Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Первичная профилактика вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в образовательной организации

Работа №169230

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
1.1. Проблема вредных привычек обучающихся (наркотической, алкогольной
зависимости и табакокурения) 7
1.2. Понятие первичной позитивной профилактики в литературных
источниках 14
1.3. Организация первичной позитивной профилактики вредных привычек
обучающихся в условиях образовательных учреждений 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕРВИЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 32
2.1. Экспериментальное исследование отношения к вредным привычкам
обучающихся 32
2.2. Программа первичной позитивной профилактики вредных привычек
обучающихся 44
2.3. Проверка эффективности программы первичной позитивной
профилактики вредных привычек обучающихся 55
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек. Дети и подростки сегодня с особенным трудом воспринимают все, что относится к нравственности, среди подростков распространяется алкоголизм, наркомания, цинизм.
За последние десятилетия распространение вредных привычек (алкоголизма, табакокурения и наркомании) в России приняло катастрофические размеры. Наркомания приводит к тяжелейшим психическим, личностным и поведенческим расстройствам, административным правонарушениям и уголовным преступлениям, уходу из образовательных учреждений, бродяжничеству, заражению венерическими заболеваниями, СПИДом (С.П. Евсеев, В.В. Ивашенко, А.А. Сучилин, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, М.В. Еремин).
В настоящее время профилактике вредных привычек в нашей стране уделяется мало внимания. А ведь именно профилактика важна. Легче предупредить возникновение привязанности, чем потом избавиться от вредных привычек. Притом, избавиться легче от вредных привычек обучающихся, а не привычек взрослых
На сегодняшний день перед обществом встала важнейшая проблема воспитания человека, стремящегося к здоровому образу жизни, отвергающему курение, алкоголь, наркотики. Поэтому в современных условиях необходима систематическая профилактическая работа с целью формирования у молодёжи позитивной, положительной интолерантности к различного рода аддикциям, разрушающим человеческую личность. Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике — предупреждению возникновения зависимого поведения.
В последние годы в России развиваются и апробируются различные направления профилактики наркотической зависимости в молодежной среде. Быстрая зависимость, трудоемкость, долговременность, низкая эффективность лечения и реабилитации наркозависимых подсказывают, что основной упор необходимо делать на предупреждение, первичную позитивную профилактику. Должна изменяться вся идеология и стратегия антинаркотической деятельности (А.Н. Сергеев, Б.П. Целинский, Р.П. Катаева, Н.В. Паршикова, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили, В.А. Околелова).
Несмотря на значительное увеличение исследований в данной области, все более осознается противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации и табакокурения у подростков, и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы меры первичной профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в школе?
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Первичная профилактика вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в образовательной организации».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность комплекса мер профилактики вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в школе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования - процесс первичной профилактики вредных привычек обучающихся 16-17 лет в образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс педагогической работы
профилактики вредных привычек обучающихся в школе будет эффективным, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся старших классов;
- использовать активные методы первичной профилактики.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и апробировать комплекс мер профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в образовательной организации.
3. Проанализировать полученные результаты и составить практические рекомендации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос);
статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2020 г.) - анализ научной литературы по теме исследования, который позволил сформулировать: цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.
Второй этап исследования (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.) разработка и экспериментальная проверка результативности комплекса мер профилактики вредных привычек у обучающихся 16-17 лет в школе.
На третьем этапе (май 2021 г.) был сделан анализ полученных данных и составлены практические рекомендации.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 40 обучающихся 10-х классов в возрасте 16-17 лет.
Теоретическая значимость заключается в том, что произведен анализ научной литературы по теме исследования, который позволил сформулировать основные задачи исследования.
Практическая значимость. Разработан комплекс мер профилактики вредных привычек для обучающихся 16-17 лет в образовательной организации, что в свою очередь может быть использовано в практической деятельности учителей в образовательных организациях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (50 источников), 77 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последнее время в связи с быстротой ритма современной жизни и многими другими факторами вредные привычки стали занимать все большее место в жизни немалого количества людей, особенно молодого поколения.
1. Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, вредоносное с точки зрения общественного блага или здоровья самого человека. Анализируя современную литературу и методические рекомендации, мы выяснили, что к вредным привычкам следует отнести алкоголизм, курение, наркоманию, токсикоманию, игровую зависимость, шопингоманию и неправильное питание. Безусловно, любая из вредных привычек так или иначе оказывает свое негативное влияние на организм и соматическое здоровье человека. Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания, длительности присутствия и степени наносимого ими вреда. Наименее защищен от их разрушительного воздействия неокрепший организм детей. Подростковый возраст является наиболее чувствительным к негативным воздействиям социальной среды. Поэтому очень важно, своевременно осуществлять профилактические психолого-педагогические воспитательные воздействия на учащихся с целью формирования у них устойчивого негативного отношения к вредным привычкам.
2. Проведенное собственное экспериментальное исследование показало, что у обучающихся преобладает недостаточная осведомленность о наркотической и токсической зависимости, имеют склонность к употреблению ПАВ, преобладает несформированное отношение к психоактивным веществам, молодые люди в большинстве случаев устойчивы к давлению частично.
3. Разработанная программа первичной профилактики привычек разработана и реализована с целью снижения вероятности вовлечения обучающихся в экспериментирование с ПАВ, формирования вредных привычек. Реализация данной программы первичной профилактики вредных привычек у обучающихся способствовала повышению осведомленности обучающихся о мотивах употребления, и последствиях вредных привычек, ведущих к возникновению табачной, алкогольной и наркотической зависимости, снижению показателей направленности и положительного отношения к психоактивным веществам, отсутствию мотивации употребления ПАВ, отсутствию интереса к наркотическим веществам, психоактивным веществам, повышению критичности по отношению к психоактивным веществам. Проведенные мероприятия позитивной первичной профилактики вредных привычек способствовали формированию у обучающихся когнитивной установки отказа от вредных привычек, снижению мотивации употребления психоактивных веществ, негативного отношения к вредными привычкам.



1. Авилова Л.А., Авилов А.Н., Кнышова Н.А. Профилактика вредных привычек у подростков в условиях школы. // Вестник научных конференций. 2018. № 4-2 (32). С. 6-7.
2. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: РУДН, 2016. С. 284.
3. Аксючиц И.К. Профилактические проблемы наркозависимости. - Брест: Издательство Академия, 2015. 132 с.
4. Александров А.А., Иванова ЕЛ, Котова М.Б. Профилактика вредных привычек среди детей и подростков // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. М., 2018. С 31-35.
5. Багнетова Е.А. Влияние семейных факторов на образ жизни и здоровье старшеклассников // Социологические исследования. М.: Наука РАН, 2011. №8. С. 139-142.
6. Багнетова Е.А. Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Сургут: Дефис, 2013. 178 с.
7. Бальсевич В. Спортивный вектор здорового образа жизни. М., 1985. 216 с.
8. Баранов А. А., Кучма В. Р., Звездина И. В. и др. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. М. : Литтерра, 2017. 216 с.
9. Белов В.Л. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: учеб. пособие. М.: Нарконет, 2017. 103с.
10. Богданова Н.А., Положевец Е.В. Ранняя профилактика вредных привычек у младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. Т. 9. № 3. С. 22-25.
11. Глазкова О.В. Развитие нового направления в образовательных учреждениях по профилактике табакокурения и злоупотребления психоактивными веществами./ Профилактика и лечение табачной зависимости состояния и перспективы./ Материалы VII Московской научно¬практической. М.: УЗ ЦАО, 2017. 141 с.
12. Евсеев С.П. Роль и место физической культуры в борьбе с наркоманией // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди обучающихся: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2012. С. 96-98.
13. Еременко, Е.А. Вредные привычки и их профилактика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/vrednie-privichki-i- ih-profilaktika-sredi-molodezhi-1008219.html(дата обращения 25.01.2021).
14. Еремин М.В., Карпов В.Ю. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательной школе //Актуальные проблемы одаренности: мат. 4 науч.- практ. конф. Самара, 2033. С. 124-128.
15. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2012. 288 с.
16. Зарецкий В.В., Булатников А.Н. Профилактическая деятельность как фактор формирования здорового стиля жизни: учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во AKADEMIA, АПКиППРО, 2016. 232 с.
17. Захра М., Бондарь Т.С., Голик А.С., Сутула А.В., Кочина Н.В., Горина В.В. Факторы, которые влияют на распространенность вредных привычек среди учащейся обучающихся. // Слобожанський науково- спортивний вюник. 2016. № 1 (25). С. 124-127.
18. Ивашенко В.В. Физическая культура и спорт как средство профилактики наркомании преступности среди обучающихся // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди обучающихся: мат. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2012. С. 42-45.
19. Казакова Г.П. Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени. Кемерово, 1998. С. 45.
