Первичная профилактика вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
1.1. Проблема вредных привычек обучающихся (наркотической, алкогольной
зависимости и табакокурения) 7
1.2. Понятие первичной позитивной профилактики в литературных
источниках 14
1.3. Организация первичной позитивной профилактики вредных привычек
обучающихся в условиях образовательных учреждений 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕРВИЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 32
2.1. Экспериментальное исследование отношения к вредным привычкам
обучающихся 32
2.2. Программа первичной позитивной профилактики вредных привычек
обучающихся 44
2.3. Проверка эффективности программы первичной позитивной
профилактики вредных привычек обучающихся 55
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
1.1. Проблема вредных привычек обучающихся (наркотической, алкогольной
зависимости и табакокурения) 7
1.2. Понятие первичной позитивной профилактики в литературных
источниках 14
1.3. Организация первичной позитивной профилактики вредных привычек
обучающихся в условиях образовательных учреждений 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕРВИЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 32
2.1. Экспериментальное исследование отношения к вредным привычкам
обучающихся 32
2.2. Программа первичной позитивной профилактики вредных привычек
обучающихся 44
2.3. Проверка эффективности программы первичной позитивной
профилактики вредных привычек обучающихся 55
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек. Дети и подростки сегодня с особенным трудом воспринимают все, что относится к нравственности, среди подростков распространяется алкоголизм, наркомания, цинизм.
За последние десятилетия распространение вредных привычек (алкоголизма, табакокурения и наркомании) в России приняло катастрофические размеры. Наркомания приводит к тяжелейшим психическим, личностным и поведенческим расстройствам, административным правонарушениям и уголовным преступлениям, уходу из образовательных учреждений, бродяжничеству, заражению венерическими заболеваниями, СПИДом (С.П. Евсеев, В.В. Ивашенко, А.А. Сучилин, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, М.В. Еремин).
В настоящее время профилактике вредных привычек в нашей стране уделяется мало внимания. А ведь именно профилактика важна. Легче предупредить возникновение привязанности, чем потом избавиться от вредных привычек. Притом, избавиться легче от вредных привычек обучающихся, а не привычек взрослых
На сегодняшний день перед обществом встала важнейшая проблема воспитания человека, стремящегося к здоровому образу жизни, отвергающему курение, алкоголь, наркотики. Поэтому в современных условиях необходима систематическая профилактическая работа с целью формирования у молодёжи позитивной, положительной интолерантности к различного рода аддикциям, разрушающим человеческую личность. Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике — предупреждению возникновения зависимого поведения.
В последние годы в России развиваются и апробируются различные направления профилактики наркотической зависимости в молодежной среде. Быстрая зависимость, трудоемкость, долговременность, низкая эффективность лечения и реабилитации наркозависимых подсказывают, что основной упор необходимо делать на предупреждение, первичную позитивную профилактику. Должна изменяться вся идеология и стратегия антинаркотической деятельности (А.Н. Сергеев, Б.П. Целинский, Р.П. Катаева, Н.В. Паршикова, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили, В.А. Околелова).
Несмотря на значительное увеличение исследований в данной области, все более осознается противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации и табакокурения у подростков, и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы меры первичной профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в школе?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Первичная профилактика вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в образовательной организации».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность комплекса мер профилактики вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в школе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования - процесс первичной профилактики вредных привычек обучающихся 16-17 лет в образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс педагогической работы
профилактики вредных привычек обучающихся в школе будет эффективным, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся старших классов;
- использовать активные методы первичной профилактики.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и апробировать комплекс мер профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в образовательной организации.
3. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос);
статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2020 г.) - анализ научной литературы по теме исследования, который позволил сформулировать: цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.
Второй этап исследования (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.) разработка и экспериментальная проверка результативности комплекса мер профилактики вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в школе.
На третьем этапе (май 2021 г.) был сделан анализ полученных данных и составлены практические рекомендации.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 40 обучающихся 10-х классов в возрасте 16-17 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что произведен анализ научной литературы по теме исследования, который позволил сформулировать основные задачи исследования.
Практическая значимость. Разработан комплекс мер профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в образовательной организации, что в свою очередь может быть использовано в практической деятельности учителей в образовательных организациях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (50 источников), 77 страниц.
За последние десятилетия распространение вредных привычек (алкоголизма, табакокурения и наркомании) в России приняло катастрофические размеры. Наркомания приводит к тяжелейшим психическим, личностным и поведенческим расстройствам, административным правонарушениям и уголовным преступлениям, уходу из образовательных учреждений, бродяжничеству, заражению венерическими заболеваниями, СПИДом (С.П. Евсеев, В.В. Ивашенко, А.А. Сучилин, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, М.В. Еремин).
В настоящее время профилактике вредных привычек в нашей стране уделяется мало внимания. А ведь именно профилактика важна. Легче предупредить возникновение привязанности, чем потом избавиться от вредных привычек. Притом, избавиться легче от вредных привычек обучающихся, а не привычек взрослых
На сегодняшний день перед обществом встала важнейшая проблема воспитания человека, стремящегося к здоровому образу жизни, отвергающему курение, алкоголь, наркотики. Поэтому в современных условиях необходима систематическая профилактическая работа с целью формирования у молодёжи позитивной, положительной интолерантности к различного рода аддикциям, разрушающим человеческую личность. Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике — предупреждению возникновения зависимого поведения.
В последние годы в России развиваются и апробируются различные направления профилактики наркотической зависимости в молодежной среде. Быстрая зависимость, трудоемкость, долговременность, низкая эффективность лечения и реабилитации наркозависимых подсказывают, что основной упор необходимо делать на предупреждение, первичную позитивную профилактику. Должна изменяться вся идеология и стратегия антинаркотической деятельности (А.Н. Сергеев, Б.П. Целинский, Р.П. Катаева, Н.В. Паршикова, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили, В.А. Околелова).
