ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ И ПОСТПЕНИТЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ социально-психологических установок и успешной адаптации осужденных-рецидивистов 11
1.1 Понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Социально-психологические установки и ценностные ориентации
как характеристика личностной сферы осужденного 18
1.3 Психологические аспекты рецидива 23
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов 33
2.1 Методика и организация эмпирического исследования 33
2.2 Анализ результатов влияния социально-психологических установок
на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов 37
Глава 3 Психологическое сопровождение осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды 54
3.1 Методические рекомендации для повышения уровня адаптации осужденных 54
3.2 Система критериев, показателей и уровней психологической готовности
осужденных к освобождению из мест лишения свободы 69
Заключение 76
Список литературы 78
Приложения 87
Глава 1 Теоретический анализ социально-психологических установок и успешной адаптации осужденных-рецидивистов 11
1.1 Понятие «адаптация» в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Социально-психологические установки и ценностные ориентации
как характеристика личностной сферы осужденного 18
1.3 Психологические аспекты рецидива 23
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов 33
2.1 Методика и организация эмпирического исследования 33
2.2 Анализ результатов влияния социально-психологических установок
на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов 37
Глава 3 Психологическое сопровождение осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды 54
3.1 Методические рекомендации для повышения уровня адаптации осужденных 54
3.2 Система критериев, показателей и уровней психологической готовности
осужденных к освобождению из мест лишения свободы 69
Заключение 76
Список литературы 78
Приложения 87
Актуальность исследования: Проблемы, связанные с исправлением осужденных отбывающих наказание в учреждениях исполнения уголовных наказаний представляют интерес не только пенитенциарной психологии. Это показатель эффективности работы исполнительной системы, но и государственного устройства и социально-экономической политики.
За последние тридцать лет уголовно-исполнительная система претерпела значительные изменения, реформа изменила подходы в работе с заключенными. Одно из наиболее значимых нововведений и представляющим на наш взгляд особой интерес и важность - это появление в структуре института психологической службы, деятельность которой ориентирована на усиление психологических подходов для решения проблем, связанных с социальной адаптацией осужденных, как в период изоляции от общества, так и в постпенитенциарный период.
По состоянию на 01.01.2020 численность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизилась на 37,3 тыс. чел и составило 426,1 тыс. чел [61]. Однако по статистическим данным странам Европы Россия является абсолютным лидером и более чем в три раза превышает количество заключенных на 100 тысяч населения по Европе. [69]
Общество свободных людей и сообщество заключенных, разделены не только административно у них иной уклад жизни, взаимоотношения, ценности и даже язык. Разные векторы движения, поэтому возвращение на свободу вызывает проблемы с адаптацией.
В условиях лишения свободы личность осужденного подвергается деформации, результатом которой является изменения ценностных ориентаций, на первый план выступают эгоистические направленные жизненные смыслы - обеспечивающие индивидуальные потребности, ценности, отображающие социальную сущность человека, становятся менее значимыми.
Адаптация представляет собой длительный процесс приспособления к изменившимся условиям и затрагивает разнообразные сферы. Для его успешности необходим комплекс мер поддержки не только социально¬экономического и правового характера, но и психолого-педагогическая помощь, направленная на формирование у осужденного способности к законопослушной модели поведения в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом [31].
Социальная адаптация в психологическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной психологии. Основными средствами адаптации осужденных в контексте психологического сопровождения являются психокоррекционные программы. Отечественная пенитенциарная психология накопила уже достаточный опыт в организации деятельности психологической службы в целом и использовании различных форм и методов коррекционного воздействия. С момента организации психологической службы уголовно-исполнительной системы в деятельность практических психологов внедрено значительное количество психокоррекционных программ по различным направлениям психологического сопровождения [55].
Целью уголовно-исполнительного исправление заключенных, в период предупреждение совершения ими повторных преступлений - это основная функция пенитенциарного учреждения (статья 1 пункт 1 Уголовно- исполнительного Кодекса Российской Федерации) [2].
Рецидив преступлений занимает не только особое место в структуре преступности, он является индикатором эффективности уголовной политики, реализации уголовно-правовых отношений, социального здоровья общества. Вопросы исследования рецидивных преступлений рассматривались в работах А.А. Аксенова, В.В. Дедюхина, М.А. Алексеевой, С.А. Дунаева, СИ. Болтенко, В.В. Еременко, В.Л. Егорова, В.М. Журавлева, А.А. Закатова, А.Ф. Зелинского, СИ. Новикова, В.И. Попова, Н.Г. Шурухнова и других ученых.
