ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
1.1. Теоретический анализ развития двигательной активности детей
старшего дошкольного возраста 18
1.2. Особенности подготовки педагогов дошкольной образовательной
организации к развитию двигательной активности 38
1.3. Основные подходы к разработке модели подготовки педагогов
дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 57
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 59
2.1. Организация исследования 59
2.2. Методы исследования 60
2.3. Разработка и реализация модели подготовки педагогов дошкольной
образовательной организации по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени 65
2.4. Оценка эффективности модели подготовки педагогов дошкольной
образовательной организации 76
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Актуальность исследования. В современных социальных и экономических условиях проблема сохранения и поддержания здоровья человека стоит на первом месте и является первоочередной, при этом особую актуальность она приобретает в укреплении здоровья детей дошкольного возраста. Данная проблема связана с неблагоприятной тенденцией снижения показателей уровня здоровья и физической подготовленности дошкольников за последнее время, а также с необходимостью реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Дошкольный возраст является чувствительным при формировании ценностного отношения к здоровью, основ здорового образа жизни и физического развития и воспитания. Основополагающую роль в данном формировании у детей играет педагог, именно он создает пространство здоровьесбережения в дошкольном учреждении.
В настоящее время по максимуму представлены научные разработки в области здоровьесберегающего и компетентностного подходов. Разрабатываются противоположные варианты подготовки педагогов к использованию здоровьесберегающих технологий, к формированию культуры здоровья и основ здорового образа жизни.
Таким образом, сложилась ситуация, которая характеризуется противоречием между социально обусловленной потребностью общества в высококвалифицированных педагогических работниках и недостаточно эффективным применением управленческой помощи в педагогической практике дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности в зимний период времени .
Анализ методической литературы, изучение работы дошкольного учреждения позволили выделить разногласия между общественной потребностью в активизации двигательной активности детей дошкольного возраста и недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки педагогов в организации и проведении занятий в зимний период времени; отсутствием теоретического подхода к проектированию игровых технологий физического развития в дошкольном учреждении, учитывающего природные, социальные условия, обеспечивающего целостное системное восприятие личности дошкольника.
Все отчетливее осознаются противоречия:
- между значительными потенциальными возможностями современных технологий дошкольного образования, являющихся перспективным направлением повышения качества воспитания и развития детей дошкольного возраста, и недостаточной подготовкой педагогов к освоению и творческому использованию современных технологий дошкольного образования;
- между потребностью педагогов в использовании современных технологий дошкольного образования для развития профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью условий формирования готовности педагогов к их реализации [30].
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовки педагогов ДОО по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы «Подготовка педагогов дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать модель подготовки педагогов дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности в зимний период времени и экспериментально проверить эффективность условий ее реализации.
Объект исследования: процесс подготовки педагогов ДОО по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
подготовки педагогов ДОО по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени.
Гипотеза исследования. Подготовка педагогов в ДОО будет осуществляться результативно, если охарактеризованы педагогические условия развития здоровьесберегающей компетенции и мотивации педагогов дошкольной образовательной организации. Предполагается, что разработанная модель подготовки педагогов дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени и создание организационно - педагогических условий ее реализации будет способствовать развитию: здоровьесберегающей компетенции; способности диагностировать причину проблемы двигательной активности. А также позволит сформировать мотивацию к развитию двигательной активности в зимний период времени.
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы исследования развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к развитию двигательной активности;
3) разработать и реализовать модель подготовки педагогов дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени ;
4) определить условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели подготовки педагогов дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени.
Состояние научной разработанности проблемы исследования Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как: главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева) и как основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский).
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития детского организма, влияет на формирование психофизиологического статуса ребенка (Е.А. Пимонова, А.С. Солодков, Е.М. Есина и др.). Установлена тесная связь между уровнем физического развития, физической подготовленностью детей и их двигательной активностью (М.В. Антропова, Г.П. Сальникова, О.Г. Аракелян, О.В. Силина и др.).
Существенное значение для понимания роли двигательной активности в укреплении здоровья и создании соответствующих условий функционирования среды, сохраняющей здоровье ребенка, имеют исследования В.И. Усакова, доказывающие исключительную роль двигательной деятельности в развитии организма и формировании самой биологической основы, на которой впоследствии возникает все богатство нормальных поведенческих реакций ребенка .
