Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи материнского отношения и сформированости представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Типологии материнского отношения в трудах отечественных и
зарубежных авторов 18
1.3 Содержание понятий «здоровый образ жизни» и «здоровье» 28
1.4 Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей
старшего дошкольного возраста 34
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Организация и проведение эмпирического исследования взаимосвязей материнского отношения и сформированности представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного
возраста 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи материнского отношения и сформированности представлений о здоровом образе жизни детей старшего
дошкольного возраста 46
2.3 Программа оптимизации материнского отношения к детям старшего
дошкольного возраста 54
2.4 Анализ результатов проведения программы по оптимизации
материнского отношения к детям старшего дошкольного возраста 56
Выводы по второй главе 60
Заключение 63
Литература 65
Приложения 70
Современное общество характеризуется многообразием вариантов образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждая семья. Это разнообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в современном обществе существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни увеличивается и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей-дошкольников.
В отечественной науке имеются многочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о здоровом образе жизни и становления культуры такого образа у дошкольников (Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В. Купавцева, М.В. Меличева и др.).
Психолого-педагогические исследования Овчаровой P.B. привели к выделению эффективного и неэффективного отношения родителей. Так эффективный тип отношения родителей, способствует полноценному развитию личности ребенка. Неэффективный тип родительского отношения указывает на особую роль последнего в формировании патологических новообразований в психической деятельности и поведении ребенка. Но в данной работе мы будем использовать уровни материнского отношения: эффективный, нейтральный и неэффективный.
По данным социальных опросов, российские дети не обладают крепким здоровьем. Доля здоровых новорожденных за последние 7 лет понизилась с 48,3 до 36,5%. Прогноз специалистов говорит о том, что через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15-20%. Также, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу [60].
В категории «образ жизни» по отношению к ребенку дошкольного возраста, необходимо учитывать статус ребенка в семье: в жизни дошкольник является потребителем разных благ; в системе его потребностей присутствуют потребности «существования» и «удовольствия»; потребности «совершенствования» еще не определены, и пока не могут быть реализованы; ребенок не может самостоятельно повлиять на условия жизни и элементы структуры образа жизни, он полностью зависит от матери и отца, которые принимают главное участие в воспитании ребенка...
Современное общество характеризуется множеством вариантов образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый. Это многообразие не всегда является образцом, особенно для ребенка, в результате этого создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения
здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Полноценные представления о здоровом образе жизни выступают результатом осознанного, целенаправленного присвоения человеком
индивидуального или социального опыта построения здорового образа жизни, овладения им комплексом знаний, умений и навыков, соответствующим сфере здоровья.
В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о здоровом образе жизни и становления культуры такого образа у дошкольников (Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В. Купавцева, М.В. Меличева и др.).
Здоровый образ жизни не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в обществе. Но это могут исправить самые главные воспитатели - матери. Мамы могут научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, они выступают личным примером демонстрации здорового образа жизни, поэтому в этих случаях можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Рассматривая категорию «образ жизни» по отношению к ребенку дошкольного возраста, необходимо учитывать статус ребенка в семье: в жизни дошкольник является потребителем различных благ; в системе его потребностей присутствуют потребности «существования» и «удовольствия»; потребности «совершенствования» еще не определены, и не могут быть реализованы; ребенок не может самостоятельно повлиять на условия жизни и составляющие структуры образа жизни; он полностью зависит от матери и отца, которые принимают главное участие в процессе воспитания и развития ребенка.
Цель и задачи, поставленные в диссертационной работе, выполнены. Исследовано, что неэффективный тип материнского отношения ведет к несформированности показателей представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Также, выявлены корреляционные связи между отдельными показателями, характеризующие уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни и тип материнского отношения. Доказано, что неэффективные типы материнского отношения к ребенку («отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация») статистически значимо (р>0,01) связаны с показателями сформированности представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста. «Симбиоз» - «полнота» и «обобщенность» представлений - мама в построении взаимоотношений с ребенком не устанавливает психологическую дистанцию, поэтому ребенок имеет представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. «Авторитарная гиперсоциализация» - «полнота» и «обобщенность» представлений о
здоровом образе жизни говорит о том, что авторитарность матери приводит к тому, что ребенок затрудняется объяснить значение для здорового образа жизни знакомых ему видов деятельности.
Из всего вышесказанного следует вывод о том, что решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования. Установлено, типы материнского отношения определяют сформированность представлений о здоровом образе жизни.
1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. М.: Изд-во РУДН, 1998.
2. Айзман Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации. // Интегральный подход к формированию здоровья человека. Новосибирск: Наука, 2000. С. 3-6.
3. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости. М.: АСТ, 2003.
4. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ. / Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова. Т.1. Псков: Редакционноиздательский совет ИГИИ им. С.М.Кирова, 2003.
5. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. М.: Аркти, 2003.
6. Вайнер Э. Н. Общая валеология. Липецк: Липецкое изд-во, 2004.
7. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. / 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика- Синтез, 2005.
8. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников. // Дошкольное воспитание. № 7. 1998. С. 5 - 9.
9. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение,
1991.
10. Гризик Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон, науч. рук.: Е. В. Соловьёва. М.: Просвещение, 2010.
11. Гундаров И.А. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ. / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. М.: Академия, 2009.
12. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.:
Просвещение, 1991.
13. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.:
ЗДЕТОШКА-А, 2001.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996.
15. Железнякова З.Р. Организация взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада. // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. Брест: БрГУ, 1997...65