриваем познавательные универсальные учебные действия на примере самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности.
Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других.
Учебно-познавательная самостоятельность - это система внутренних образований и их внешнего проявления - практических действий по самообразованию.
Общепринятым является выделение в структуре познавательной самостоятельности трех наиболее существенных компонентов: мотивационного, содержательно-операционного и волевого.
Многие школьники с нарушением слуха испытывают трудности в овладении познавательными универсальными учебными действиями, в частности: самостоятельным выделением и формулированием познавательной цели; поиском и выделением необходимой информации; самостоятельным структурированием знаний; выбором эффективных способов решения задач. Практически неразработанным остается педагогическое сопровождение данного процесса.
Поэтому, поиск новых подходов и путей организации педагогического сопровождения, направленного на формирование учебной самостоятельности как части познавательных универсальных учебных действий школьников с нарушениями слуха становится актуальной проблемой в теории и практике.
Объект: процесс организации внеурочной деятельности для старшеклассника с нарушениями слуха в условиях введения ФГОС.
Предмет: педагогическое сопровождение формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.
Цель: выявление, обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогического сопровождения формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха.
В соответствии с целями исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать подходы к определению сущности педагогического сопровождения как педагогической стратегии.
2. Выявить и обосновать педагогическое сопровождение формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха.
3. Провести апробацию разработанного и обоснованного
педагогического сопровождения формирования познавательных
универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.
4. Подобрать и обосновать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности познавательной самостоятельности у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.
5. Провести диагностику уровня сформированности познавательной самостоятельности у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.
6. Разработать методические рекомендации по реализации программы специального курса внеурочной деятельности по биологии для старшеклассников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС будет результативным, если педагогическое сопровождение:
- разработано на основе системно-деятельностного подхода к формированию познавательных универсальных учебных действий;
- включает программу внеурочной деятельности по биологии для старшеклассников с нарушениями слуха, реализуемую с учетом индивидуальных особенностей обучаемых;
- включает комплекс методов и приемов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха, позволяющих организовать обучение «от ученика».
Методологической основой исследования являются:
- системно-деятельностный подход, положенный в основу новых ФГОС ООО (Асмолов А.Г., Кондаков А.М., Воронцов А.Б.);
- личностно-ориентированный подход, позволяющий организовывать индивидуальное сопровождение школьников при освоении учебных программ и формированию самостоятельности (Якиманская И.А., Осмоловская И.М.).
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании педагогического сопровождения, позволяющего формировать познавательные универсальные учебные действия у старшеклассников с нарушениями слуха в условиях ФГОС.
Практическое значение исследования заключается в разработке программы специального курса внеурочной деятельности по формированию познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха и разработке методических рекомендаций.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2014-май 2014 ) - подготовительно-аналитический:
формулировка темы, гипотезы, определение целей, задач; подбор методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2 этап (июнь 2015-сентябрь 2015) - поисково-теоретический:
углубленный теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработка программы внеурочной деятельности по биологии, формирующая познавательные универсальные учебные действия у старшеклассников с нарушениями слуха.
3 этап (октябрь 2015-декабрь 2016) - экспериментальный: апробация программы по развитию познавательной универсальных учебных действий у неслышащих старшеклассников; систематизация и обобщение экспериментальных данных; разработка методических рекомендаций; формулировка выводов, оформление текста научной работы.
База исследования: исследовательская работа проводилась на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №9».
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Ho томе исслeдoвaния имеются 2 публикации.
Одним из основных требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования является формирование познавательных универсальных учебных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт прочно вошел в образовательную деятельность старшеклассников с нарушением слуха. Задачей современных педагогов, работающих с этой категорией детей, является сочетание традиционных методов российской сурдопедагогики и принципиально новых подходов организации учебной деятельности обучающихся с нарушениями слуха.
Решение проблемы обучения старшеклассников с нарушениями слуха биологии в настоящее время осложнено рядом противоречий:
- между требованиями ФГОС и низкой потребностью старшеклассников с нарушениями слуха в поиске, активной деятельности и слабой учебной мотивацией.
- между усложнением программного материала и процедурой государственной итоговой аттестации (два дополнительных предмета по выбору) и недостаточным количеством часов на организацию внеурочной деятельности.
В рамках данного исследования мы рассматриваем познавательные универсальные учебные действия на примере самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности.
Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других.
Учебно-познавательная самостоятельность - это система внутренних образований и их внешнего проявления - практических действий по самообразованию.
Общепринятым является выделение в структуре познавательной самостоятельности трех наиболее существенных компонентов: мотивационного, содержательно-операционного и волевого.
Многие школьники с нарушением слуха испытывают трудности в овладении познавательными универсальными учебными действиями, в частности: самостоятельным выделением и формулированием познавательной цели; поиском и выделением необходимой информации; самостоятельным структурированием знаний; выбором эффективных способов решения задач. Практически неразработанным остается педагогическое сопровождение данного процесса.