Несмотря на значительное увеличение исследований в данной области, все более осознается противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации и табакокурения у подростков, и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы меры первичной профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в школе?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Первичная профилактика вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в образовательной организации».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность комплекса мер профилактики вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в школе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования - процесс первичной профилактики вредных привычек обучающихся 16-17 лет в образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс педагогической работы
профилактики вредных привычек обучающихся в школе будет эффективным, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся старших классов;
- использовать активные методы первичной профилактики.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и апробировать комплекс мер профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в образовательной организации.
3. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос);
статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2020 г.) - анализ научной литературы по теме исследования, который позволил сформулировать: цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.
Второй этап исследования (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.) разработка и экспериментальная проверка результативности комплекса мер профилактики вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в школе.
На третьем этапе (май 2021 г.) был сделан анализ полученных данных и составлены практические рекомендации.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 40 обучающихся 10-х классов в возрасте 16-17 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что произведен анализ научной литературы по теме исследования, который позволил сформулировать основные задачи исследования.
Практическая значимость. Разработан комплекс мер профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в образовательной организации, что в свою очередь может быть использовано в практической деятельности учителей в образовательных организациях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (50 источников), 77 страниц.
В последнее время в связи с быстротой ритма современной жизни и многими другими факторами вредные привычки стали занимать все большее место в жизни немалого количества людей, особенно молодого поколения.
1. Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, вредоносное с точки зрения общественного блага или здоровья самого человека. Анализируя современную литературу и методические рекомендации, мы выяснили, что к вредным привычкам следует отнести алкоголизм, курение, наркоманию, токсикоманию, игровую зависимость, шопингоманию и неправильное питание. Безусловно, любая из вредных привычек так или иначе оказывает свое негативное влияние на организм и соматическое здоровье человека. Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания, длительности присутствия и степени наносимого ими вреда. Наименее защищен от их разрушительного воздействия неокрепший организм детей. Подростковый возраст является наиболее чувствительным к негативным воздействиям социальной среды. Поэтому очень важно, своевременно осуществлять профилактические психолого-педагогические воспитательные воздействия на учащихся с целью формирования у них устойчивого негативного отношения к вредным привычкам.
2. Проведенное собственное экспериментальное исследование показало, что у обучающихся преобладает недостаточная осведомленность о наркотической и токсической зависимости, имеют склонность к употреблению ПАВ, преобладает несформированное отношение к психоактивным веществам, молодые люди в большинстве случаев устойчивы к давлению частично.
3. Разработанная программа первичной профилактики привычек разработана и реализована с целью снижения вероятности вовлечения обучающихся в экспериментирование с ПАВ, формирования вредных привычек. Реализация данной программы первичной профилактики вредных привычек у обучающихся способствовала повышению осведомленности обучающихся о мотивах употребления, и последствиях вредных привычек, ведущих к возникновению табачной, алкогольной и наркотической зависимости, снижению показателей направленности и положительного отношения к психоактивным веществам, отсутствию мотивации употребления ПАВ, отсутствию интереса к наркотическим веществам, психоактивным веществам, повышению критичности по отношению к психоактивным веществам. Проведенные мероприятия позитивной первичной профилактики вредных привычек способствовали формированию у обучающихся когнитивной установки отказа от вредных привычек, снижению мотивации употребления психоактивных веществ, негативного отношения к вредными привычкам.
1. Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, вредоносное с точки зрения общественного блага или здоровья самого человека. Анализируя современную литературу и методические рекомендации, мы выяснили, что к вредным привычкам следует отнести алкоголизм, курение, наркоманию, токсикоманию, игровую зависимость, шопингоманию и неправильное питание. Безусловно, любая из вредных привычек так или иначе оказывает свое негативное влияние на организм и соматическое здоровье человека. Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания, длительности присутствия и степени наносимого ими вреда. Наименее защищен от их разрушительного воздействия неокрепший организм детей. Подростковый возраст является наиболее чувствительным к негативным воздействиям социальной среды. Поэтому очень важно, своевременно осуществлять профилактические психолого-педагогические воспитательные воздействия на учащихся с целью формирования у них устойчивого негативного отношения к вредным привычкам.
2. Проведенное собственное экспериментальное исследование показало, что у обучающихся преобладает недостаточная осведомленность о наркотической и токсической зависимости, имеют склонность к употреблению ПАВ, преобладает несформированное отношение к психоактивным веществам, молодые люди в большинстве случаев устойчивы к давлению частично.
3. Разработанная программа первичной профилактики привычек разработана и реализована с целью снижения вероятности вовлечения обучающихся в экспериментирование с ПАВ, формирования вредных привычек. Реализация данной программы первичной профилактики вредных привычек у обучающихся способствовала повышению осведомленности обучающихся о мотивах употребления, и последствиях вредных привычек, ведущих к возникновению табачной, алкогольной и наркотической зависимости, снижению показателей направленности и положительного отношения к психоактивным веществам, отсутствию мотивации употребления ПАВ, отсутствию интереса к наркотическим веществам, психоактивным веществам, повышению критичности по отношению к психоактивным веществам. Проведенные мероприятия позитивной первичной профилактики вредных привычек способствовали формированию у обучающихся когнитивной установки отказа от вредных привычек, снижению мотивации употребления психоактивных веществ, негативного отношения к вредными привычкам.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ И РАБОТА ПО ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика употребления психоактивных веществ обучающимися на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ’ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ” ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика наркомании в молодежной и подростковой среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике табакокурения у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019



