Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ социально-психологических установок и успешной адаптации осужденных-рецидивистов 11
1.1 Понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Социально-психологические установки и ценностные ориентации
как характеристика личностной сферы осужденного 18
1.3 Психологические аспекты рецидива 23
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов 33
2.1 Методика и организация эмпирического исследования 33
2.2 Анализ результатов влияния социально-психологических установок
на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов 37
Глава 3 Психологическое сопровождение осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды 54
3.1 Методические рекомендации для повышения уровня адаптации осужденных 54
3.2 Система критериев, показателей и уровней психологической готовности
осужденных к освобождению из мест лишения свободы 69
Заключение 76
Список литературы 78
Приложения 87
Актуальность исследования: Проблемы, связанные с исправлением осужденных отбывающих наказание в учреждениях исполнения уголовных наказаний представляют интерес не только пенитенциарной психологии. Это показатель эффективности работы исполнительной системы, но и государственного устройства и социально-экономической политики.
За последние тридцать лет уголовно-исполнительная система претерпела значительные изменения, реформа изменила подходы в работе с заключенными. Одно из наиболее значимых нововведений и представляющим на наш взгляд особой интерес и важность - это появление в структуре института психологической службы, деятельность которой ориентирована на усиление психологических подходов для решения проблем, связанных с социальной адаптацией осужденных, как в период изоляции от общества, так и в постпенитенциарный период.
По состоянию на 01.01.2020 численность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизилась на 37,3 тыс. чел и составило 426,1 тыс. чел [61]. Однако по статистическим данным странам Европы Россия является абсолютным лидером и более чем в три раза превышает количество заключенных на 100 тысяч населения по Европе. [69]
Общество свободных людей и сообщество заключенных, разделены не только административно у них иной уклад жизни, взаимоотношения, ценности и даже язык. Разные векторы движения, поэтому возвращение на свободу вызывает проблемы с адаптацией.
В условиях лишения свободы личность осужденного подвергается деформации, результатом которой является изменения ценностных ориентаций, на первый план выступают эгоистические направленные жизненные смыслы - обеспечивающие индивидуальные потребности, ценности, отображающие социальную сущность человека, становятся менее значимыми.
Адаптация представляет собой длительный процесс приспособления к изменившимся условиям и затрагивает разнообразные сферы. Для его успешности необходим комплекс мер поддержки не только социально¬экономического и правового характера, но и психолого-педагогическая помощь, направленная на формирование у осужденного способности к законопослушной модели поведения в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом [31].
Социальная адаптация в психологическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной психологии. Основными средствами адаптации осужденных в контексте психологического сопровождения являются психокоррекционные программы. Отечественная пенитенциарная психология накопила уже достаточный опыт в организации деятельности психологической службы в целом и использовании различных форм и методов коррекционного воздействия. С момента организации психологической службы уголовно-исполнительной системы в деятельность практических психологов внедрено значительное количество психокоррекционных программ по различным направлениям психологического сопровождения [55].
Целью уголовно-исполнительного исправление заключенных, в период предупреждение совершения ими повторных преступлений - это основная функция пенитенциарного учреждения (статья 1 пункт 1 Уголовно- исполнительного Кодекса Российской Федерации) [2].
Рецидив преступлений занимает не только особое место в структуре преступности, он является индикатором эффективности уголовной политики, реализации уголовно-правовых отношений, социального здоровья общества. Вопросы исследования рецидивных преступлений рассматривались в работах А.А. Аксенова, В.В. Дедюхина, М.А. Алексеевой, С.А. Дунаева, СИ. Болтенко, В.В. Еременко, В.Л. Егорова, В.М. Журавлева, А.А. Закатова, А.Ф. Зелинского, СИ. Новикова, В.И. Попова, Н.Г. Шурухнова и других ученых.
Наибольшее количество повторных преступлений совершают осужденные, которые привлекались к уголовной ответственности за совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Системность рецидива показательна для категорий уголовно наказуемых деяний в отношении собственности (кража), в том числе связанных с угрозой жизни и здоровью (грабеж, разбой).
Рецидиву подвержены осужденные, которые отбывали наказание за ранее совершенное преступление в виде лишения свободы сроком от 3 до 5 и от 5 до 10 лет, т.е. среднесрочное и долгосрочное лишение свободы [57].
