Реферат 4
Введение 5
ГЛАВА 1. ПОЛЁТ КАК СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РАЗНЫХ ГРУПП ЖИВОТНЫХ И ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОЛЁТА У ПТИЦ 8
1.1. Полёт как способ передвижения позвоночных и беспозвоночных
животных 8
1.1.1. Беспозвоночные животные, приспособленные к полету 11
1.1.2. Позвоночные животные, адаптированные к полету 13
1.2. Гипотезы происхождения полета у птиц 18
ГЛАВА 2. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПТИЦ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛЕТОМ 24
2.1.Общие адаптации систем органов птицы к полету 24
2.2. Скелет птицы 31
2.2.1. Строение черепа и позвоночника у птиц 32
2.2.2. Грудная клетка птиц 35
2.2.3. Устройство ног птиц 36
2.3. Скелет крыла птиц 40
2.4. Перьевой покров птиц 47
2.5. Форма крыльев и обтекание крыльев потоками воздуха 54
2.5.1. Форма крыльев птиц 54
2.5.2. Влияние перьев на обтекание крыльев потоками воздуха при полете 56
ГЛАВА 3. БИОФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛЕТА 61
3.1. Подъемная сила и угол атаки 61
3.2. Сила тяги и центр тяжести тела 67
3.3. Режимы полёта птиц 74
3.3.1. Этапы полёта: взлёт и приземление 74
3.3.2. Типы полета птиц 77
Выводы 83
Библиографический список 84
Приложение 1
Загадка полета птиц давно волнует умы многих людей. Начиная с давних времен, люди пытались соорудить летательные аппараты, которые помогли бы им держаться в воздухе и осуществить полет. Но первые подобные попытки не имели большого успеха. Конечно, со временем люди научились строить надежные летательные аппараты, которые позволяют преодолевать большие расстояния максимально быстро. Но смогли бы люди изобрести подобную технику, если бы они не взяли за основу наблюдения и исследования полета птиц? Ведь именно основы полета птиц позволили людям достичь успеха в авиационной промышленности.
Если спросить современного человека о том, что движет самолетом и что его заставляет подниматься вверх, то можно будет услышать в общих чертах верный ответ. Каждый знает, что самолет, как и любая друга машина, имеет двигатель, который позволяет развивать силы, необходимые для движения. Двигатель самолета позволяет летательному аппарату развивать скорость, а скорость, в свою очередь, с помощью крыльев создает подъемную силу, которая поднимает самолет вверх. Винты самолета, которые также начинают работать при включении двигателя, создают силу тяги, продвигающую самолет вперед. Становится очевидно то, что в движении самолета его внутреннее и внешнее строение играет одну из самых важных ролей - и подобный ответ даст каждый опрашиваемый. Но если спросить о том, что позволяет птицам передвигаться в воздушном пространстве и какие силы влияют на их полет, то многие ответить не смогут. Да, птицы имеют крылья, но они не имеют механического двигателя, который бы помогал им развивать подъемную силу, а также птицы не имеют винтов, которые образуют силу тяги для движения вперед. Следовательно, птицы имеют какие-то другие механизмы для осуществления полета, но какие? Для многих людей это остается загадкой. И все эти пробелы в знаниях определены тем, что подобные вопросы не изучаются в школе.
Тема «Полет птиц» в разделе школьной биологии изучается в неполном объеме по ряду причин. Во-первых, малое количество часов (4-8 часов в зависимости от учебного плана), выделяемых на изучение раздела «Птицы», не позволяет акцентировать внимание на теме полета или же вынуждает учителя вовсе не включать эту тему в содержание уроков. Во-вторых, несовпадение изучаемых тем по физике и по биологии: раздел «Птицы» изучается школьниками или в 7 классе по концентрическому курсу или в 8 по линейному. Основы аэродинамики на уроках физики начинают изучать в 8 классе и продолжают в 9 и изучаются дробно: темы разбиты на 2 года обучения и в содержании тем не заложено рассмотрение аэродинамических сил на примере полета птиц. На основе этого тема данной работы является актуальной для изучения в курсе школьной биологии. И, конечно, такая интересная тема не должна быть упущена школьниками при обучении. Необходимы альтернативы, которые позволили бы обучающимся самостоятельно и доступно изучить данный вопрос.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка хрестоматийных материалов для дополнительного изучения школьниками темы «Биофизические основы полета птиц.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Выявить представителей различных групп беспозвоночных и позвоночных животных, обладающих способностями к полету;
2. Рассмотреть морфофункциональные преобразования, связанные с полетом птиц;
3. Выявить основы аэродинамики, обеспечивающие полёт птиц;
4. Разработать методическое сопровождение содержания и структуру хрестоматийных материалов по теме «Биофизические основы полета птиц».
