МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА К РЕШЕНИЮ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ РАССТОЯНИЙ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение 3
Глава 1. Технологические и методические аспекты создания математических видеороликов в условиях дистанционного формата смешанного обучения 6
1. 1. Особенности смешанного обучения при организации учебного процесса, дидактический потенциал дистанционного формата обучения 6
1.2. Конструктивные, анимационные и исследовательские возможности
компьютерной среды Живая математика при изучении стереометрии 10
1.3. Технология создания видеороликов по геометрии с использованием
среды Живая математика и одной из программ захвата экрана 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Организация обучения решению стереометрических задач на вычисление расстояний в условиях дистанционного формата смешанного обучения 20
2.1. Обзор различных подходов при обучении решению стереометрических
задач на вычисление расстояния в школьном курсе математики 20
2.2. Видеоролик «Вычисление расстояния между точками в пространстве»,
особенности его создания и применения в учебном процессе, результаты апробации 26
2.3. Видеоролик «Вычисление расстояния от точки до прямой в
пространстве», особенности его создания и применения в учебном процессе, результаты апробации 36
2.4. Видеоролик «Вычисление расстояния от точки до плоскости»,
особенности его создания и применения в учебном процессе, результаты апробации 43
2.5. Видеоролик «Вычисление расстояния между скрещивающимися прямыми в пространстве», особенности его создания и применения в учебном процессе, результаты
апробации 49
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения 64
Благодаря активному внедрению информационных технологий в нашу жизнь, Интернет, компьютер и различные гаджеты стали неотъемлемой частью современного образования. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что одной из важнейших особенностей развития современного общества является его информатизация. Одна из задач школы в условиях информатизации общества - это подготовка обучающихся к использованию компьютера как средства объективного анализа интеллектуальной, производственной и иных видов деятельности человека [30].
В связи с прошедшими событиями 2020 года многим учебным заведениям потребовалось перейти на дистанционный формат обучения. Так как сложившиеся обстоятельства продолжались и в 2021 году, то всем образовательным учреждениям приходилось сочетать традиционный и дистанционный форматы обучения, назовем такое обучение смешанным.
Российское образование не имело большого опыта в подобном формате обучения, которое требовало увеличения дистанционного образования. Многие преподаватели и учителя не были готовы к полному переходу на дистанционное обучение в некоторые периоды пандемии. Одной из наиболее пострадавших школьных дисциплин оказалась геометрия, освоение которой, в-первую очередь, связано с формированием таких предметных компетенций как умение построить чертеж, провести логическую цепочку рассуждений, выполнять тождественные преобразования и решать задачу.
Таким образом, выбранная тема ВКР, посвященная геометрической подготовке десятиклассников в условиях смешанного образования, является актуальной.
Проблема исследования состоит в поиске ответа на следующий вопрос: как эффективно организовать обучение началам стереометрии в 10 классе в условиях, когда одним из времязатратных составляющих форматов обучения является дистанционное обучение?
Цель исследования - разработать и апробировать в курсе геометрии 10 класса видеоролики по решению стереометрических задач на вычисление расстояний, созданные на базе среды Живая Математика и программы захвата экрана, как одно из эффективных средств дистанционного обучения.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 10 классе, ориентированный на использование математических видеороликов в условиях дистанционного обучения.
Предмет исследования: методика создания и применения математических видеороликов при подготовке обучающихся 10 класса к решению стереометрических задач на вычисление расстояний в условиях дистанционного обучения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
a) выявить особенности смешанного обучения и его дидактический потенциал;
b) изучить конструктивные, анимационные и исследовательские возможности среды Живая Математика и программы захвата экрана при изучении стереометрических задач на вычисление расстояний и создании видеороликов;
c) разработать систему видеороликов для обучения началам стереометрии в 10 классе при решении стереометрических задач на вычисление расстояний;
d) подготовить методическое обеспечение нескольких уроков по решению стереометрических задач на вычисление расстояний в дистанционном формате обучения с использованием математических видеороликов;
e) провести апробацию разработанных видеороликов, оценить ее эффективность.
В основу нашего исследования положена гипотеза: использование математических видеороликов в условиях дистанционного формата смешанного обучения повысит эффективность процесса обучения решению стереометрических задач на вычисление расстояний в 10 классе.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Во введении обозначена проблема, определены и сформулированы цель, объект, предмет и задачи данного исследования.
В первой главе рассмотрены особенности смешанного обучения, выявлен дидактический потенциал дистанционного обучения, рассмотрены конструктивные, анимационные и исследовательские возможности динамической системы Живая Математика, рассмотрены технологии и структура создания видеороликов, сформулированы основные принципы при создании обучающего видеоролика, которые лежат в основе разработанных видеоуроков.
Во второй главе описаны особенности создания видеоуроков по теме нахождение расстояния в организации дистанционного обучения. Разобрано применение разработанного видео-контента в учебном процессе в реализации занятий обучающихся 10 классов. Продемонстрированы результаты апробирования созданных занятий посредством разработанных видеоуроков.