Статистические данные (сайт ФСИН РФ) (таблица 1), которые мы имеем сейчас, говорят о том, что принимаемые меры, способы социализации пока не приводят к желаемому результату. Процентный показатель по лицам, осужденных к отбыванию наказания, имеющих две и более судимости составляет более 50 процентов от общего количество осужденных и остается таковым на протяжении последних 10 лет (рис 1). При этом имеется явно выраженное падение общего уровня преступности, как среди впервые преступивших закон, так и среди рецидивных осужденных (рис 2) [62].
Тенденция развития уголовно-исполнительной системы указывает на целевую ориентацию всей системы в целом и пенитенциарной воспитательной, психологической и социальной работы в частности на создание условий для ресоциализации осужденных и лиц, имеющих проблемы с законом.
Адаптация в целом - приспособление человека или группы людей к жизни в новой среде, в отчасти и приспособление к ним этой среды с целью взаимного сосуществования и взаимодействия.
Социальная адаптация — процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.
Социально-психологическая адаптация имеет три уровня:
1. - на уровне общества (значимость собственной деятельности для общества, соотношение личных ценностей с ценностями общества)
2 - на уровне коллектива (налаживание контакта с совокупностью членов коллектива, усваивание и применение правил поведения, регламентирующих отношения внутри коллектива)
3 - на уровне личности (совершенствование значимых качеств и способностей).
На стадии адаптации осужденных к местам отбывания наказания основным являются три аспекта: социальный, социально-психологический и психологический
Социальная адаптация предполагает знание заключенными установленных норм - это касается его прав и обязанностей, знание и выполнение требований предусмотренных режимом - общего, строго и особого, ориентирование в специфике функций служб учреждения для реализации собственных потребностей.
Успешность социальной адаптации зависит от социального статуса осужденного, что во многом определяется его возрастом, образованием, наличием профессии, социальным положением.
Под социально-психологической адаптацией к местам лишения свободы понимается обладание коммуникативными навыками, умение налаживать межличностные отношения на уровне взаимодействия с другими осужденными, так и субординация с сотрудниками администрации исправительного учреждения. адекватно выражать свои чувства и потребности.
Психологический аспект, выражается в умении задействовать внутренний ресурс, используя его для нейтрализации воздействия негативных внешних факторов. Наличие мотивации для преодоления кризисной ситуации в собственном восприятии, возникшей в результате заключения, постановка целей , осмысленность изменения, исправления. [8].
По мнению таких авторов как Андреева Г.М., Воробьев, Н.В. Рыбаковского Л.Л., Павленка П.Д., заключительным этапом процесса адаптации является ассимиляция. Адаптация осужденных происходит через определенные уровней:
1. целенаправленный конформизм (имея представление о том, какие нормы и правила установлены в новой среде, не признают систему ценностей и ведут себя в соответствии со своими представлениями);
2. взаимная терпимость (предполагает толерантное отношение, личность и среда уважают ценности и форм ы поведения)
3. аккомодация (на данном этапе происходит не только принятие и взаимная терпимость, но и частичное принятие);
4. ассимиляция (принятие системы ценностей новой среды, отказ от собственных).
Все более ощутимой становится потребность в исследовании теоретических основ постпенитенциарной адаптации, с применением новых наиболее эффективных мер постпенитенциарной помощи и воздействия на указанную категорию граждан [25].
Стабильность показателей рецидивной преступности показывает актуальность проблемы, в связи с необходимостью ее решения и ее недостаточной разработанностью является проблемой данной работы.
Цель исследования: Влияние социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2. Определить факторы, удерживающие от совершения повторных преступлений осужденных;
3. Изучить мотивационно-потребностную сферу осужденных
4. Выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства личности осужденных;
5. Разработать методические рекомендации для повышения уровня адаптации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды, исходя из их социально-психологических установок.
Объект исследования: социально-психологические установки
на успешную адаптацию осужденных.
Предмет исследования: социально-психологические установки на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Гипотеза исследования: можно предположить, что выявленные социально-психологические установки позволят разработать усредненный профиль осужденного-рецидивиста, по средствам которого, будет организовываться психокорекционный процесс для успешной адаптации в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-социальной документации на осужденных- рецидивистов, экспериментальное исследование, статистические методы обработки материалов.