С позиции В.И. Усакова, двигательная активность является наиболее важным фактором, который обеспечивает глубокие преобразования организма ребенка на самых ранних стадиях его возрастного развития.
В наши дни, к сожалению, явно прослеживается тенденция к снижению двигательной активности в дошкольных учреждениях, что отмечают многие исследователи, а в частности В.К. Бальсевич, Т.А. Тарасова, Н.И. Гулящих, М.В. Шваркин и др. [3].
В настоящее время проанализированы основные причины не совершенства двигательной активности, определены задачи, содержание и способы рациональной ее организации. Однако в практике дошкольного образования эта проблема остается актуальной до сих пор. Особенно низкие показатели двигательной активности характерны в зимний период времени.
Решение этой проблемы требует создания совокупности
организационно-педагогических условий для подготовки педагогов, обеспечивающих деятельностный образовательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка, которое могут дать разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы в зимний период, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения детей.
В современных социально-экономических условиях осознается объективная необходимость разработки новых моделей более качественной подготовки педагогических кадров для учреждений дошкольного образования, которые сориентированы на развитие двигательной активности ребенка, поддержание его психического и физического здоровья, формирование мышления, сознания, ценностей, его эффективную и успешную социализацию.
Методологические основы исследования: системный (В.Г. Афанасьев, Н.В. Кузьмин и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.), компетентностный (В. Байденко, А.А. Вербицкий, Ф. Зеер, Н.Ф. Ефремова, А.Э. Федоров и др.) и здоровьесберегающий (Н.Г. Аникеева, А.Н. Гамаюнова, Н.Л. Дочкина, Ю.В. Лукашин, Ю.А. Павлов, И.В. Патрушева, Е.А. Шатрова, Т.Н. Яркина и др.) научные подходы.
Теоретической основой исследования являются: теория деятельности, разработанная отечественными психологами B.C. Выготским,
А.Н. Леонтьевым, СЛ. Рубинштейном и др., научные исследования мотивации деятельности (А.Г. Асмолов, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Р.А. Пилоян, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, Г.И. Щукина и др.); психологическая теория способностей, разработанная в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса и др., теория двигательных
способностей Л.П. Матвеева, В.И. Ляха, B.C. Фарфеля и др., теория игровой деятельности, разработанная Л.С. Выготским, Л.Н. Леонтьевым,
Д.Б. Элькониным и др. Современные представления о развитии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста (В.К. Бальсевич, Т.Н. Осокина, В.И. Лях, Л.Т. Майорова, Е.Н. Вавилова, С.Н. Михайлова, Н.В. Панфилова, Э.Я. Степаненкова, Ю.К. Чернышенко и др.).
Проблемам подготовки специалистов дошкольного образования к профессиональной деятельности посвящены работы Л.М. Волобуевой, Л.А. Григорович, Т.И. Ерофеевой, М.Б. Зацепиной, М.В. Лазаревой,
Г.П. Новиковой, Л.В. Поздняк, В.И. Ядэшко и др., подготовке специалистов для средней профессиональной школы и, в частности, по дошкольной педагогике и психологии, работы Н.А. Моревой, Л.Г. Семушиной и др.
Методы и методики исследования:
теоретические: анализ, обобщение и сравнение научно-методических источников;
эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, опрос,
тестирование, методы психологической диагностики (тест Ю.В. Лукашина «Диагностика сформированности здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза», адаптированный для педагогов дошкольной образовательной организации; опросник «Мотивация к реализации двигательной активности» Е.М. Ревенко, адаптированная для педагогов ДОО), методы математической и статистической обработки данных.
База научного исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились два муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска. В исследовании приняли участие: экспериментальная группа (20 педагогов ДОО 1); контрольная группа (20 педагогов ДОО 2).
Основные этапы исследования
Исследование проводилось с октября 2016 г. по октябрь 2018 г. и включало следующие этапы.
На первом этапе (2016-2017 гг.) осуществлялось накопление эмпирического материала. Проводился теоретический анализ научной литературы. Были сформулированы тема и рабочая гипотеза, определены объект, предмет, цель и основные задачи, разрабатывалась программа опытноэкспериментальной работы.