Наибольшее количество повторных преступлений совершают осужденные, которые привлекались к уголовной ответственности за совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Системность рецидива показательна для категорий уголовно наказуемых деяний в отношении собственности (кража), в том числе связанных с угрозой жизни и здоровью (грабеж, разбой).
Рецидиву подвержены осужденные, которые отбывали наказание за ранее совершенное преступление в виде лишения свободы сроком от 3 до 5 и от 5 до 10 лет, т.е. среднесрочное и долгосрочное лишение свободы [57].
Статистические данные (сайт ФСИН РФ) (таблица 1), которые мы имеем сейчас, говорят о том, что принимаемые меры, способы социализации пока не приводят к желаемому результату. Процентный показатель по лицам, осужденных к отбыванию наказания, имеющих две и более судимости составляет более 50 процентов от общего количество осужденных и остается таковым на протяжении последних 10 лет (рис 1). При этом имеется явно выраженное падение общего уровня преступности, как среди впервые преступивших закон, так и среди рецидивных осужденных (рис 2) [62].
Тенденция развития уголовно-исполнительной системы указывает на целевую ориентацию всей системы в целом и пенитенциарной воспитательной, психологической и социальной работы в частности на создание условий для ресоциализации осужденных и лиц, имеющих проблемы с законом.
Адаптация в целом - приспособление человека или группы людей к жизни в новой среде, в отчасти и приспособление к ним этой среды с целью взаимного сосуществования и взаимодействия.
Социальная адаптация — процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.
Социально-психологическая адаптация имеет три уровня:
1. - на уровне общества (значимость собственной деятельности для общества, соотношение личных ценностей с ценностями общества)
2 - на уровне коллектива (налаживание контакта с совокупностью членов коллектива, усваивание и применение правил поведения, регламентирующих отношения внутри коллектива)
3 - на уровне личности (совершенствование значимых качеств и способностей).
На стадии адаптации осужденных к местам отбывания наказания основным являются три аспекта: социальный, социально-психологический и психологический
Социальная адаптация предполагает знание заключенными установленных норм - это касается его прав и обязанностей, знание и выполнение требований предусмотренных режимом - общего, строго и особого, ориентирование в специфике функций служб учреждения для реализации собственных потребностей.
Успешность социальной адаптации зависит от социального статуса осужденного, что во многом определяется его возрастом, образованием, наличием профессии, социальным положением.
Под социально-психологической адаптацией к местам лишения свободы понимается обладание коммуникативными навыками, умение налаживать межличностные отношения на уровне взаимодействия с другими осужденными, так и субординация с сотрудниками администрации исправительного учреждения. адекватно выражать свои чувства и потребности.
Психологический аспект, выражается в умении задействовать внутренний ресурс, используя его для нейтрализации воздействия негативных внешних факторов. Наличие мотивации для преодоления кризисной ситуации в собственном восприятии, возникшей в результате заключения, постановка целей , осмысленность изменения, исправления. [8].
По мнению таких авторов как Андреева Г.М., Воробьев, Н.В. Рыбаковского Л.Л., Павленка П.Д., заключительным этапом процесса адаптации является ассимиляция. Адаптация осужденных происходит через определенные уровней:
1. целенаправленный конформизм (имея представление о том, какие нормы и правила установлены в новой среде, не признают систему ценностей и ведут себя в соответствии со своими представлениями);
2. взаимная терпимость (предполагает толерантное отношение, личность и среда уважают ценности и форм ы поведения)
3. аккомодация (на данном этапе происходит не только принятие и взаимная терпимость, но и частичное принятие);
4. ассимиляция (принятие системы ценностей новой среды, отказ от собственных).
Все более ощутимой становится потребность в исследовании теоретических основ постпенитенциарной адаптации, с применением новых наиболее эффективных мер постпенитенциарной помощи и воздействия на указанную категорию граждан [25].
Стабильность показателей рецидивной преступности показывает актуальность проблемы, в связи с необходимостью ее решения и ее недостаточной разработанностью является проблемой данной работы.
Цель исследования: Влияние социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2. Определить факторы, удерживающие от совершения повторных преступлений осужденных;
3. Изучить мотивационно-потребностную сферу осужденных
4. Выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства личности осужденных;
5. Разработать методические рекомендации для повышения уровня адаптации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды, исходя из их социально-психологических установок.