Поэтому, поиск новых подходов и путей организации педагогического сопровождения, направленного на формирование учебной самостоятельности как части познавательных универсальных учебных действий школьников с нарушениями слуха становится актуальной проблемой в теории и практике.
Объект: процесс организации внеурочной деятельности для старшеклассника с нарушениями слуха в условиях введения ФГОС.
Предмет: педагогическое сопровождение формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.
Цель: выявление, обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогического сопровождения формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха.
В соответствии с целями исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать подходы к определению сущности педагогического сопровождения как педагогической стратегии.
2. Выявить и обосновать педагогическое сопровождение формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха.
3. Провести апробацию разработанного и обоснованного
педагогического сопровождения формирования познавательных
универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.
4. Подобрать и обосновать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности познавательной самостоятельности у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.
5. Провести диагностику уровня сформированности познавательной самостоятельности у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС.
6. Разработать методические рекомендации по реализации программы специального курса внеурочной деятельности по биологии для старшеклассников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС будет результативным, если педагогическое сопровождение:
- разработано на основе системно-деятельностного подхода к формированию познавательных универсальных учебных действий;
- включает программу внеурочной деятельности по биологии для старшеклассников с нарушениями слуха, реализуемую с учетом индивидуальных особенностей обучаемых;
- включает комплекс методов и приемов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха, позволяющих организовать обучение «от ученика».
Методологической основой исследования являются:
- системно-деятельностный подход, положенный в основу новых ФГОС ООО (Асмолов А.Г., Кондаков А.М., Воронцов А.Б.);
- личностно-ориентированный подход, позволяющий организовывать индивидуальное сопровождение школьников при освоении учебных программ и формированию самостоятельности (Якиманская И.А., Осмоловская И.М.).
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании педагогического сопровождения, позволяющего формировать познавательные универсальные учебные действия у старшеклассников с нарушениями слуха в условиях ФГОС.
Практическое значение исследования заключается в разработке программы специального курса внеурочной деятельности по формированию познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха и разработке методических рекомендаций.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2014-май 2014 ) - подготовительно-аналитический:
формулировка темы, гипотезы, определение целей, задач; подбор методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2 этап (июнь 2015-сентябрь 2015) - поисково-теоретический:
углубленный теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработка программы внеурочной деятельности по биологии, формирующая познавательные универсальные учебные действия у старшеклассников с нарушениями слуха.
3 этап (октябрь 2015-декабрь 2016) - экспериментальный: апробация программы по развитию познавательной универсальных учебных действий у неслышащих старшеклассников; систематизация и обобщение экспериментальных данных; разработка методических рекомендаций; формулировка выводов, оформление текста научной работы.
База исследования: исследовательская работа проводилась на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №9».
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Ho томе исслeдoвaния имеются 2 публикации.
Формирование познавательных универсальных учебных действий является способом повышения мотивации, активности, организованности и следовательно, самостоятельности старшеклассников с нарушениями слуха в урочной и внеурочной деятельности. При этом создаются благоприятные условия для формирования у них положительного отношения к учебному труду, выработки устойчивых мотивов учебной деятельности.
Педагогическое сопровождение процесса формирования познавательных универсальных действий требует сотрудничества учителя и ученика на уроке. Мастерство учителя с тьюторской компетенцией заключается в том, чтобы руководить работой школьников, переводя постепенно совместную деятельность в самоуправляемый процесс. Решение этой сложной задачи требует от учителя пополнения психолого¬педагогических знаний, совершенствования педагогического мастерства.
В рамках данного исследования была проанализирована психолого-педагогическая, литература по проблеме исследования: понятия стратегия педагогического сопровождения, познавательные учебные действия, в том числе познавательная самостоятельность, самостоятельная учебная деятельность. Также были рассмотрены параметры самостоятельной деятельности (мотивация, активность, ответственность, организация); особенности формирования познавательной самостоятельности у старшеклассников с нарушениями слуха.
Были подобраны диагностические методики, которые охватывают разные стороны в диагностике сформированности самостоятельной деятельности неслышащего старшеклассника. В рeзультaтe эксперимента, были выявлены слeдующиe oсoбeннoсти познавательной самостоятельности обучающихся: обучающиеся с нарушениями слуха имеют в основном средний уровень мотивации, ответственности, но пониженный уровень активности; задания часто выполняют импульсивно, не вдумываясь в текст и не желают исправлять ошибки или испытывают трудности при проверке своих работ; при выполнении самостоятельных работ испытывают тревожность, так как у детей преобладают внешние мотивы над внутренними.