На втором этапе (октябрь 2017-май 2018 гг.) уточнялись теоретические позиции исследования, проводился анализ условий, способствующих организации подготовки педагога дошкольной образовательной организации. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, и анализировались результаты эксперимента...
Диссертационное исследование посвящено проблеме подготовки педагогов дошкольной образовательной к развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени.
В исследовании решалась проблема «Каковы организационно- педагогические условия подготовки педагогов в дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности в зимний период времени?» Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему диссертации: «Подготовка педагогов дошкольной
образовательной организации по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени». Целью исследования являлось теоретическое анализ развития двигательной активности и экспериментальная проверка эффективности модели подготовки педагогов ДОО с позиции реализации организационно-педагогических условий к развитию двигательной активности старших дошкольников в зимний период времени.
Для достижения поставленной цели в исследовании были решены следующие задачи.
Раскрыты теоретические основы двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и особенности подготовки педагогов ДОО . Проанализировано состояние рассматриваемой проблемы в педагогической литературе, а также в практике дошкольных образовательных организаций. Изучены понятия «двигательная активность» и «здоровьесберегающая компетенция» как перспективная технология управления персоналом дошкольной образовательной организации в контексте повышения качества дошкольной образовательной организации, и «организационнопедагогические условия» как общность взаимообусловленных критериев, предусматривающих целенаправленное управление образовательным процессом.
Создана и реализована модель подготовки педагогов дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в зимний период времени. В качестве структурных компонентов модели выделены: целевой, содержательнопроцессуальный, результативный. В соответствии с поэтапным внедрением данных блоков модели, включая все виды практик, педагоги получают реальную возможность изменить свое отношение к здоровьесбережению. Разработаны организационно-педагогические условия подготовки педагогов ДОО.
Полученные экспериментальные данные легли в основу сформулированных общих выводов, которые подтверждают выдвинутую гипотезу. В результате было доказано, что эффективность модели подготовки педагогов дошкольной образовательной организации по развитию двигательной активности возможен при создании следующих организационно-педагогических условий:
- формирование здоровьесберегающей компетенции педагогов ДОО посредством организации обучения педагогических работников с использованием информационных и интерактивных средств;
- создание организационной структуры, включающей компоненты: управленческий, кадровый и методический;
- формирование адекватного уровня мотивации к реализации двигательной активности вследствие изменения и совершенствования системы стимулирования и мотивирования педагогов.
Наиболее важными результатами формирующего этапа стало: преобладание высокого и среднего уровня здоровьесберегающей компетенции педагогов, адекватный уровень мотивации к реализации двигательной активности педагогов как система мотивационных и стимулирующих критериев, а также реконстукция организационной структуры, желание и возможность каждого педагога быть частью команды и организовывать мероприятия по развитию двигательной активности старших дошкольников в зимний период времени.
Исследование проводилось на теоретическом и практическом уровнях. В ходе исследования были использованы вариативные методики количественного и качественного выявления результатов. Основные результаты представлены в научных публикациях автора и на практических конференциях.
Таким образом, констатируем, что цель диссертационного исследования достигнута, решены его задачи и подтверждены положения гипотезы.
Проведенное исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы подготовки педагогов дошкольной образовательной организации. Перспективными направлениями дальнейшего развития исследования выступают:
- распространение опыта исследования на другие дошкольные образовательные организации;
- на курсах повышения квалификации педагогов и инструкторов по физическому воспитанию ДОО.
1. Антонов Ю.Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика: ТЦ сфера, 2013. 128 с.
2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. Теория и методика физического воспитания: Учебник. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
4. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. № 4. С. 55-58.
5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 1922.
6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС,
2000. 255 с.
7. Барчуков И.С., Нестерова А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учебное пособие для студентов высш. Учеб. заведений. 3-е изд. М.: издательский центр «Академия», 2009. 528 с.
8. Безносиков Е.Я. Здоровье: Популярная энциклопедия. Мн.:
Просвещение, 1990. 830 с.
9. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский
социально-педагогический институт, 2004. 240 с.
10. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом: Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. М.: ACT, 1997. 393 с.
11. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
12. Богословец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
13. Вайнер Э.Н. Валеология. Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука,
2001. 416 с.
14. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2013. 240 с.
15. Виленский М.Я. Физическая культура студента: Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2002. 448 с....84