Вербальная агрессия в школьной речевой среде
|
Введение 3
Глава 1. Агрессия как сложное социально-психологическое явление 9
1.1. Представление об агрессии в философии, социологии, лингвистике и
других социогуманитарных науках 9
1.2. Исследование агрессии в психологии 16
Глава 2. Вербальная агрессия как предмет научного исследования 30
2.1. Основные подходы к изучению вербальной агрессии 30
2.2. Причины и последствия вербальной агрессии 37
2.3. Проявление вербальной агрессии в подростковом возрасте 43
2.4. Виды и основные формы вербальной агрессии 48
Глава 3. Исследование вербальной агрессии в школьной речевой среде 53
3.1. Определение оптимального комплекса методов диагностики проявления
вербальной агрессии 53
3.2. Констатирующий эксперимент 62
Глава 4. Контроль над вербальной агрессией в школьной речевой среде 83
4.1. Определение основных направлений контроля над вербальной агрессией
в школьной речевой среде 83
4.2. Проект программы преодоления вербальной агрессии в школьной
речевой среде 90
Заключение 95
Список использованной литературы 98
Глава 1. Агрессия как сложное социально-психологическое явление 9
1.1. Представление об агрессии в философии, социологии, лингвистике и
других социогуманитарных науках 9
1.2. Исследование агрессии в психологии 16
Глава 2. Вербальная агрессия как предмет научного исследования 30
2.1. Основные подходы к изучению вербальной агрессии 30
2.2. Причины и последствия вербальной агрессии 37
2.3. Проявление вербальной агрессии в подростковом возрасте 43
2.4. Виды и основные формы вербальной агрессии 48
Глава 3. Исследование вербальной агрессии в школьной речевой среде 53
3.1. Определение оптимального комплекса методов диагностики проявления
вербальной агрессии 53
3.2. Констатирующий эксперимент 62
Глава 4. Контроль над вербальной агрессией в школьной речевой среде 83
4.1. Определение основных направлений контроля над вербальной агрессией
в школьной речевой среде 83
4.2. Проект программы преодоления вербальной агрессии в школьной
речевой среде 90
Заключение 95
Список использованной литературы 98
Одна из наиболее острых проблем современного общества - высокий уровень агрессивности подростков. Особенно ярко эта проблема проявляется в школе. В школьной среде процветают конфликты, закладываются асоциальные привычки, формируется и резко проявляется агрессивное поведение.
Необходимость изучения именно вербальных проявлений агрессии подростков продиктована тем, что в современном обществе такая агрессия ошибочно оценивается как менее деструктивная и лишь «фиктивно» опасная, нежели агрессия физическая, а потому «в современных логосферах речевая агрессия сдерживается не только явно недостаточно, но и вообще слабо» [Михальская, 1996, с. 159].
Однако нельзя согласиться с тем, что вербальная агрессия не несёт в себе реальной угрозы. Во-первых, она способна причинить человеку серьёзные моральные страдания, и, как показывают исследования, зачастую является причиной нервозов и психозов подростков, которые нередко заканчиваются суицидами. Во-вторых, речевая агрессия часто является первым шагом на пути к агрессии физической. Наконец, вербальная агрессия препятствует эффективной коммуникации: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.
Сложность борьбы с речевой агрессией школьников состоит в том, что большинство из них не оценивают свою речь как агрессивную, что мешает им анализировать собственное поведение и, тем более, менять его. Кроме того, у подростков есть много «уважительных причин» для вербальной агрессии: повышение собственной самооценки («Ты хуже меня»), претензии на лидерство («Мне это можно»), отождествление себя с какой-либо социальной группой («Я с вами»), демонстрация «взрослости» и т.д.
Поэтому всестороннее исследование явления вербальной агрессии подростков является сегодня не только важным условием повышения эффективности коммуникации в школьной речевой среде, но и условием обеспечения коммуникативной безопасности подростков и общества в целом. Этим и объясняется актуальность темы исследования.
Необходимо отметить, что проблеме агрессивного поведения личности, подростков в частности, в отечественной психологии стали уделять внимание сравнительно недавно - в конце XX в. В советский период тема «детской агрессии» была закрыта.