Методики:
- 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла Форма С, 105 вопросов. /
- Методика «система жизненных смыслов» Котлякова В.Ю;
- Модифицированный опросник криминогенных факторов (Чиркина Р.В.).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о влиянии социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Практическая значимость исследования заключается разработке методических рекомендаций для повышения уровня адаптации осужденных- рецидивистов, исходя из их социально-психологических установок. Данные рекомендации будут полезны сотрудникам психологической и воспитательной службам уголовно-исполнительной системы, а также преподавателям высших учебных заведений.
Организация исследования. Базой исследования является ФКУ ИК-31 и ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников и приложения и включает в себя рисунки и таблицы.
Применение эффективных мер исправительного воздействия, а также использование в практике четко проработанных критериев оценки вероятности совершения повторного преступления позволят более качественно подойти к вопросам профилактики рецидивной преступности. В основу данных критериев должны войти криминогенные особенности личности преступника, роль психических свойств, образующих внутреннюю - психологическую - основу личности в порождении преступного поведения.
Профилактика рецидивной преступности должна состоять из двух этапов: пенитенциарного и постпенитенциарного. Как показывает обобщенный анализ воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными привлечение различных организаций к осуществлению деятельности по ресоциализации позволяет вовлечь данную категорию граждан в социальную жизнь общества, формирует осознанную гражданскую позицию, и личностную готовность к ответственному и нормативному поведению.
Стратегическая задача в вопросах профилактики рецидивной преступности в постпенитенциарный период «оторвать» преступника от условий криминализации, обусловленной его связями с антисоциальным окружением, сформировать установки на противоправное поведение, используя при этом психологически обоснованные средства исправления и воздействия на осужденных.
Выявленные рациональные социально-психологические установки позволили разработать усредненный профиль осужденного-рецидивиста, позволит разработать единую систему психологических критериев (модели оценки) оценки криминальной зараженности личности, данный подход будет иметь практическую значимость с точки зрения решения проблем, связанных с прогнозированием возможного риска противоправных действий при подготовке психологических заключений в следующих случаях:
- прогнозирования риска рецидива (при написании характеристик на кандидатов к условно-досрочному освобождению, при решении вопросов перевода осужденных на облегченные условия содержания, представления к помилованию и т.д.);
- подбора коррекционных и профилактических программ на этапе первичного изучения личности осужденного;
- оценки эффективности применяемых коррекционных мер.
Таким образом, основными результатами использования методических рекомендаций в пенитенциарной и постпенитенциарной практике будут являться: прогноз и профилактика рецидивной преступности лиц,
отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Данные выводы подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу, что рациональные социально-психологические установки положительно влияют на успешность адаптации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
1. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-
ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
3. Адоевская O.A. О возможности и пределах учета международного опыта ресоциализации осужденных к лишению свободы // Юрид. вестник Самарского ун-та. 2018. № 1. C. 68—72.
4. Алиев М.К. Преступность как особая форма негативного девиантного поведения // Право и практика. 2015. № 4. С. 4-8.
5. Алиева О.К., Лежебоков А.С. Психологические причины совершения преступлений // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей победителей V международной научно - практической конференции. 2016. С. 375-378.
6. Алферов Ю. А. Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы. М.: Домодедово, 2014. 411 с.
7. Ананьев О.Г. Вопросы подготовки программ ресоциализации
осужденных в исправительных учреждениях // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции (Рязань, 30 марта 2018г.) - Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России, 2018 - с. 8-13[Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39136246_22355172.pdf (дата
обращения 20.04.2020)
8. Ананьев, О.Г. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе: учебное пособие / О. Г. Ананьев, Г. В. Щербаков; под ред. В.Ю. Трофимова; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления. — Рязань: Академия ФСИН России, 2013. — 83 с.
9. Анисимов В.Ф., Дубовик П.М. Отдельные аспекты
криминологической характеристики социально-демографических и
нравственно-психологических признаков личности мошенника // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 4. С. 46-51.
10. Арсентьева Д.Д. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Закон и право. 2016. № 6. С. 111-113.
11. Аулова В.А., Кожевникова Т.А. // Пробелы информационной
преемственности, влияющие как негативный фактор на социальную адаптацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы. эл. журнал Научно-практические исследования. 2020. № 10-7 (33). С. 4-5. [Электронный ресурс]: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44142322(дата обращения
(10.11.2020г.)
12. Афанасьева О.Р., Гончарова М.В. Криминологический портрет личности преступника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2016. № 3. С. 40-49.
13. Базанова А.И., Симонова Н.Н., Корнеева Я.А. Особенности ценностной сферы личности ненасильственных корыстных преступников // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 113-117.
