ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической
литературе. Специфика проявления агрессивного поведения в среднем дошкольном возрасте 9
1.2. Театрализованная деятельность и ее значение в развитии ребенка
среднего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности театрализованной деятельности в работе педагога дошкольной образовательной организации как средства преодоления
агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 20
2.3. Театрализованная деятельность как средство преодоления агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста:
направления и содержание работы педагога 28
2.4. Анализ эффективности проделанной работы 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Достаточно часто человек становится жертвой агрессивных проявлений или наблюдателем конфликтного общения в социуме.
Весьма актуальна проблема детского агрессивного поведения. Этому существует множество объяснений. Члены современной семьи все меньше и меньше общаются друг с другом, многие родители свободное время предпочитают проводить за компьютером или у телевизора. Часто у родителей большое число личных трудностей и проблем, а также вредных привычек и зависимостей. В результате, количество психологических проблем в семье растет, что может негативно сказаться на эмоциональном развитии ребенка.
Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. В исследованиях Л.В. Брянцевой указывается, чтом90% выпускников дошкольных учреждений имеют отклонения от норм поведения [4].
Педагоги, которые работают с такими детьми, отмечают, что эти дошкольники конфликтны, агрессивны, склонны к «взрывному» и импульсивному поведению. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране или экране компьютера, им трудно взаимодействовать друг с другом, они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей [13]. Поэтому, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем легче предупредить закрепление агрессивного стиля поведения.
Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни ребенка, неотъемлемая часть процесса его социализации. Поэтому необходимо пристальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки [27, с.18].
Общепризнано, что родители являются первыми педагогами. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка [10]. Запрет, психологическое или физическое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство [3]. Несомненно, в ряде случаев при проявлениях детского агрессивного поведения требуется вмешательство специалистов (педагогов и психологов), нацеленное на уменьшение или избегание подобного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. При этом важно научить ребенка не подавлять, а контролировать подобное поведение; отстаивать свои права и интересы, не прибегая к насилию, а также научить защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда [14]...
В заключении считаем нужным отметить, что поставленные задачи мы выполнили: проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, раскрыли понятие агрессивного поведения, выявили пути его преодоления в дошкольном образовательном учреждении, подобрали диагностический инструмент для выявления детей, отличающихся агрессивным поведением, подобрали комплекс театрализованных игр и упражнений, направленных на преодоление агрессивного поведения детей, разработали проект «Волшебный мир театра», также направленный на преодоление агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста и доказали его эффективность.
Таким образом, наша гипотеза о том, что организация театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, включающей театрализованные игры; разыгрывание сказок с помощью различных видов театра; упражнения на развитие пластики, выразительной мимики - будет способствовать преодолению агрессивного поведения дошкольников, в том числе вербальной, физической агрессии; повышенной раздражительности стремления к спорам и конфликтам с окружающими.
В преодолении агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста ведущую роль играют педагоги. Их задача - научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов [28].
Чтобы существенно снизить агрессивное поведение ребенка, необходимо педагогам обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем сравнивая его не с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов [26].
Необходимо обращать пристальное внимание на обстановку, которая складывается в детском коллективе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствуют снижению агрессивного поведения ребенка [26].
Следует детально изучать систему личных отношений детей в группе для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в дошкольном учреждении благоприятный эмоциональный климат. Неоценимую помощь в создании такого климата оказывает организация театрализованной деятельности [30].
Театрализованная деятельность ребенка - это не просто игра в театр. Она помогает ребенку понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в ней ребенок учится контролировать и оценивать себя, свое поведение, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным [31]...
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников URL: http: //www.twirpx.com/file/249345/ (дата обращения 02.12.2016).
2. Бородина Е. В.; Маркевич Н. А. Театрализованная деятельность в ДОУ. URL: http://www.dohcolonoc.ru (дата обращения 02.04.2017).
3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2006. 144с.
4. Брянцева Л.В. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы. URL:http://www.festival.1september.ru (дата обращения 06.01.2017).
5. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось 89, 2002. 224 с.
6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. 160с.
7. Детская агрессивность и ее причины. Как научить ребенка
общаться URL: http://www.do.gendocs.ru/docs/index-309231.html (дата
обращения 01.04.2017).
8. Детская агрессия — Психологос URL: http:// www.
psychologos.ru/articles/view/detskaya_agressiya (дата обращения 19.12.2016).
9. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2009. 216с.
10. Закон РФ об Образовании п.1 ст. 18. URL: http://www.assessor.ru (дата обращения 07.11.2016).
11. Залесская О.В., Казанцева О.В. Младшие школьники с ЗПР. Уроки общения: пособие для практического психолога. М.: Школьная Пресса, 2005. 28 с.
12. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982. 216 с
13. Ковалева И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей
раннего возраста. Издательство: Айрис-Пресс, Серия: Дошкольное
воспитание и развитие, 2007. 48 с.
14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 208с.
15. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М.: Мос ГУ, 2004...37