Исходя из рeзультaтoв исслeдoвaния, можно сделать вывод o том, что необходима работа по формированию познавательной самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности, что поможет неслышащему старшекласснику самостоятельно осваивать материал, владея осмысленным поиском и выделением необходимой информации, осуществлять рефлексию и планировать свою деятельность.
Была разработана и апробирована программа курса внеурочной деятельности по формированию самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности, в основе которой: педагогическое сопровождение старшеклассников с нарушениями слуха через овладение умениями ставить цель, планировать работу, организовывать ее выполнение, усваивая рациональные приемы деятельности, и как следствие управление своей учебной деятельностью.
Были разработаны и апробированы уроки и фрагменты уроков с применением инновационных форм деятельности на уроке.
После проведения формирующего эксперимента выявлена положительная динамика в сформированности уровня самостоятельной деятельности у неслышащих старшеклассников экспериментального класса.
По окончанию эксперимента разработаны методические рекомендации. Эти методические рекомендации посвящены описанию деятельности учителя с тьюторской компетенцией, касающейся формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха. Рекомендации могут быть полезны учителям и воспитателям, работающим с данной категорией детей.
Таким образом, была экспериментально доказана эффективность осуществления педагогической деятельности по введению инновационных методов во внеурочную деятельность по биологии старшеклассников с нарушениями слуха.
Конечный результат работы педагога-тьютора по формированию познавательных универсальных действий у старшеклассников с нарушениями слуха имеет пролонгированное действие. Это, самостоятельность в планировании и организации своей деятельности старшеклассниками с нарушением слуха, поступление и успешное обучение их в ВУЗе, техникуме, а также усвоение ими общепринятых норм поведения и подготовленность к самостоятельной жизни.
Педагогическое сопровождение процесса формирования познавательных универсальных действий требует сотрудничества учителя и ученика на уроке. Мастерство учителя с тьюторской компетенцией заключается в том, чтобы руководить работой школьников, переводя постепенно совместную деятельность в самоуправляемый процесс. Решение этой сложной задачи требует от учителя пополнения психолого¬педагогических знаний, совершенствования педагогического мастерства.
В рамках данного исследования была проанализирована психолого-педагогическая, литература по проблеме исследования: понятия стратегия педагогического сопровождения, познавательные учебные действия, в том числе познавательная самостоятельность, самостоятельная учебная деятельность. Также были рассмотрены параметры самостоятельной деятельности (мотивация, активность, ответственность, организация); особенности формирования познавательной самостоятельности у старшеклассников с нарушениями слуха.
Были подобраны диагностические методики, которые охватывают разные стороны в диагностике сформированности самостоятельной деятельности неслышащего старшеклассника. В рeзультaтe эксперимента, были выявлены слeдующиe oсoбeннoсти познавательной самостоятельности обучающихся: обучающиеся с нарушениями слуха имеют в основном средний уровень мотивации, ответственности, но пониженный уровень активности; задания часто выполняют импульсивно, не вдумываясь в текст и не желают исправлять ошибки или испытывают трудности при проверке своих работ; при выполнении самостоятельных работ испытывают тревожность, так как у детей преобладают внешние мотивы над внутренними.
Исходя из рeзультaтoв исслeдoвaния, можно сделать вывод o том, что необходима работа по формированию познавательной самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности, что поможет неслышащему старшекласснику самостоятельно осваивать материал, владея осмысленным поиском и выделением необходимой информации, осуществлять рефлексию и планировать свою деятельность.
Была разработана и апробирована программа курса внеурочной деятельности по формированию самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности, в основе которой: педагогическое сопровождение старшеклассников с нарушениями слуха через овладение умениями ставить цель, планировать работу, организовывать ее выполнение, усваивая рациональные приемы деятельности, и как следствие управление своей учебной деятельностью.
Были разработаны и апробированы уроки и фрагменты уроков с применением инновационных форм деятельности на уроке.
После проведения формирующего эксперимента выявлена положительная динамика в сформированности уровня самостоятельной деятельности у неслышащих старшеклассников экспериментального класса.
По окончанию эксперимента разработаны методические рекомендации. Эти методические рекомендации посвящены описанию деятельности учителя с тьюторской компетенцией, касающейся формирования познавательных универсальных учебных действий у старшеклассников с нарушениями слуха. Рекомендации могут быть полезны учителям и воспитателям, работающим с данной категорией детей.
Таким образом, была экспериментально доказана эффективность осуществления педагогической деятельности по введению инновационных методов во внеурочную деятельность по биологии старшеклассников с нарушениями слуха.
Конечный результат работы педагога-тьютора по формированию познавательных универсальных действий у старшеклассников с нарушениями слуха имеет пролонгированное действие. Это, самостоятельность в планировании и организации своей деятельности старшеклассниками с нарушением слуха, поступление и успешное обучение их в ВУЗе, техникуме, а также усвоение ими общепринятых норм поведения и подготовленность к самостоятельной жизни.



