1. Введение
Глава 1. Психолого-педагогические условия проведения биологического эксперимента в общеобразовательной школе.
1.1. История становления эксперимента как одного из видов практических методов обучения.
1.2. Эксперимент: определение, виды, характеристика.
1.3. Методика организации биологического эксперимента по биологии в 8 классе.
Глава 2. Методика формирования предметных результатов при помощи биологического эксперимента (на примере 8 класса).
2.1. Анализ практики обучения биологии в аспекте исследуемой проблемы.
2.2. Методика организации эксперимента при обучении биологии в 8 классе.
2.3. Анализ экспериментального обучения.
Заключение.
Список литературы.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности в средней школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, опыты,
обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д.
Экспериментальная деятельность вызывает у учащихся интерес к изучению природы, развивает их ум, способствует формированию исследовательского типа мышления. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда вызывает у детей ощущение радостного подъема.
К.А. Тимирязев отмечал «...Люди, научившиеся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».
Роль эксперимента в обучении естественным наукам огромна, так как она определяется содержанием предмета (значительное место в нем занимает физиологический материал), возрастными психологическими особенностями детей (преобладание образного конкретного мышления над абстрактным, неразвитость ряда познавательных умений), а также возможностями биологического эксперимента.
Социально-экономические условия современного общества требуют от школьника мобильности и способности успешно применять свои знания при освоении новых видов профессиональной деятельности, поэтому важным умением является способность самостоятельно ставить цели экспериментов, планировать и решать задачи для их достижения в определенные сроки. Перед учителями стоит задача воспитать учеников, способных творчески мыслить и самостоятельно проводить небольшие эксперименты на базе школы. С решением этой задачи связано включение исследовательской, экспериментальной, творческой деятельности в систему школьного образования.
В 8 классе средней школы на уроках биологии ученики получают знания о человеке как биосоциальном существе, изучают строение его органов и систем, факторы антропогенеза и социальные взаимодействия, сходства и различия человека и животных.
Эксперимент является одним из самых действенных средств в обучении биологии в процессе изучения такой объёмной темы как Человек, так как школьный курс предполагает большое количество лабораторных работ и самонаблюдений.
Однако уменьшение количества часов, выделяемых на изучение биологии, приводят к сокращению экспериментальных видов деятельности и перенос их на самостоятельную реализацию.
Актуальность и проблема определили выбор темы нашего исследования «Биологический эксперимент как средство формирования предметных результатов обучающихся 8 класса».
Цель: выявить условия организации эксперимента на уроках биологии в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Объект: образовательный процесс по биологии...
1. В ходе теоретической части дипломной работы на основании данных психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что эксперимент играет важную роль в системе школьного обучения биологии. В отличие от теоретической и демонстративной части, эксперимент ориентирует учащихся на практическую сторону обучения и социализацию, способствует принятию самостоятельных решений и формирует у учеников умение делать выводы из проделанной работы.
2. Биологический эксперимент является неотъемлемой частью школьного курса биологии в 8 классе с ориентацией на предметные результаты, помогает ученикам самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, формулировать познавательные цели обучения, совершать логические операции, предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, совместное использование навыков, создавая условия для своего личностного роста. Вместе с тем, в учебниках по биологии, как правило, отсутствуют описания и инструкции к экспериментам по некоторым темам.
3. Раздел «Человек и его здоровье» обладает огромным потенциалом для организации биологических экспериментов. Среди них большое место занимают эксперименты по самонаблюдению и микроскопированию, которые можно проводить при изучении систем органов человека и высшей нервной деятельности. Система заданий к экспериментальной работе должна соответствовать структуре предметных результатов и обеспечивать целенаправленность процесса их формирования.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г Асмолова/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011.- 159 с.
2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности/ Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1990. - 225 с.
3. Белохвостов А.А., Аршанский Е.Я. Электронные средства обучения химии; разработка и методика использования. - Минск: Аверсэв, 2012. - 206 с.
4. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе : кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 190 с.
5. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. - Изд. 3-е М.: Просвещение, 1976. - 384 с. с ил.
6. Л. Г. Воронин, Р. Д. Маш Методика проведения опытов и наблюдений по
анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. — М.:
Просвещение, 1983.—160 с, ил.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика 1984. - 432 с.
8. Гавронская Ю.Ю. Бабинцева Е.И., Оксенчук В.В. Использование виртуальной лаборатории при изучении растворов в курсе химии// Актуальные проблемы химического и экологического образования. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - С.379-384.
9. Галкина Е.А. Педагогический эксперимент в обучении школьной биологии: контрольно-оценочный аспект: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 116 с.
10. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М.Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. - Красноярск, 2013. - 274 с.
11. Горленко Н.М., Голикова Т.В., Зорков И.А., Ушева Т.Ф. Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении биологии // Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 221 с.
12. Горленко Н.М. Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии. - Волгоград: Учитель, 2013. - 76 с.
13. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов. - Волгоград.: Учитель. 2013. - 71 с.
14. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
15. Издательство «Школьная пресса» URL: http://www.schooipress.ru/...29