ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
«ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ» 7
1.1. Развитие представлений о конфликте и конфликтной компетентности. 7
1.2. Характеристика подросткового возраста. Становление конфликтной
компетентности 21
1.3. Успеваемость подростков как психолого - педагогическая проблема... 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ
УСПЕВАЕМОСТЬЮ 45
2.1. Описание методов и методик исследования 45
2.2. Результаты эмпирического исследования конфликтной компетентности
подростков с разной успеваемостью 51
2.3. Результаты корреляционного анализа 59
2.4. Рекомендации для специалистов по развитию конфликтной
компетентности подростков 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Сегодня конфликты - это реальность нашей повседневной жизни. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях [31, с. 44].
Особенно уязвимым к конфликтам является подростковый возраст. Подростковый возраст - это возраст значительных перемен в психике ребёнка, перестройки всего его организма, смены ценностных ориентаций, потери авторитета одними людьми и приобретения его другими, изменение взаимоотношений в семье, которые являются факторами конфликтного поведения [1, с. 82].
На практике межличностное взаимодействие в ситуации конфликта у подростков вызывает затруднения и в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Вместо того чтобы провести анализа проблемы и поиска оптимальных путей решения, подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к противоборству, в котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
Чтобы предотвращать конфликты необходимо формировать конфликтную компетентность - умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта [19, с. 72].
В психологических трудах, посвященных исследованию конфликтной компетентности, преобладают работы В.В. Базелюк, Г.С. Бережной, С.А. Володиной, С.Г. Шуман, В.П. Шуман, М.Т. Авсиевич, Л.И. Мельник, Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И. Сорокиной, в них рассматриваются вопросы содержания, структуры, методов диагностики и развития конфликтной компетенции в различных видах профессиональной и учебной деятельности [44]...
Исследовательская работа направлена на выявление особенностей конфликтной компетентности обучающихся с разной успеваемостью и повышение конфликтной компетентности как фактора успешной адаптации, профилактики отстраненности от образовательного процесса и благоприятного прогноза дальнейшей социализации. Данное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Конфликтная компетентность личности - это особая функциональная система саморегуляции, обеспечивающая эффективное разрешение конфликтов, показателем которого является самореализация личности и ее саморазвитие.
2. Развитию конфликтной компетентности подростков способствуют такие особенности самосознания, как ценностное отношение к своему имени, осознание возможности реализации притязания на признание взрослыми, половая идентификация, ценностное отношение к своему будущему.
3. К психологическим условиям, способствующим развитию конфликтной компетентности в подростковом возрасте, относится не только уровень проявления таких личностных качеств, как общительность, эмоциональная устойчивость, доминантность, экспрессивность, социальная смелость и напряженность, но и особенности взаимосвязей между ними.
4. Осуществление деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки обучающимся с высокой степенью конфликтности, профилактика дезадаптивного поведения, нарушения в межличностных отношений, содействия успешной социализации, повышения успеваемости, обеспечении личностно-ориентированного подхода при разрешении проблемных ситуаций и оказании помощи на переходных этапах обучения.
5. Конфликтная компетентность, сформированная у подростков, является важным условием снижения агрессивности школьников и их успешной социальной адаптации в учебной деятельности. Она определена как способность и готовность:осуществлять деятельность по профилактике конфликта;минимизировать деструктивные формы реального конфликта и перевести их в конструктивное русло;повысить успеваемость обучающихся за счет повышения знаний о конфликтной компетентности;выступить посредником или медиатором в разрешении конфликта.
6. На основе определения содержания конфликтной компетентности, а также с учетом особенностей подросткового возраста, были выделены и описаны три уровня: низкий (деструктивный), средний (непродуктивный) и высокий (конструктивный). Критерием выделения уровней служила степень устойчивости использования техник, направленных на конструктивное разрешение конфликта.
7. В результате исследования были выявлены следующие проблемы:
- жизненная потребность обучающихся в индивидуально-личностном сопровождении и поддержке для своевременного преодоления трудностей в процессе обучения в школе;
- неразвитая конфликтная компетенция обучающихся, не осознанность ими процессов отстранения от учебной деятельности;
- недостаточный уровень информированности учителей об индивидуальных особенностях и социализации учащихся разных возрастов;
- низкий уровень культуры и психолого-педагогической
компетентности родителей...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для
студентов вузов. М.: Академия, 2000. 80с.
2. Авксеньтьев В.А. Этническая конфликтология: в 2-х ч. М.: Академия, 2000. 54 с.
3. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.65с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.70 с.
5. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: автореф. дис. ... канд. псх. наук. Ярославль, 2009.С.90-127.
6. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт!
Новосибирск:,2001.С. 35-56.
7. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества. Советская педагогика, 1966. № 7. С. 15-21.
8. Буртовая Е.В. Конфликтология.М., 2007. C. 74
8. Войтова С.Л., Зубат Е.Н. Конфликтология. СПб, 2000. 85с.
9. Кибанов И.Е., Захаров А.Я., Конфликтология: учебник. М.,
2000.С. 54-70.
10. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Проспект, 2006. 32с.
11. Гельмонт А.М.О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: Просвещение, 2004. 326 с.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. М.: Просвещение, 2003. С. 45-75.
13. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей ЭКСМО, 2000.С. 105-130.
14. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. № 5.С. 20-38.
15. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. № 4. С. 18-25...74