Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Работа №169271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития детей в условиях разновозрастной
группы 13
1.3. Возможности игровой деятельности в развитии коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ ОДНОВОЗРАСТНОЙ ГРУПП 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов и их интерпретация 26
2.3. Дидактические игры в развитии коммуникативных умений детей в
разновозрастной группе 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50


Коммуникация играет огромную роль в жизни человека, а еще более важную в жизни дошкольника. Именно в этом возрасте общение имеет наибольшее значение в формировании психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
У старшего дошкольника должны быть развиты навыки коммуникации, ведь через общение с другими людьми он приобретает познавательные способности и качества. А поскольку данная проблема еще не до конца решена, а имеющиеся исследования имеют противоречивый характер, наше исследование актуально.
В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.И.Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.А. Рояк), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, С.В. Петерина).
Рассматривая современное состояние проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится отметить, что в психологопедагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты педагогические условия развития коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, до конца не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, а так же формы организации деятельности детей для их развития.
В своей работе мы рассмотрим особенности развития коммуникативных умений дошкольников старшего дошкольного возраста, проанализируем их особенности в условиях разновозрастной группы в сравнении с коммуникативными умениями старших дошкольников традиционной одновозрастной группы, изучим влияние дидактических игр на развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Объектом исследования являются коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы.
Предметом исследования являются дидактическая игра как средство развития коммуникативных умений дошкольников старшего возраста.
Цель работы: раскрыть возможности дидактических игр в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Задачи исследования:
- на основе анализа литературы определить основные подходы к проблеме особенностей развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
- выявить и охарактеризовать особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
- определить эффективность дидактических игр в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Гипотеза исследования - процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы будет более эффективным при использовании дидактических игр.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и учебнометодической литературы, эмпирический эксперимент, а так же следующие методики:«Секрет» Я. Л. Коломинского в модификации Т.А. Репиной,
методика изучения коммуникативных умений (Г.А. Урунтаева,Ю.А. Афонькина).
Эмпирическое исследование проводилось на базе разновозрастной группы дошкольников Гладковской средней школы и старшей дошкольной традиционной одновозрастной группе детского сада «Солнышко» Саянского района Красноярского края в марте - апреле 2018 года.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретическую базу исследования составили работы авторов: А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Л.П. Буева, В.М. Соковкин и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие коммуникативных умений дошкольника является важнейшей составляющей его успешного общего развития. Уровень развития коммуникативных умений сыграет немаловажную роль в жизни уже взрослого человека. Поэтому коммуникативные умения старших дошкольников являются одной из важнейших научных проблем. Наличие хорошо развитого уровня коммуникаций в деятельности старшего дошкольника делает ее продуктивной, организованной, активной. Комплекс дидактических игр, направленных на развитие коммуникативных умений, значительно может повысить их.
На первом этапе нами были изучены теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных умений дошкольников старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования стали коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы.
Предметом исследования стала дидактических игра как средство развития коммуникативных умений дошкольников старшего дошкольного возраста.
Целью нашей работы явилось раскрытие возможностей дидактических игр в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы. Для этого мы решили следующие задачи:
- на основе анализа литературы определить основные подходы к проблеме особенностей развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
- выявить и охарактеризовать особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
- определить эффективность дидактических игр в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
А так же предположили, что процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы будет более эффективным при использовании дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных умений.
Для проверки гипотезы мы проанализировали особенности развития коммуникативных умений дошкольников старшего
дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в сравнении с коммуникативными умениями старших дошкольников традиционной одновозрастной группы, изучили возможности дидактических игр в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, применили дидактическую игру, как средство развития коммуникативных умений у старших дошкольников на примере старших дошкольников разновозрастной группы Гладковской средней школы и традиционной одновозрастной группы детского сада «Солнышко» Саянского района Красноярского края в апреле - марте 2018 года.
При проведении констатирующего эксперимента выявлен уровень развития коммуникативных умений дошкольников в разновозрастной и традиционной группах. Затем сформирован комплекс дидактических игр и применен на практике. В результате контрольного эксперимента мы выявили, что применение комплекса дидактических игр является эффективным при развитии коммуникативных умений старших дошкольников в условиях разновозрастной группы.
А именно, полученные в контрольном эксперименте данные в разновозрастной и традиционной одновозрастной группах старших дошкольников свидетельствуют о том, что уровень коммуникативных умений детей разновозрастной группы вырос. Уровень высоких коммуникативных умений в экспериментальной (разновозрастной) группе испытуемых увеличился на 20%. При этом средний уровень коммуникативных умений вырос на 10%. Испытуемых с низким уровнем коммуникативных умений в группе не осталось. Количество испытуемых с благоприятным социометрическим статусом увеличилось на 20%, коэффициент взаимности вырос на 3%, коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями увеличился на 10% .
В контрольной (традиционной) группе испытуемых уровень развития коммуникативных умений не изменился.
Анализ данных показал, что использование комплекса дидактических игр в разновозрастной группе значительно повышает уровень коммуникативных умений дошкольников.
Таким образом, путем проведения эксперимента, мы можем констатировать факт эффективного влияния использования дидактических игр на развитие разновозрастных коммуникативных умений, что свидетельствует о правильности выдвинутой нами гипотезы.



1. Абрамова Н.В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. 1980. №3. с. 32
2. Агафонова И.Н. Программа «Я и Мы» - уроки общения для детей 6-10 лет. Спб., 2003.70 с.
3. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001. № 5. С. 5161.
4. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. М., Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
5. Блохина Е. А. Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников // Начальная школа плюс. До и После. 2012. № 2. С. 67-70.
6. Бориснев С. В. Социология коммуникации: учеб.пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.
7. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. Тр. М.: Педагогика,
1983. 271 с.
8. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 240 с.
9. Венгер Л. А. Психология: учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение, 1988. 96 с.
10. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: 1981. 80с.
11. Выготский Л. С. Собр. Соч.: 6 т. Т. 3. М.: Просвещение,
1983.192 с.
12. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: 2002. 482 с.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1967.96 с.
14. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет.: учебник Е.О.Смирнова М.: Просвещение, 1992. 143 с.
15. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объекта зарубежных методических исследований // Иностранный язык в школе. 1985. С.28-30...39



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