Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №169250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Эмпатия: сущность и характеристика 7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Ресурсы художественной деятельности в развитии детей старшего
дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО
НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 33
2.1. Предпроектное исследование эмпатии детей старшего дошкольного
возраста 33
2.2. Аннотация проекта 36
2.3. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами
художественной деятельности (комплекс коррекционно-развивающих
мероприятий) 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать и сочувствовать окружающим является одной из важнейших задач социально-коммуникативного развития личности дошкольника. Процессу социализации человека, как указывают многие исследователи, содействует успешное развитие эмоциональной сферы детей и формирование социальных эмоций и чувств. Эмпатия представляет собой одну из ведущих социальных эмоций, и раскрывается, как способность личности эмоционально откликаться на переживания других людей. Эмпатия предполагает субъективное восприятие человека и проникновение в его внутренний мир, пониманием его переживаний, мыслей и чувств [39].
Поскольку уровень развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста непосредственно оказывает влияние на его социализацию в обществе, на умение устанавливать взаимоотношения, понимать намерения, поведение, чувства и переживания других людей, полагаем, что данная тема является актуальной.
Как психологический феномен понятие «эмпатия» в области психологии было заимствовано из философии начала XX века, где в таких дисциплинах, как этика и эстетика был тождественен смысловой аналог «симпатия». Т. Липпс отмечал, что присутствует отличие в понятиях «симпатия» и «эмпатия» [22].
Эмпатия исследовалась и рассматривалась многими учёными в области психологии, такими как: Т.П. Гаврилова, Э. Титченер, З. Фрейд, К. Роджерс, Т. Липпс, Д.Б. Эльконин, Л.П. Стрелкова и др. Понятие эмпатии многими из них было взаимосвязано с сочувствием, сопереживанием, вчуствованием, эмпатийным поведением.
Старший дошкольный возраст представляет собой наиболее значимый период в формировании социальных механизмов деятельности и поведения, в становлении личности дошкольника в целом (Д.И. Фельдштейн). Дошкольники выражают стремление активно общаться с ровесниками в различных видах деятельности, что определяет некоторые условия для воспитания коллективных взаимоотношений, основывающиеся на механизмах сочувствия, сопереживания, содействия [43]. Этот возраст является сензитивным к эмоциональному развитию, что выражается в увеличенной чувствительности, восприимчивости ребенка к эмоциональному миру человека, умению стремительно осваивать нравственные нормы поведения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмпатия занимает основное положение в развитии качеств, которые определяют уровень эмоционально-нравственной культуры личности, и старший дошкольный возраст обладает особой важностью в этом процессе. В этом возрасте дети стремятся активно общаться с ровесниками в различных видах деятельности, что формирует некоторые предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующихся на механизмах содействия, сопереживания, сочувствия.
Эмпатия старшего дошкольника находит свое проявление в умение верно определять эмоциональное состояние другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие, стремление к содействию, а также в умении оказывать реальное содействие.
Для изучения процесса формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, мы провели исследование с помощью методик: «Отражение чувств» О.В. Дыбиной, «Что - почему - как?» М.А. Нгуен.
Данные первичной диагностики свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий и средний уровень развития эмпатии. Выявлено, что у большинства детей без особых проблем получается определить эмоциональное состояние и настроение людей в разных ситуациях, изображенных на картинках. Основные трудности были связаны с определением дальнейшего развития изображенных на картинках ситуаций, а также не все дети способны решить определённую проблему, связанную с отношением между людьми. У многих детей возникли трудности с предложением конструктивного решения данном в рассказе спорной ситуации, но при этом им не составили труда определить эмоциональные состояния героев рассказа.
На основании полученных результатов был разработан психолого-педагогический проект «Страна Дружбы», направленный на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста. Содержание проекта 50
включает в себя комплекс коррекционно-развивающих мероприятий с детьми экспериментальной группы.
Предполагаем, что реализация комплекса коррекционно-развивающих мероприятий в рамках психолого-педагогического проекта «Страна Дружбы» повысит уровень развития эмпатии у детей экспериментальной группы.



1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2006. 127 с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2 т. Т.1. Смоленск: Русич, 1997. 576 с.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., 2011. 160 с.
4. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных
характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2011. 180с.
5. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 38-48.
6. Венгер А.Л. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. М., 2008. 78 с.
7. Валлон А. Психическое развитие ребенка: учебное пособие. М.: Просвещение, 2012. 192 с.
8. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. 204 с.
9. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2011. № 4. С. 5-19.
10. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего возраста // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 107-114.
11. Гайворонская Т.А., Деркунская В.Ж. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие М.: Центр Педагогического образования, 2007. 144 с.
12. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» М.: Педагогическое общество России, 2004. 234 с.
13. Голубков В.О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 12. С. 118-120
14. Грачева Т.А. Возможности театрализованных проектов в социализации детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2017. № 1. С. 16-20
15. Губанова Н. Педагогические возможности игры-драматизации // Детский сад от А до Я. 2008. № 4. 28-35 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