Объект исследования: социально-психологические установки
на успешную адаптацию осужденных.
Предмет исследования: социально-психологические установки на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Гипотеза исследования: можно предположить, что выявленные социально-психологические установки позволят разработать усредненный профиль осужденного-рецидивиста, по средствам которого, будет организовываться психокорекционный процесс для успешной адаптации в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-социальной документации на осужденных- рецидивистов, экспериментальное исследование, статистические методы обработки материалов.
Методики:
- 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла Форма С, 105 вопросов. /
- Методика «система жизненных смыслов» Котлякова В.Ю;
- Модифицированный опросник криминогенных факторов (Чиркина Р.В.).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о влиянии социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Практическая значимость исследования заключается разработке методических рекомендаций для повышения уровня адаптации осужденных- рецидивистов, исходя из их социально-психологических установок. Данные рекомендации будут полезны сотрудникам психологической и воспитательной службам уголовно-исполнительной системы, а также преподавателям высших учебных заведений.
Организация исследования. Базой исследования является ФКУ ИК-31 и ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников и приложения и включает в себя рисунки и таблицы.
За последние тридцать лет уголовно-исполнительная система претерпела значительные изменения, реформа изменила подходы в работе с заключенными. Одно из наиболее значимых нововведений и представляющим на наш взгляд особой интерес и важность - это появление в структуре института психологической службы, деятельность которой ориентирована на усиление психологических подходов для решения проблем, связанных с социальной адаптацией осужденных, как в период изоляции от общества, так и в постпенитенциарный период.
По состоянию на 01.01.2020 численность лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, снизилась на 37,3 тыс. чел и составило 426,1 тыс. чел [61]. Однако по статистическим данным странам Европы Россия является абсолютным лидером и более чем в три раза превышает количество заключенных на 100 тысяч населения по Европе. [69]
Общество свободных людей и сообщество заключенных, разделены не только административно у них иной уклад жизни, взаимоотношения, ценности и даже язык. Разные векторы движения, поэтому возвращение на свободу вызывает проблемы с адаптацией.
В условиях лишения свободы личность осужденного подвергается деформации, результатом которой является изменения ценностных ориентаций, на первый план выступают эгоистические направленные жизненные смыслы - обеспечивающие индивидуальные потребности, ценности, отображающие социальную сущность человека, становятся менее значимыми.
Адаптация представляет собой длительный процесс приспособления к изменившимся условиям и затрагивает разнообразные сферы. Для его успешности необходим комплекс мер поддержки не только социально¬экономического и правового характера, но и психолого-педагогическая помощь, направленная на формирование у осужденного способности к законопослушной модели поведения в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом [31].
Социальная адаптация в психологическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной психологии. Основными средствами адаптации осужденных в контексте психологического сопровождения являются психокоррекционные программы. Отечественная пенитенциарная психология накопила уже достаточный опыт в организации деятельности психологической службы в целом и использовании различных форм и методов коррекционного воздействия. С момента организации психологической службы уголовно-исполнительной системы в деятельность практических психологов внедрено значительное количество психокоррекционных программ по различным направлениям психологического сопровождения [55].
Целью уголовно-исполнительного исправление заключенных, в период предупреждение совершения ими повторных преступлений - это основная функция пенитенциарного учреждения (статья 1 пункт 1 Уголовно- исполнительного Кодекса Российской Федерации) [2].
Рецидив преступлений занимает не только особое место в структуре преступности, он является индикатором эффективности уголовной политики, реализации уголовно-правовых отношений, социального здоровья общества. Вопросы исследования рецидивных преступлений рассматривались в работах А.А. Аксенова, В.В. Дедюхина, М.А. Алексеевой, С.А. Дунаева, СИ. Болтенко, В.В. Еременко, В.Л. Егорова, В.М. Журавлева, А.А. Закатова, А.Ф. Зелинского, СИ. Новикова, В.И. Попова, Н.Г. Шурухнова и других ученых.
Наибольшее количество повторных преступлений совершают осужденные, которые привлекались к уголовной ответственности за совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Системность рецидива показательна для категорий уголовно наказуемых деяний в отношении собственности (кража), в том числе связанных с угрозой жизни и здоровью (грабеж, разбой).
