стр. ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 8
1.1. Особенности жизнедеятельности семьи с ребенком с инвалидностью в
современном российском обществе 8
1.2. Технология социально-педагогического сопровождения в работе с
семьей с ребенком с инвалидностью 20
1.3. Некоммерческая организация как ресурс социально-педагогического
сопровождения семьи с ребенком с инвалидностью 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 45
2.1. Диагностика социально-педагогических проблем семей с ребенком с
инвалидностью 45
2.2. Опыт реализации модели социально-педагогического сопровождения
семьи с ребенком с инвалидностью в деятельности автономной некоммерческой организации «Центр просвещения СВЕТОЧ» 55
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность исследования. В последнее время все больше родителей берут на себя ответственность воспитывать ребенка с инвалидностью в семье. Семья является главным составляющим социализации ребенка, и ее влияние превосходит воздействие всех других общественных институтов. В развитии ребенка с инвалидностью роль семьи возрастает, т.к. на нее ложится основное время ухода, воспитания, образования. Семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью, как правило, преодолевают разного характера проблемы. Они возникают под воздействием определенных причин и требуют особого подхода к разрешению. Большинство из них связано с недостаточностью социально-педагогического сопровождения семей.
Каждый подход в разрешении проблемы или трудности, сложившейся в семье, требует своей специфики действий, к которой не всегда готов родитель. Как правило, он нуждается в своевременной помощи или поддержке, что и обеспечивается социально-педагогическим
сопровождением специально подготовленными специалистами. Семье с ребенком с инвалидностью необходима помощь другого характера - сопровождение, результатом которого является становление
самостоятельности семьи.
На сегодняшний день существует большое количество государственных и коммерческих центров, в которых оказывается помощь семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью. Но не все семьи могут воспользоваться их услугами по различным причинам. Основной причиной является отсутствие необходимого оборудования в государственном центре, и его наличие в коммерческом, в котором необходимо оплачивать услуги.
Социально-ориентированная некоммерческая организация - это ресурс, который призван решать проблему сопровождения семьи с ребенком с инвалидностью, способствовать становлению ее самостоятельности.
Социально-педагогическое сопровождение семьи с ребенком с инвалидностью в деятельности социально-ориентированной некоммерческой организации носит специфический характер. Здесь больше возможностей в применении новых социально-реабилитационных технологий, в реализации индивидуального подхода, не ограниченного рамками социального обслуживания...
Семья с ребёнком с инвалидностью - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка. Закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка с инвалидностью, которое обусловлено его болезнью
В исследованиях О.Е.Булановой и В.В.Сабурова отмечается, что в семьях с ребенком с инвалидностью больше причин, ведущих к затруднениям выполнения семьёй воспитательной, социальной, а также реабилитационной, компенсирующей и коррекционной функций в отношении ребенка с инвалидностью.
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с инвалидностью - помочь семье справиться с проблемами в воспитании ребенка с инвалидностью, несмотря на имеющиеся риски; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между детьми и родителями.
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой сложную социальную систему, характеризирующуюся большим количеством внутренних и внешних связей. Исследование ее свойств, особенностей функционирования, прогнозирования вариантов будущего развития можно с помощью моделирования, одного из методов познания и управления социальными системами, а именно путем построения структурно¬функциональной модели. Что позволит представить, научно осмыслить структуру данного процесса, условия ее оптимального функционирования, прогнозировать позитивные результаты, выявить область дефицитов и рисков.
Социально ориентированные некоммерческие организации по сравнению с государственными и коммерческими организациями в своей деятельности применяет более гибкие и более вариативные формы сопровождения семей с ребенком с инвалидностью, что обеспечивает качественные и инновационные иные подходы к работе с указанной категорией населения. Однако необходимым становится целостное научно-методическое осмысление сущности и организации процесса социально-педагогического сопровождения семьи с ребенком с инвалидностью в деятельности некоммерческой организации.
Разработанная нами структурно-функциональная модель социально¬педагогического сопровождения семьи с ребенком с инвалидностью в деятельности некоммерческой организации представляет собой взаимосвязь целевого, методологического, содержательного, структурного,
методического и оценочного компонентов. Нами определены цель, принципы, организационные условия, функции и направления деятельности, основные этапы и субъекты процесса социально-педагогического сопровождения семьи с ребенком с инвалидностью в деятельности некоммерческой организации, а также критерии и показатели результативности процесса...
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие. М., Владос, 2004.
2. Алынанина Е.И. Психологическое сопровождение
воспитательного процесса //Классный руководитель.-2004.-№2.-С. 107.
3. Андропова Ю.Ю. Моделирование системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе /Магистр, работа. УГГТУ, Екатеринбург, -2003г.
4. Батова А. В. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду: Дис. канд. пед. наук /Институт педагогики социальной работы РАО (ИПСР РАО). Защищена 2001.06.05. 211 с. : 4 таб. , 13 ил. Библиогр.: 204 назв.
5. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, 2001.
6. Буланова О.Е.«Модель инклюзивного образования детей-инвалидов
и детей с ОВЗ» Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный
ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Москва, 2010
7. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. М.: Генезис, 2001. — 96 с.
8. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов // Социологические исследования.-2002.-№6- с.116-121.
9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под.ред. М. Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996.
10. Высоцкая О.М. Педагогическая подготовка родителей к реабилитации ребенка с ДЦП.-М., 2001.
11. Данилина Т.А. Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, родителей и детей. М, «Айрис пресс», 2003, с. 112.
12. Дементьевы Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996.
13. Евграфова И.Н. Техника оказания социально-педагогической поддержки семье в трудной жизненной ситуации: Метод, пособие.- М.: «Педагогика». 2001.
14. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Изд-во Научная книга. 2003.
15. Карцева T.B. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.—224 с...53