Структура хрестоматийных материалов состоит из 3 глав и 12 разделов.
Методическое сопровождение содержания каждого раздела имеет следующую структуру: постановка познавательных задач на изучение данного материала; содержание материала по изучаемой теме; задания на самоконтроль по разделу; рекомендуемая литература по данной теме для дополнительногочтения. Приложение 1 содержит ответы заданий на самоконтроль. Для удобной ориентировки при работе с хрестоматийными материалами была разработана система сигналов-символов:
- понятие, которое следует запомнить;
- понятие, которое следует вспомнить;
- постановка познавательных задач на изучение данного материала;
- задание, которое подразумевает развернутый письменный ответ;
- задание, в котором нужно дать краткий ответ;
заданиепрактического характера;
- тестовое задание с выбором ответа;
- задание на соответствие;
1
3^™
-задание на установление последовательности;
- задание, предполагающее работу со схемой;
- рекомендуемая литература для дополнительного чтения.
Слова благодарности и глубокую признательность выражаю научному руководителю, профессору, доктору биологических наук Баранову Александру
Алексеевичу за наставления и обсуждения вопросов, за точность замечаний и советов, за систематичность консультаций и помощь в написании выпускной квалификационной работы, а также выражаю благодарность кандидату биологических наук, доценту кафедры биологии, химии и экологии Банниковой Ксении Константиновне за помощь в поиске и обработке информации при написании данной работы.
1) Активным и пассивным полетом среди животных обладают крылатые насекомые, рукокрылые и птицы. Кроме этого, планирование характерно для летучих рыб, веслоногих лягушек, летучих драконов, летучих змей, белок-летяг.
2) Самый совершенный полет характерен для птиц, так как именно представители данного класса смогли в наибольшей степени адаптироваться к воздушному пространству, сформировав огромный спектр различных приспособлений. Главными преобразованиями являются крылья и перьевой покров, которые формируют поверхности, обеспечивающие птице подъем вверх и движение вперед. Происходит адаптация систем внутренних органов как следствие приспособления к полету, среди которых можно выделить: жесткость, прочность и легкость скелета, формирование воздушных мешков, редукция фалангов пальцев.
3) Полет птицы осуществляется за счет следующих аэродинамических сил: подъемная сила, сила тяги крыла - благодаря первостепенным маховым перьям, угол атаки крыла и сила тяжести, за счет смещения центра тяжести на нижнюю часть тела по отношению к центру приложения сил.
4) Методическое сопровождение (постановка познавательных задач на изучение данного материала; содержание материала по изучаемой теме; задания на самоконтроль по разделу; рекомендуемая литература по данной теме для дополнительного чтения и система сигналов-символов) обеспечивает доступность и глубокое освоение содержания хрестоматийных материалов.
Содержание соответствует требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
1. Александер Р. Биомеханика. М.: Мир, 1970. 341 с.
2. Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
3. Бацылев, Е. Г. Зоология: учебник. М.: Высшая школа, 1985. 368 c.
4. Биологический энциклопедический словарь. / Под ред. Гилярова М.С. и др. М.,: Советская Энциклопедия, 1989. 864 с.
5. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога: учебное пособие. М.: Наука, 1986. 141 с.
6. Бородулина Т.Л. Приспособления в оперении птиц к обтеканию воздушными потоками. М.: Наука, 1965. 233 с.
7. Васильев Г.С. Основы полета моделей с машущими крыльями. М.: Оборонгиз, 1953. 124 с.
8. Виноградов И. Н. Аэродинамика птиц-парителей. М.: ДОСАРМ, 1951. 129 с.
9. Гладков Н.А. Биологические основы полёта птиц. М.: Моск. общ.исп. природы, 1949. 248 с.
10. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1983. 225 с.
11. Ильичев В.Д., Карташев Н.Н. и др. Общая орнитология: учебник. М.: Высшая школа, 1982. 464 с.
12. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии: учебное пособие. М.: Просвещение, 1986. 174 с.
13. Казневский В.П. Аэродинамика в природе и технике. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. 127 c.
14. КацЦ.Б. Биофизика на уроках физики: учебное пособие. М.: Просвещение, 1974. 128 с.
15. Ковтун М.Ф. Строение и эволюция органов локомоции рукокрылых. Киев: Наук.думка, 1984. 304 с...33