Рецидиву подвержены осужденные, которые отбывали наказание за ранее совершенное преступление в виде лишения свободы сроком от 3 до 5 и от 5 до 10 лет, т.е. среднесрочное и долгосрочное лишение свободы [57].
Статистические данные (сайт ФСИН РФ) (таблица 1), которые мы имеем сейчас, говорят о том, что принимаемые меры, способы социализации пока не приводят к желаемому результату. Процентный показатель по лицам, осужденных к отбыванию наказания, имеющих две и более судимости составляет более 50 процентов от общего количество осужденных и остается таковым на протяжении последних 10 лет (рис 1). При этом имеется явно выраженное падение общего уровня преступности, как среди впервые преступивших закон, так и среди рецидивных осужденных (рис 2) [62].
Тенденция развития уголовно-исполнительной системы указывает на целевую ориентацию всей системы в целом и пенитенциарной воспитательной, психологической и социальной работы в частности на создание условий для ресоциализации осужденных и лиц, имеющих проблемы с законом.
Адаптация в целом - приспособление человека или группы людей к жизни в новой среде, в отчасти и приспособление к ним этой среды с целью взаимного сосуществования и взаимодействия.
Социальная адаптация — процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.
Социально-психологическая адаптация имеет три уровня:
1. - на уровне общества (значимость собственной деятельности для общества, соотношение личных ценностей с ценностями общества)
2 - на уровне коллектива (налаживание контакта с совокупностью членов коллектива, усваивание и применение правил поведения, регламентирующих отношения внутри коллектива)
3 - на уровне личности (совершенствование значимых качеств и способностей).
На стадии адаптации осужденных к местам отбывания наказания основным являются три аспекта: социальный, социально-психологический и психологический
Социальная адаптация предполагает знание заключенными установленных норм - это касается его прав и обязанностей, знание и выполнение требований предусмотренных режимом - общего, строго и особого, ориентирование в специфике функций служб учреждения для реализации собственных потребностей.
Успешность социальной адаптации зависит от социального статуса осужденного, что во многом определяется его возрастом, образованием, наличием профессии, социальным положением.
Под социально-психологической адаптацией к местам лишения свободы понимается обладание коммуникативными навыками, умение налаживать межличностные отношения на уровне взаимодействия с другими осужденными, так и субординация с сотрудниками администрации исправительного учреждения. адекватно выражать свои чувства и потребности.
Психологический аспект, выражается в умении задействовать внутренний ресурс, используя его для нейтрализации воздействия негативных внешних факторов. Наличие мотивации для преодоления кризисной ситуации в собственном восприятии, возникшей в результате заключения, постановка целей , осмысленность изменения, исправления. [8].
По мнению таких авторов как Андреева Г.М., Воробьев, Н.В. Рыбаковского Л.Л., Павленка П.Д., заключительным этапом процесса адаптации является ассимиляция. Адаптация осужденных происходит через определенные уровней:
1. целенаправленный конформизм (имея представление о том, какие нормы и правила установлены в новой среде, не признают систему ценностей и ведут себя в соответствии со своими представлениями);
2. взаимная терпимость (предполагает толерантное отношение, личность и среда уважают ценности и форм ы поведения)
3. аккомодация (на данном этапе происходит не только принятие и взаимная терпимость, но и частичное принятие);
4. ассимиляция (принятие системы ценностей новой среды, отказ от собственных).
Все более ощутимой становится потребность в исследовании теоретических основ постпенитенциарной адаптации, с применением новых наиболее эффективных мер постпенитенциарной помощи и воздействия на указанную категорию граждан [25].
Стабильность показателей рецидивной преступности показывает актуальность проблемы, в связи с необходимостью ее решения и ее недостаточной разработанностью является проблемой данной работы.
Цель исследования: Влияние социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
2. Определить факторы, удерживающие от совершения повторных преступлений осужденных;
3. Изучить мотивационно-потребностную сферу осужденных
4. Выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства личности осужденных;
5. Разработать методические рекомендации для повышения уровня адаптации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды, исходя из их социально-психологических установок.
Объект исследования: социально-психологические установки
на успешную адаптацию осужденных.
Предмет исследования: социально-психологические установки на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Гипотеза исследования: можно предположить, что выявленные социально-психологические установки позволят разработать усредненный профиль осужденного-рецидивиста, по средствам которого, будет организовываться психокорекционный процесс для успешной адаптации в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-социальной документации на осужденных- рецидивистов, экспериментальное исследование, статистические методы обработки материалов.