14. Буз С.И. Личность корыстного преступника и криминальный профессионализм // Современные проблемы уголовной политики Материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2015. С. 301-304.
15. Варданян А.В. Субъект преступления и личность преступника как междисциплинарные категории уголовно-правовых наук: вопросы соотношения и интеграции // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 2. С. 244-251.
16. Васильев А.М. Типология и особенности криминологической характеристики личности преступника, совершившего сопряженное с исчезновением человека преступление // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 4. С. 629-639.
17. Вологдин Е.В., Вологдина П.Е. Характеристика личности малолетнего преступника и причины её формирования // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3 (8). С. 230¬236.
18. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология [Сборник]. - М., 2002.
19. Галанова А.А., Сагайдак А.Ю. Криминологическая характеристика личности преступника // Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 75-78.
20. Галиуллина Г.Ю. Особенности личности несовершеннолетнего преступника // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2016. № 19-3. С. 127-132.
21. Горина, Е.Е. Воспитательная работа с осужденными, придерживающимися уголовных традиций // Социальные отношения. - 2015. - № 2 (13). - С. 34-46.
22. Грудинин Н.С., Галынская Д.С. Личность несовершеннолетнего преступника // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2016. № 4 (6). С. 5-10.
23. Губжокова Д.Р., Кузьмин С.В. Некоторые вопросы криминологической характеристики насильственной преступности // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. № 2 (14). С. 121-126.
24. Гумирова Г.Ф. Социальные модели формирования личности преступника // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 3.
25. Гусаров П. Н. Технологии социальной работы с осужденными в
пенитенциарных учреждениях // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 273-276. — URL https://moluch.ru/archive/208/51129/(дата обращения: 31.01.2020).
26. Гусаров, П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России / П. Н. Гусаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 270-273
27. Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: Юнити - Дана, 2013
28. Дикопольцев Д. Е. Основные итоги эксперимента по апробации модели центра исправления осужденных исправительного учреждения в 2014 году // Там же. С. 91-94.
29. Егорушин Н.В. О личности преступника // Преступность и наказание. Философия наказания. О нравственности наказания материалы конференции в формате Круглого стола, посвященного презентации книг доктора юридических наук, профессора И.М.-о. Рагимова. 2016. С. 27-29.
30. Ефименко А.А. Особенности организации досуга, рациональной занятости и свободного времени осужденных женщин // Уголовно-
исполнительная система: педагогика, психология и право: матер, межрег. науч.-практ. конф. (г. Томск, 20-21 апреля 2017 г.) / под общ. ред.
заслуженного юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В. А. Уткина. Томск: Офсет ЦЕНТР, 2017. Вып. 5. С.164-167.
31. Завацкая К.Н. Личность преступника в антропологических криминологических учениях // Крымские юридические чтения: материалы научно-практической студенческой конференции. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Крымский юридический институт. 2016. С. 342-344.
32. Иванова С.В. Социально-психологический подход к
ресоциализации и социальной адаптации осужденных // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: Материалы Международной научно-практической конференции (Самара, 11-12 октября 2018 г.) - Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018 - с.92-94 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36240721_97865579.pdf (дата
обращения 20.04.2020)
33. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. АИ.Зубкова, М.П.Стуровой. - Рязань, 2014.
34. Кирсанов В., Никольский Ю. Пенитенциарная медицина. Какой ей быть? Воспитание и правопорядок. 2016. С. 25-29.
35. Кистенева О.Н. К вопросу о типе личности насильственного преступника // Молодость. Интеллект. Инициатива Материалы IV международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. И.М. Прищепа (главный редактор). 2016. С. 365-366.
36. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. 286 с.
37. Колядная М.С., Корсикова Н.А. Некоторые особенности личности профессионального преступника // Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 213-215.
38. Конституция Российской Федерации. М.: 2016. 39 с.
39. Корецкий С.В. Личность преступника как объект психологического и юридического исследования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 88-98.
40. Коробков В.А., Веденин А.В. Отдельные аспекты применения метода психологического профиля в борьбе с пенитенциарной преступностью // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступл. и докл. участников (г. Рязань, 25¬27 нояб. 2015 г.): в 8 т. Т. 5. Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2015. С. 165-170.
41. Кострова М.Б. Типология личности преступников по степени
общественной опасности в криминологии, уголовном законе и судебной практике: нужно ли взаимодействие? // Криминологические основы
уголовного права Материалы Х Российского конгресса уголовного права. 2016. С. 129-132.