В заключении приведены основные результаты и перспективы проведенного исследования.
Все задачи исследования решены:
1) выявлены особенности смешанного обучения и его дидактический потенциал;
2) изучены конструктивные, анимационные и исследовательские возможности среды Живая Математика и программы захвата экрана при изучении стереометрических задач на вычисление расстояний и создании видеороликов;
3) разработана система видеороликов для обучения началам стереометрии в
10 классе при решении стереометрических задач на вычисление расстояний;
4) подготовлено методическое обеспечение нескольких уроков по решению стереометрических задач на вычисление расстояний в дистанционном формате обучения с использованием математических видеороликов;
5) проведена апробация разработанных видеороликов, а также оценена ее эффективность.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике показали, что вопрос о существовании и проведении занятий с применением видеоконтента по геометрии в современной школе актуален на данный момент.
Проблема эффективности организации обучения началам стереометрии в 10 классе в условиях, когда одним из времязатратных составляющих форматов обучения является дистанционное обучение, явилась обоснованием выбора темы исследования.
Выявлено, что использование видеоуроков, как дополнительный учебный материал в процессе обучения геометрии имеет определенные преимущества.
Во-первых, использование видео-контента при смешанном обучении повышает эффективность обучения, так при традиционной форме обучения видеоролики могут быть использованы в качестве дополнительного учебного материала, в дистанционном же формате, проводимый вами урок может быть реализован на базе созданного видеоролика, то есть продемонстрирован в динамической системе Живая Математика. Во - вторых, использование видео-контента позволяет усилить мотивацию к изучению предмета. В-третьих, видео-контент способствует восприятию к усвоению учебного материала и развитию воображения обучающихся.
Созданные и реализованные в образовательной практике занятия по геометрии на основе видеоуроков для обучающихся 10 классов. Разработанные занятия включают в себя задания на развитие математической логики, внимания, задания, которые требуют аналитики и систематизации. Также задания имели междисциплинарный характер и расширяли кругозор, а также углубляли знания у обучающихся по геометрии.
Обосновано и подтверждено в опытно экспериментальной работе, что использование видео-контента при смешанном обучении способствует результативности процесса обучения у обучающихся. Также формирует основные познавательные УУД.
Подводя итог, отметим, что разумное использование видео-контента в форме смешанного обучения способствует по нашему мнению формированию и развитию познавательного интереса учащихся, повышению качества знаний, развитию творческой самостоятельности обучающихся.
1. Андреева Н.В. Практика смешанного обучения: история одного эксперимента // Психологическая наука и образование. 2018. №3. С. 20 -
28.
2. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., ЯрмаховБ.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016. 280 с.
3. Арарат-Исаева М. С., Арарат-Исаев М. Ю. Видеоролик как инструмент обучения информатике // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. 2021. С. 36 - 39.
4. Атанасян Л.С. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - 22-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.: ил.- (МГУ - школе).
5. Вебер А.В., Мартынов В.В. Моделирование поверхностей второго порядка в среде Живая Математика // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы. 2020. С. 10 - 12.
6. Вебер А.В., Мартынов В.В. Системы динамической математики как средство подготовки старшеклассников к решению геометрических задач ЕГЭ // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. 2021. С. 232 - 234.
7. Гиматдинова. Г. Н. Инструменты и приемы организации дистанционного урока математики // журнал информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2022. С. 66 - 69.
8. Гиматдинова. Г. Н. Об опыте использования среды Живая геометрия на уроках алгебры и начал математического анализа // Информационные технологии в математике и математическом образовании. Сборник трудов IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. В.Р. Майер (отв. ред.); Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2015. С. 10 - 15.
9. Гиматдинова. Г. Н. Обзор цифровых ресурсов по созданию обучающих видео // Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2021. С. 292 - 297.
10. Гиматдинова. Г. Н. Цифровые образовательные ресурсы на уроках математики (из опыта работы) // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Сборник трудов IV Международной научной конференции. 2020. С. 172 - 176.
11. Глазков Ю.А. Геометрия. Рабочая тетрадь. 10 класс. Базовый и профильный уровни / Глазков Ю.А., Юдина И.И., Бутузов В.Ф.- М.: Просвещение, 2020. 96 с.
12.Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс. Базовый и профильный уровни / Зив Б.Г. - М.: Просвещение, 2020. 159 с.
13. Иченская М.А. Геометрия. Контрольные работы. 10-11 класс / Иченская М.А. - М.: Просвещение, 2021. 64 с.
14. Иченская М.А. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы. Учебное пособие. В 3 ч. Часть 1 (для слабовидящих обучающихся / Иченская М.А. - М.: Просвещение, 2020. 208 с.
15. Купер А. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия [Текст] / А. Купер. — 4-е изд. перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 720с...34