Методики:
- 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла Форма С, 105 вопросов. /
- Методика «система жизненных смыслов» Котлякова В.Ю;
- Модифицированный опросник криминогенных факторов (Чиркина Р.В.).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о влиянии социально-психологических установок на успешную адаптацию осужденных-рецидивистов в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Практическая значимость исследования заключается разработке методических рекомендаций для повышения уровня адаптации осужденных- рецидивистов, исходя из их социально-психологических установок. Данные рекомендации будут полезны сотрудникам психологической и воспитательной службам уголовно-исполнительной системы, а также преподавателям высших учебных заведений.
Организация исследования. Базой исследования является ФКУ ИК-31 и ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников и приложения и включает в себя рисунки и таблицы.
Применение эффективных мер исправительного воздействия, а также использование в практике четко проработанных критериев оценки вероятности совершения повторного преступления позволят более качественно подойти к вопросам профилактики рецидивной преступности. В основу данных критериев должны войти криминогенные особенности личности преступника, роль психических свойств, образующих внутреннюю - психологическую - основу личности в порождении преступного поведения.
Профилактика рецидивной преступности должна состоять из двух этапов: пенитенциарного и постпенитенциарного. Как показывает обобщенный анализ воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными привлечение различных организаций к осуществлению деятельности по ресоциализации позволяет вовлечь данную категорию граждан в социальную жизнь общества, формирует осознанную гражданскую позицию, и личностную готовность к ответственному и нормативному поведению.
Стратегическая задача в вопросах профилактики рецидивной преступности в постпенитенциарный период «оторвать» преступника от условий криминализации, обусловленной его связями с антисоциальным окружением, сформировать установки на противоправное поведение, используя при этом психологически обоснованные средства исправления и воздействия на осужденных.
Выявленные рациональные социально-психологические установки позволили разработать усредненный профиль осужденного-рецидивиста, позволит разработать единую систему психологических критериев (модели оценки) оценки криминальной зараженности личности, данный подход будет иметь практическую значимость с точки зрения решения проблем, связанных с прогнозированием возможного риска противоправных действий при подготовке психологических заключений в следующих случаях:
- прогнозирования риска рецидива (при написании характеристик на кандидатов к условно-досрочному освобождению, при решении вопросов перевода осужденных на облегченные условия содержания, представления к помилованию и т.д.);
- подбора коррекционных и профилактических программ на этапе первичного изучения личности осужденного;
- оценки эффективности применяемых коррекционных мер.
Таким образом, основными результатами использования методических рекомендаций в пенитенциарной и постпенитенциарной практике будут являться: прогноз и профилактика рецидивной преступности лиц,
отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Данные выводы подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу, что рациональные социально-психологические установки положительно влияют на успешность адаптации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Профилактика рецидивной преступности должна состоять из двух этапов: пенитенциарного и постпенитенциарного. Как показывает обобщенный анализ воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными привлечение различных организаций к осуществлению деятельности по ресоциализации позволяет вовлечь данную категорию граждан в социальную жизнь общества, формирует осознанную гражданскую позицию, и личностную готовность к ответственному и нормативному поведению.
Стратегическая задача в вопросах профилактики рецидивной преступности в постпенитенциарный период «оторвать» преступника от условий криминализации, обусловленной его связями с антисоциальным окружением, сформировать установки на противоправное поведение, используя при этом психологически обоснованные средства исправления и воздействия на осужденных.
Выявленные рациональные социально-психологические установки позволили разработать усредненный профиль осужденного-рецидивиста, позволит разработать единую систему психологических критериев (модели оценки) оценки криминальной зараженности личности, данный подход будет иметь практическую значимость с точки зрения решения проблем, связанных с прогнозированием возможного риска противоправных действий при подготовке психологических заключений в следующих случаях:
- прогнозирования риска рецидива (при написании характеристик на кандидатов к условно-досрочному освобождению, при решении вопросов перевода осужденных на облегченные условия содержания, представления к помилованию и т.д.);
- подбора коррекционных и профилактических программ на этапе первичного изучения личности осужденного;
- оценки эффективности применяемых коррекционных мер.
Таким образом, основными результатами использования методических рекомендаций в пенитенциарной и постпенитенциарной практике будут являться: прогноз и профилактика рецидивной преступности лиц,
отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Данные выводы подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу, что рациональные социально-психологические установки положительно влияют на успешность адаптации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.