20. Капская А.И. Технология деятельности социального работника по профилактике адиктивного поведения обучающихся // Технологии социально-педагогической работы: учеб. пособ. / под ред. Н.К. Калягиной. - М.: УД ЦССМ, 2012. 130с.
21. Карасева Т.В., Руженская Е.В. Особенности мотивации ведения здорового образа жизни // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. № 5. С. 30.
22. Карпов В.Ю., Еремин М.В., Абрамишвили Г.А., Добежин А.В. Физическая культура, спорт и туризм в системе профилактики девиантного поведения детей и подростков // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2019. № 4 (10). С. 90-97.
23. Катугина Е.П. Культурно-досуговая деятельность как средство профилактики вредных привычек студенческой обучающихся. // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 26. С. 127-129.
24. Качалова А.В., Тарасьян Н.А. Влияние вредных привычек на социльно-психологические аспекты здоровья личности. // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-9. С. 274-281.
25. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000 №619. Режим доступа: Консультант плюс (дата обращения 29.01.2021)
26. Кулиш Т.В. Формирование интолерантности к вредным привычкам у студентов техникума. // Крымский научный вестник. 2016. № 4 (10). С. 49¬66.
27. Кутумова О.Ю., Горный Б.Э. О потреблении психоактивных
веществ среди городских подростков - школьников в Красноярском крае // Современные исследования социальных проблем. 2016. №3. С, 126-135.
28. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 384 с.
29. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 384 с.
30. Маюров А.Н. Антинаркотическое воспитание школьников // Основы социальной педагогики / Под ред. В.А. Попова. Владимир, 1995. 470 с.
31. Мигуля М.Г., Ниязова А.А. Влияние социальной среды на развитие вредных привычек у современной молодёжи // Таврический научный обозреватель. 2016. № 4-3. С. 19-22.
32. Мухина С.А., Еманаева С.С. Вредные привычки подростков в формировании личности безопасного типа // Физическая культура, спорт и здоровье. 2016. № 28. С. 164-169.
33. Наркотики: проблемы организации профилактической работы в молодежной среде: материалы, исследования, тезисы // Управление молодежной политики администрации г. Омска. Омск, 2017. 57 с.
34. Некрасов В.П. Физическая культура против пьянства // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 37-39.
35. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Издательство «Ось-89», 2016. 176 с.
36. Панина Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход // Воспитание школьников. 2016. № 9. С. 54-60.
37. Плющ И.В., Третьякова А.В. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: учеб.пособие // ОБЖ. 2017. №7-8. С.37-42.
38. Профилактика негативных явлений в молодежной среде: методическое пособие / Под ред. Дерягиной М. Б., зам. директора МУ «МЦПН». 2-е изд., испр. и доп. Красноярск, 2018. 40 с.
39. Российский школьник и психоактивные вещества: технологии педагогической профилактики. Региональный аспект: учебник / под ред. С.С. Гиля. М.: Агенство «Социальный проект», РИТМ, 2019. 67 с.
40. Сергеев А.Н., Целинский Б.П. Рекомендации педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления ими в молодежной и подростковой среде. М., 2016. С. 30.
41. Сучилин А.А., Солопов И.Н., Черкашин В.П. Использование средств физической культуры и спорта для профилактики наркомании и привития здорового образа жизни у обучающихся // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди обучающихся: мат. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016. С. 71-74.
42. Турчак А.Л. Предупреждение вредных привычек у старших подростков способами физической культура: дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. 157 с.
43. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди обучающихся: мат. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016. С. 221-224.
44. Червоненко Д.В., Шелудько А.Н., Ермолаева Е.В. Вредные привычки // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 81.
45. Чуева Т.В., Погребняк А.А., Бросалин Д.А. Своевременная профилактика вредных привычек как условие для формирования здорового образа жизни гармоничной личности // Система ценностей современного общества. 2016. № 35. С. 175-178.
46. Шамшутдинова И.Р. Методы социальной работы по профилактике вредных привычек среди подростков // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: (дата обращения: 29.01.2021)
47. Шевцов А.М. Психология привычки. М.: Знание, 2016. 304 с.
48. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся обучающихся // Казанский медицинский журнал. 2016. № 5. с. 795.
49. Ekanem A. Breaking Bad Habits. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2016. 52 p.
50. Green S. Organized Mind: How To Rewire Your Brain To Stop Bad Habits & Addiction In 30 Easy Steps. Booktango, 2016. 30 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