42. Котикова Н.Ю. Умышленное убийство и личность преступника // Актуальные проблемы права: теория и практика. 2016. № 36. С. 147-154.
43. Криминология. Под ред. Долговой А.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.
44. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии.- М.,2014.-С. 127
45. Куркина И.Н., Зарубежный опыт решения проблем ресоциализации осужденных // Власть. 2017. № 3. С. 119-121
46. Кутякин С.А., Курбатова Г.В. Типологические особенности личности, роль и место профессиональных преступников-бродяг в тюремной общине мест лишения свободы России XIX века // Евразийский юридический журнал. 2016. № 9 (100). С. 141-143.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // М.:
Политиздат, 1975
48. Личностные характеристики преступников. Антонян Ю.М., Афанасьева О.Р., Афанасьев П.Б., Гончарова М.В., Гришко А.Я., Дрожжа Ю.С., Елисов П.П., Коваленко В.И., Сторчилова Н.В., Шиян В.И. Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Ю.М. Антоняна. Москва, 2016.
49. Мертон Р., Социальная теория и социальная структура. М: «Свободная Пресса», 2018. 211с
50. Морозов В.М., Виноградов В.В. Социальная работа в уголовно - исполнительной системе; Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. 206с
51. Мухтарова Ю.Ш. проблемы организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 1 (30). - С. 38-42.
52. Организация трудовой адаптации осужденных : учеб. пособие / [А.П. Алексеев и др]; Федер. служба исполн. наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2016. - 92 с.
53. Пенитенциарная педагогика: курс лекций для курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России // М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева; Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. права и упр. - Рязань : Акад. ФСИН России, 2010. - 423С.
54. Повторность в советском уголовном праве (теоретические и практические проблемы) / Кривошеин П.К.; Ред.: Ленская Т.А. - Киев: Высш- а шк., 1990. - 159 с.
55. Приказ МЮ РФ от 12.12.2005 №238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы». [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
56. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы: учебное пособие; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления. — Книга 92. — Рязань: Академия ФСИН России, 2014.
57. Старостин С.А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики. Уголовная и уголовно¬исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Тезисы межд. науч.-прак. конф., ч.2. - Вологда, 2006.
58. Суровцев В.А. Институционализация социальной работы в УИС,
реализация различных концепций: опыт, достижения, проблемы //
Социальная работа в УИС: концепции и перспективы развития. Рязань, 2013. 220 с.
59. Сухов А.Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2017. 300 с.
60. Тюгаева Н.А. От исправительно-трудового права - к исправительной педагогике // Уголовно-исполнительное право. - 2015. - № 2. - С. 19-23
61. Ускачева И.Б. Правовое регулирование социальной и воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы. Москва, 2012 185 с.
62. Федеральная служба исполнения наказаний: [Электронный
ресурс]. URL: http:// http://фсин.рф/ «Характеристика лиц, содержащихся в исправительных
http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xarкa%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения:10.04.2020)
63. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях
для взрослых // Офиц. сайт ФСИН РФ: URL:
http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xarкa%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (Дата обращения: 10.03.2020)
64. Характеристика лиц, содержащихся в лечебно-исправительных учреждениях. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statisti ka/Xarka%20lic/ (дата обращения: 22. 02. 2020).
65. Чурилов С.Н., Грудинин Н.С. Детерминанты преступного поведения личности // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 3. С. 140-145.
66. Шалагин А.Е. Криминологическая характеристика и предупреждение подростково-молодежной преступности // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 4 (27). С. 113-119.
67. Широких О.Б. взаимодействие сотрудников исправительных учреждений с осужденными как средство воспитания и ресоциализации // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 56-61
68. Щипанова Н.И., Кухтина Т.В. Влияние социальных условий в местах лишения свободы на личность осужденного [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-usloviy-v-estahlisheniya- svobody-na-lichnost(дата обращения 25.08.2020).
69. Aebi, M.F., Tiago, M.M. &Burkhardt, C. (2015). SPACE I - Council of Europe Annual Penal Statistics: Prison populations. Survey 2018. Strasbourg:
Council of Europe, http://wp.unil.ch/space/ files/2016/05/SPACE-I-2014-
Report_final. 1.pdf.
70. Hatton E. When work is punishment: Penal subjectivities in punitive labor regimes //Punishment & Society. 2018. Т. 20. №. 2. P. 174-191.