Изучению этой проблемы посвящены работы следующих авторов: Л.М. Семенюк («Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции»), И.А. Фурманов («Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция»), Ю.Б. Можгинский
(«Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение,
профилактика»), А.А. Реан («Подростковая агрессия»), Ковалёв П.А. («Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения») и др.
Многоплановое психологическое исследование проблемы агрессии в отечественной психологии, по существу, только начинается (Г.М. Андреева,
B. В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин,
C. Е. Рощин, Т.Г. Румянцева; М.А. Алемаскин и др.).
Тогда как в зарубежной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования. Среди самых известных работы следующих авторов: А. Басс («Психология агрессии»), А.Басс и А. Дарки («Методика диагностики показателей и форм агрессии»), Л. Берковиц («Агрессия: причины, последствия и контроль»), Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия»), Д. Доллард и Н. Миллер («Теория агрессии и подражания»), К. Лорэнц («Агрессия или так называемое зло») и др...
Необходимость изучения именно вербальных проявлений агрессии подростков продиктована тем, что в современном обществе такая агрессия ошибочно оценивается как менее деструктивная и лишь «фиктивно» опасная, нежели агрессия физическая, а потому «в современных логосферах речевая агрессия сдерживается не только явно недостаточно, но и вообще слабо» [Михальская, 1996, с. 159].
Однако нельзя согласиться с тем, что вербальная агрессия не несёт в себе реальной угрозы. Во-первых, она способна причинить человеку серьёзные моральные страдания, и, как показывают исследования, зачастую является причиной нервозов и психозов подростков, которые нередко заканчиваются суицидами. Во-вторых, речевая агрессия часто является первым шагом на пути к агрессии физической. Наконец, вербальная агрессия препятствует эффективной коммуникации: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.
Сложность борьбы с речевой агрессией школьников состоит в том, что большинство из них не оценивают свою речь как агрессивную, что мешает им анализировать собственное поведение и, тем более, менять его. Кроме того, у подростков есть много «уважительных причин» для вербальной агрессии: повышение собственной самооценки («Ты хуже меня»), претензии на лидерство («Мне это можно»), отождествление себя с какой-либо социальной группой («Я с вами»), демонстрация «взрослости» и т.д.
Поэтому всестороннее исследование явления вербальной агрессии подростков является сегодня не только важным условием повышения эффективности коммуникации в школьной речевой среде, но и условием обеспечения коммуникативной безопасности подростков и общества в целом. Этим и объясняется актуальность темы исследования.
Необходимо отметить, что проблеме агрессивного поведения личности, подростков в частности, в отечественной психологии стали уделять внимание сравнительно недавно - в конце XX в. В советский период тема «детской агрессии» была закрыта.
Изучению этой проблемы посвящены работы следующих авторов: Л.М. Семенюк («Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции»), И.А. Фурманов («Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция»), Ю.Б. Можгинский
(«Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение,
профилактика»), А.А. Реан («Подростковая агрессия»), Ковалёв П.А. («Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения») и др.
Многоплановое психологическое исследование проблемы агрессии в отечественной психологии, по существу, только начинается (Г.М. Андреева,
B. В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин,
C. Е. Рощин, Т.Г. Румянцева; М.А. Алемаскин и др.).
Тогда как в зарубежной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения учёных и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования. Среди самых известных работы следующих авторов: А. Басс («Психология агрессии»), А.Басс и А. Дарки («Методика диагностики показателей и форм агрессии»), Л. Берковиц («Агрессия: причины, последствия и контроль»), Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия»), Д. Доллард и Н. Миллер («Теория агрессии и подражания»), К. Лорэнц («Агрессия или так называемое зло») и др...
Настоящая работа посвящена изучению сложного социально-психологического, лингвистического явления - вербальной агрессии, которое, будучи мало изученным в отечественной науке и практике, является широко распространённым в современном обществе и особенно - в школьной речевой среде.
Представленный в работе системный подход позволил изучить явление агрессии с позиции социологии, психологии, лингвистики и смежных дисциплин и выявить основные сущностные стороны данного явления: установить истоки, определить причины, выявить механизмы действия и особенности восприятия, оценить последствия.
Центральное место теоретической части исследования посвящено вербальной форме агрессии. На основе анализа научной литературы было определено понятие вербальной агрессии, установлено её отличие от схожих лингвистических явлений, выявлены причины, мотивы речевой агрессии и её последствия. Также были рассмотрены и классифицированы основные виды и формы проявления вербальной агрессии.
С учётом заявленного объекта исследования были изучены особенности проявления вербальной агрессии в подростковом возрасте.
В практической части работы мы определили наиболее эффективные и доступные методы и методики исследования речевой агрессии школьников: опрос по методике Басса - Дарки, сочинение на заданную тему, фиксация общения на скрытый диктофон. С их помощью был проведён констатирующий эксперимент, который наглядно продемонстрировал высокий уровень речевой агрессии большинства учащихся изучаемой возрастной группы: 68% - в 5 классе, 72% - в 6 классе, а также позволил сделать предположение об усилении и усложнении форм проявления речевой агрессии по мере взросления подростков. В ходе эксперимента мы выявили и описали основные виды и формы проявления вербальной агрессии в экспериментальной группе школьников, а также наиболее типичные ситуации возникновения речевой агрессии.
Это позволило нам определить основные направления решения проблемы вербальной агрессии в школьной речевой среде и дать практические рекомендации для коррекционно-профилактической работы над речевым поведением учащихся. В частности, нами был выделен, систематизирован и предложен для использования на уроках словесности учебный материал (тексты и пословицы) нравственно-этического и коммуникативно-ориентированного содержания, направленный на развитие речемыслительной деятельности учащихся, организацию речевого поведения в соответствии с правилами речевого этикета, формирование культуры общения и поведения школьников. Кроме того, мы представили проект программы преодоления вербальной агрессии в школьной речевой среде и разработали его краткое содержание.
Таким образом, теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Задачи научного поиска решены, цели исследования достигнуты...
Представленный в работе системный подход позволил изучить явление агрессии с позиции социологии, психологии, лингвистики и смежных дисциплин и выявить основные сущностные стороны данного явления: установить истоки, определить причины, выявить механизмы действия и особенности восприятия, оценить последствия.
Центральное место теоретической части исследования посвящено вербальной форме агрессии. На основе анализа научной литературы было определено понятие вербальной агрессии, установлено её отличие от схожих лингвистических явлений, выявлены причины, мотивы речевой агрессии и её последствия. Также были рассмотрены и классифицированы основные виды и формы проявления вербальной агрессии.
С учётом заявленного объекта исследования были изучены особенности проявления вербальной агрессии в подростковом возрасте.
В практической части работы мы определили наиболее эффективные и доступные методы и методики исследования речевой агрессии школьников: опрос по методике Басса - Дарки, сочинение на заданную тему, фиксация общения на скрытый диктофон. С их помощью был проведён констатирующий эксперимент, который наглядно продемонстрировал высокий уровень речевой агрессии большинства учащихся изучаемой возрастной группы: 68% - в 5 классе, 72% - в 6 классе, а также позволил сделать предположение об усилении и усложнении форм проявления речевой агрессии по мере взросления подростков. В ходе эксперимента мы выявили и описали основные виды и формы проявления вербальной агрессии в экспериментальной группе школьников, а также наиболее типичные ситуации возникновения речевой агрессии.
Это позволило нам определить основные направления решения проблемы вербальной агрессии в школьной речевой среде и дать практические рекомендации для коррекционно-профилактической работы над речевым поведением учащихся. В частности, нами был выделен, систематизирован и предложен для использования на уроках словесности учебный материал (тексты и пословицы) нравственно-этического и коммуникативно-ориентированного содержания, направленный на развитие речемыслительной деятельности учащихся, организацию речевого поведения в соответствии с правилами речевого этикета, формирование культуры общения и поведения школьников. Кроме того, мы представили проект программы преодоления вербальной агрессии в школьной речевой среде и разработали его краткое содержание.
Таким образом, теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Задачи научного поиска решены, цели исследования достигнуты...
Подобные работы
- Психолого-педагогическая профилактика вербальной агрессии у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Агрессивность детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Средства выражения речевой экспрессии в отечественной детской литературе
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - СИГНАЛЫ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ТЕКСТАХ НАУЧНОЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЦЕНЗИЙ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продлённого дня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Деформации в общении как компонент криминальной личности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ АГРЕССИИ ПЕДАГОГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016





